Как нормально общаться с дизайнером: 7 простых правил
Правильно ставим ТЗ и критикуем макеты без оскорблений.
Даже заказывая веб-дизайн у настоящего профи, можно не понять друг друга и получить не лучший результат. Почему так происходит?
Давайте сегодня разберём не ошибки дизайнера, а именно те случаи, когда заказчик делает что-то такое, что плохо влияет на мотивацию исполнителя.
Три типа взаимоотношений между заказчиком и дизайнером
«Клиент и шеф-повар»
Вы изучаете «меню» (портфолио), смотрите цены, делаете выбор и заказываете шефу понравившееся «блюдо». В такой ситуации вы полагаетесь на вкусы дизайнера, надеясь, что работу для вас он сделает не хуже, чем в портфолио.
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
Преимущество: вы не участвуете в работе, а просто платите и ожидаете своё «блюдо высокой кухни».
Недостаток: «шеф-повар» с вами и вашим бизнесом может быть не знаком. А значит, не учитывает вашей специфики. Поэтому результат может быть любой, как в игре в рулетку.
Примерно так выглядит лицо заказчика, который не участвовал в работе и получил блюдо не по вкусу
«Инструктор автошколы и ученик»
В этой ситуации всё наоборот. Вы — инструктор. Вы вроде и даёте порулить ученику, да только всё время указываете ему — что и когда нажимать. А иногда вообще руль можете перехватить и диктовать свои условия.
Преимущество: работа идёт с учётом ваших предпочтений и вы всегда в курсе движения по проекту.
Недостатки: вы мешаете дизайнеру заниматься делом. У вас свои задачи (управление бизнесом или другое), у него — свои.
«Деловые партнеры»
Идеальный вариант отношений, к которому нужно стремиться. Вы рассказываете дизайнеру о целях своего проекта и составляете техническое задание. Дизайнер выполняет наброски с учётом ваших пожеланий. Вы вместе их обсуждаете и на взаимовыгодных условиях приходите к успешному результату. Каждый занимается тем, что он знает лучше всего.
А теперь обещанные простые правила, которые помогут эффективно общаться с дизайнером
1. Грамотно составляйте техническое задание
Иногда слышим от заказчиков:
— «Ну, чтоб красиво, сделай!»,
— «Хочу, чтоб зацепило»,
— «Ну, ты рисуй, как видишь, а я потом скажу».
Дизайнер, к сожалению, не телепат и прочитать ваши мысли не может.
Ваше участие в работе — обязательное условие для хорошего результата. До начала работ объясните: какая цель вашего проекта, чего вы хотите добиться? Опишите это в техническом задании, приложите понравившиеся примеры.
Помните: всё, что не оговорено изначально, потом оплачивается дополнительно. Если вы сможете донести дизайнеру суть вашего бизнеса, переплачивать вам потом не придется.
2. Говорите о целях изменений, а не о способах
Представьте: в хирургическом отделении идет операция. И пациент на операционном столе начинает указывать доктору, где сделать надрез.
Именно так ваши подсказки оценивает дизайнер. Если нужно что-то изменить — сделайте акцент не на то, какой шрифт использовать, а что вы хотите получить в результате изменений. Например:
Неправильно: «Сделай это красным, а внизу фотку парня с улыбкой добавь».
Правильно: «Хочу, чтобы лендинг выглядел более позитивно и ярко».
Неправильно: «Сделай толщину этой линии на 3 пикселя толще».
Правильно: «Пожалуйста, сделай грани более явными»
Неправильно: «Тут делаем отступ 50 пикселей, внизу — 30, а по бокам — оставь».
Правильно: «Мне кажется, элементы нужно расположить подальше друг от друга».
Не лишайте дизайнера музы, не диктуйте своё видение, особенно на первых этапах проекта. Попиксельные изменения можно предлагать в финале. В начале нужно лишь наметить цели изменений. А как достичь этих целей и что для этого предпринять, пусть позаботится дизайнер.
3. Хотите что-то предложить — используйте форму вопроса
Иногда всё равно возникает ситуация, когда заказчику хочется поменять что-то конкретное в дизайне, и второе правило приходится нарушать. (Особенно это касается финальных стадий.) Как поступить?
Выразите пожелания в форме вопроса. Например:
Неправильно: «Сделай этот элемент красным».
Правильно: «Может сделаем этот элемент красным, как думаешь?».
Неправильно: «Меняй шрифт на вот такой!».
Правильно: «Может шрифт поменяем на другой? Вам не кажется, что этот слишком большой?».
Между вопросом и безапелляционным приказом — существенная разница.
Хотите, чтобы дизайнер думал вместе с вами? Задавайте вопросы.
4. Не нравится? Скажите об этом вовремя
Иногда встречаются заказчики, которые до финальной стадии говорят, что их всё устраивает в дизайне. Но потом вдруг оказывается, что кому-то из руководства (со стороны заказчика) не нравится сама идея, и приходится всё в корне менять.
Конечно, заказчик может изменить концепцию на любом этапе проекта. Но опять же: всё, что выходит за рамки технического задания, оплачивается дополнительно. Нужно вовремя просматривать наброски, комментировать варианты работ, говорить — что в них не так, и почему. Вы сэкономите деньги и время, если будете придерживаться этого правила.
5. Не можете объяснить — покажите наглядный пример
Найдите примеры работ, которые пришлись вам по вкусу и покажите исполнителю.
6. Не оскорбляйте работу дизайнера
Не оскорбляйте работы дизайнера. Особенно если собираетесь с ним дальше работать.
За время работы студии нам встречались заказчики, которые могли отозваться о работах: «Что это за хрень!?». К сожалению, такие комментарии напрочь убивают желание продуктивно работать
Если вам не нравится набросок или результат работы — конечно, нужно об этом говорить. Просто немного спокойнее:
— Этот вариант меня не устраивает, потому что...
— Я думаю, этот набросок не передает идею.
Цель любой критики — внести больше конструктива, улучшить, приблизить к идеалу.
7. Не придирайтесь к мелочам в самом начале
Когда вам показывают первые наброски, воздержитесь от комментирования деталей и исправления мелочей. Цель набросков — донести главную мысль, согласовать направление, в котором будет двигаться дизайнер.
Не смотрите на качество исполнения на этом этапе. «Почему такие отрывистые линии?», «А почему так нечётко?», «Что это? Как-то не симметрично!» — такие вопросы в самом начале отвлекают от главных мыслей о концепции проекта. Можно часами подправлять линии набросков и обсуждать пиксели, но это всё станет неважным, когда вы вдруг поймёте, что надо в корне менять идею.
(Прим.ред.: есть ещё восьмое правило, очень простое, но эффективное — выбирайте правильный цвет для ваших комментариев)
Подытожим
Залог успешного дизайна — хорошие партнёрские отношения с профессиональным дизайнером. Для этого нужно не так много:
- качественно составить техническое задание;
- дать дизайнеру делать своё дело;
- говорить об изменениях вовремя;
- показывать примеры, когда тяжело рассказать словами;
- не оскорблять работы дизайнера (и его, конечно, тоже);
- не приказывать, а предлагать свои идеи в вопросительной форме;
- исправлять конкретные детали в самом конце.
И ещё один важный момент: хотя бы иногда хвалите дизайнера, когда вам нравится результат.
Комментарии заказчика и дизайнера
|
|
Александр Альхов
CEO Courseburg.ru |
Дизайнеры часто не мыслят бизнес-задачами: это факт, с которым надо смириться и научиться с этим работать. И, как ни странно, ТЗ они не читают или делают это по диагонали. Недавний пример: заказывали баннеры для AdWords, было ТЗ, были примеры из другой сферы, которые проверены и работают.
В результате получили очень красивые баннеры, прям очень красивые картинки — но, скорее всего, они не сработают. Мы потратили деньги и время.
Самый простой вариант — сделать принтскрин интерфейса, в котором будет работать то, что вы заказываете. Если бы дизайнер видел не макеты, а как это будет выглядеть в интерфейсе, он бы сделал нормально.
(Прим.ред.: о дизайнерах, не понимающих бизнес-задач, можно также почитать в колонке «Как избавиться от привычки к быдлодизайну»)
Второй лайфхак, который нам помогал не один раз — это детально рассказать про ЦА и дать фото «среднестатистического» клиента. Как ни странно, это работает. Дизайнеры и фотографы имеют свои профдеформации, они хотят самовыразиться. Не давайте им такой возможности, сами выключайте вкусовщину и своё «Я бы сам не кликнул». Вы ведь пришли к ним для решения своих бизнес-задач?
|
|
Алексей Шалин
capsula.io |
Пообщайтесь с дизайнером с точки зрения простого человека, вашего клиента: нравится ли ему ваш продукт, что его вдохновляет, в чём он видит недостатки. Как бы ни парадоксально звучало, если дизайнер обсуждает с вами только дизайн, только визуальные приёмы и больше ему сказать нечего — это повод задуматься.
Разбивайте работу на этапы. Чем чаще вы будете обсуждать и корректировать с дизайнером промежуточные итоги — тем лучше для проекта.
Документируйте с дизайнером каждое значимое изменение в работе.
И, кстати, старайтесь делать это в одном канале: почте, трекере задач, расшаренном документе или мессенджере. Структурность и упорядоченность позволит взглянуть на проект с высоты (birdview) и понять, куда вы движетесь.
Не бойтесь «красть» идеи оформления и фишки у других успешных сервисов и показывать это дизайнеру как пример. Скорее всего, обкатанные приёмы сработают гораздо лучше, чем вымученная креативность и кажущаяся уникальность. Вам нужно решить бизнес-задачу, а не создать ещё один мёртворожденный арт-проект.
Вообще — чем больше референсов, скринов, аналогий с обоих сторон — тем легче вы найдете с дизайнером общий язык. Всё это — его родная стихия.
Коллеги, а что думаете вы?
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Если у вас есть, что дополнить — будем рады вашим комментариям. Если вы хотите написать статью с вашей точкой зрения — прочитайте правила публикации на Cossa.