Сложности, с которыми сталкиваются клиенты веб-студий
Данные опроса: 37% клиентов не сталкивались с проблемами при разработке, а у 40% срываются сроки.
Недавно «Рейтинг Рунета» & CMS Magazine провели исследование, в ходе которого в том числе были заданы и два важных вопроса, помогающие определить, с какими трудностями пришлось столкнуться клиентам студий, обратившимся за разработкой сайта в течение 2015 года.
Первый вопрос звучал так: «С какими проблемами вам приходилось сталкиваться в процессе работы?».
Второй: «Какие сложности возникали именно со стороны вашей компании?».
В обоих случаях можно было выбрать несколько вариантов ответа.
Проблемы, с которыми сталкиваются клиенты
Начнем с хорошего. 36,8% респондентов остались довольны работой веб-студий и выбрали вариант ответа «Никаких проблем, работа шла, как часы». Однако почти 40% пожаловались на срыв согласованных сроков. А 30,9% опрашиваемых видят серьезную проблему в недооценке трудозатрат. При этом 11,8% участников опроса и вовсе заявили, что подрядчик начал требовать с заказчика дополнительные, не обговоренные ранее платежи.
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
Среди наиболее часто встречающихся проблем также:
- непонимание исполнителем поставленных задач — 29,4%;
- смена сотрудников со стороны исполнителя — 22,1%;
- некачественные услуги — 19,2% и др.
Проблемы, с которыми сталкиваются заказчики интернет-магазинов
Вполне ожидаемо оказалось, что с наибольшим количеством проблем сталкиваются заказчики интернет-магазинов. 56% (!) из них сообщили, что работа не выполнялась в изначально поставленные сроки. А 40% пожаловались на то, что трудозатраты изначально были подсчитаны неверно!
Какие сложности возникают со стороны компании-клиента
К счастью, большинство заказчиков готовы критично относится не только к сотрудникам веб-студий, но и к собственному коллективу.
По признанию респондентов, в 38,2% случаев процесс согласований и принятия решений затягивался стороной компании-клиента. А в 32,4% — сложности возникали из-за внесения изменений в согласованный проект. Нельзя обойти стороной и пресловутую проблему с контентом: 22,1% опрашиваемых осознают, что предоставляют его с опозданием или не в надлежащем виде.
Интересно, что перед заказчиками с бюджетом до 200 тысяч рублей (который обычно характерен для небольших компаний), часто возникают те же проблемы, включая долгий процесс согласования. Хотя, казалось бы, бюрократии должно быть существенно меньше.
Основные выводы
|
Есть ли возможность избежать или хотя бы снизить риски возникновения сложностей, описанных выше?
|
|
Валерий Комягин
Генеральный директор «Студии Валерия Комягина» |
«Ряд проблем тесно взаимосвязан. Так, срывы сроков и недооценка бюджета проекта со стороны исполнителя часто вызваны непониманием поставленных задач и, как следствие, недооценкой трудозатрат.
Другой причиной срыва сроков часто становится перегрузка „производственных мощностей“ исполнителя — ситуация, в которой студии продают больше, чем могут „съесть“. Такая картина регулярно возникает из-за дефицита кадров в отрасли и несогласованности действий производственного подразделения и отдела продаж.
Приятно удивил факт готовности заказчика признавать свою часть ответственности. Работа над проектом всегда зависит от обеих сторон, и примерно в половине случаев сроки затягиваются самим заказчиком. Мы занимаемся сложными интегрированными решениями, поэтому в нашей практике чаще всего сталкиваемся с такими причинами, как долгое принятие решение и срыв сроков по подготовке к интеграции внутренних систем документооборота (1С, SAP, Microsoft Navision, и т. д.) сотрудниками заказчика.
Внесение изменений в согласованный проект беспокоит меньше. Вместо того, чтобы бороться с этим явлением, мы просто приняли это как вынужденную неизбежность. Когда речь идет о больших сложных проектах, наивно надеяться на возможность зафиксировать требования „раз и навсегда“. Поэтому мы фиксируем только сроки и бюджет проекта, и работаем с требованиями так, чтобы они соответствовали первым двум параметрам.
Полностью искоренить срыв сроков, на мой взгляд, невозможно. Но с помощью этих практик можно значительно повысить точность прогнозирования:
- Календарный план-график должен быть пессимистичным. Очень часто при планировании выпадают такие „мелочи“, как отпуска и больничные сотрудников и время, необходимое на проведение промежуточных согласований. Стройте пессимистичный план — в лучшем случае вы сможете порадовать заказчика досрочным завершением работ, но скорее всего вы просто сможете в него уложиться.
- Закладывайте риски в план-график. В зависимости от сложности проекта резервируйте от 10 до 30–50% часов в качестве рисков на возможные изменения требований со стороны клиента или недооценку трудозатрат со стороны руководителя проекта.
- Планируйте собственную загрузку. Для этого нужно иметь четкое представление о ваших реальных мощностях. Если ваши программисты способны „выдать“ работы на 100 часов в неделю, а в проект заложено выполнение работы на 150 часов — сроки точно будут сорваны.
- Введите регулярную отчетность руководителей проектов по срокам. Форматов для этого разработано множество. Мы в „Студии Комягина“ используем еженедельные отчеты „планировали сделать / сделали / хотим сделать на этой неделе“.
- Согласовывайте свои планы с заказчиком. Очевидный факт, который часто игнорируется, и мы регулярно сталкиваемся с ситуациями, когда человек, необходимый для утверждения эскиза отбыл в отпуск в самый неподходящий момент или „внезапно“ случилась выставка, на которую переброшены все силы заказчика.
- Будьте гибкими. Заказчик тянет с контентом? Может быть стоит написать его самостоятельно или пригласить внешнего копирайтера в проект? 1С-ники заказчика не успевают реализовать нужный функционал в срок? Можете ли вы в это время работать над другими частями проекта, не зависящими от них?
- Не бойтесь сообщать заказчику об изменениях в сроках. Во-первых, так раздражение от срыва сроков будет значительно меньше — из неожиданного оно превратится в ожидаемое. Кроме этого, заказчик, видя изменения в сроках, может помочь вам — например, отказавшись от части новых требований, или убедив руководителя найти время на немедленное согласование необходимых работ».
Читать по теме: вся серия исследований «Рейтинг Рунета» и CMS Magazine