Что такое «видимость относительно конкурентов» и как оценить SEO-потенциал сайта
Коллеги из «Директ Лайн» рассказывают, как анализировать выдачу и делать правильные выводы.
SEO-аналитика за последние годы значительно усложнилась. Основываясь на знакомых показателях — позициях и трафике сайта, — всё труднее разобраться, насколько эффективно его продвигают.
Причины:
-
Позиции могут меняться разнонаправленно — это мешает увидеть реальную картину.
-
Типизация выдачи («подмешивание» в неё разных видов сайтов) не позволяет продвинуть конкретный сайт по всем запросам. Не всегда очевидно, где предел возможного улучшения позиций.
Например, в отчёте вы видите статистику за месяц по 100 запросам. Данные показывают, что после очередного обновления поисковой выдачи по 30 запросам позиции ухудшились, по 20 — улучшились.
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
Ежедневные изменения позиций сайта по запросам группы «пластическая хирургия»
Как думаете, это приведёт к росту поискового трафика или, наоборот, к снижению?
Чтобы точно и обоснованно ответить на этот вопрос, надо опираться на интегрированный показатель, который должен учитывать частотность каждого запроса и позицию сайта по этому запросу. Оценка показателя «видимость сайта» помогает эффективно решать эти задачи.
Методика расчёта видимости сайта
Для расчёта интегрированного показателя «видимость сайта» необходимо учесть частотность каждого запроса и позиции сайта по ним.
-
У каждой позиции свой «вес». Верхние позиции (топ-3) собирают больше трафика, поэтому имеют больший вес при расчёте видимости.
-
Частотность запросов учитывается аналогичным образом: чем популярнее запрос, тем больше его вес и, как следствие, тем сильнее он влияет на итоговый показатель видимости.
Например, рассчитаем видимость двух сайтов по списку запросов 1–4:
|
Запрос 1 | Запрос 2 | Запрос 3 | Запрос 4 |
|
|
---|---|---|---|---|---|---|
Частотность запросов | 5 | 60 | 12 | 100 |
|
Позиция | Вес позиции* | Запрос 1 | Запрос 2 | Запрос 3 | Запрос 4 |
|
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 0,43 | Сайт 1 | |||||
2 | 0,28 | Сайт 2 | Сайт 1 | ||||
3 | 0,22 | Сайт 2 | |||||
4 | 0,18 | Сайт 2 | |||||
5–11 | 0,15 | ||||||
12–20 | 0,08 | Сайт 1 | Сайт 1 |
* В этом примере вес позиции определяется на основе показателей кликабельности различных мест выдачи
Перемножим частотность запросов на коэффициент позиций, занимаемых сайтом, и вычислим их сумму. Так мы получим значение интегрированного показателя «видимость сайта».
Частотность Сайта 1: 5 × 0,43 + 60 × 0,08 + 12 × 0,28 + 100 × 0,08 = 18,31
Частотность Сайт 2: 5 × 0,22 + 60 × 0,28 + 12 × 0 + 100 × 0,18 = 35,9
Очевидно, что у Сайта 2 лучшая видимость, чем у Сайта 1. Значит, он более заметен для целевой аудитории. Чтобы объективно оценить значение показателя видимости, нужно смотреть не только на свой результат, но и на видимость конкурентов.
С чем сравнивать
В поисковой выдаче по каждому запросу присутствуют сайты нескольких видов. На языке SEO это называется «типизация выдачи».
Например, по запросу «входные двери» в первой десятке:
-
M интернет-магазинов отделочных материалов с большим ассортиментом,
-
N специализированных интернет-магазинов дверей,
-
K производителей дверей с моноассортиментом,
-
X информационных сайтов со статьями «сделай сам»,
-
Y порталов вроде tiu.ru и «Близко.ру».
Зелёная рамочка — узкоспециализированные сайты; жёлтая — интернет-магазин с широким ассортиментом; синяя — портал; оранжевая — сайт производителя дверей; красная — сайт с отзывами
Пропорции постоянно меняются по каждому запросу в зависимости от предпочтений пользователей.
Сайт интернет-магазина с широким ассортиментом не может конкурировать с «Википедией», порталом tiu.ru или специализированным сайтом дверей. У них в выдаче отдельные «слоты», а у сайтов вашего типа — свои позиции.
Вы не можете повлиять на предпочтения поисковых систем к типам сайтов, ваша цель — быть первым среди прямых конкурентов (сайтов такого же типа и тем же ассортиментом, что у вас).
Оценка видимости учитывает эту особенность и позволяет правильно определить направление дальнейших действий:
-
Если с сегодняшнего дня сайтам вашего типа отводятся более низкие места в выдаче, вы потеряли позиции и видимость, но при этом остаётесь первыми среди прямых конкурентов — это хороший результат. Продолжайте следовать намеченному плану продвижения.
-
Если после очередного обновления поисковой выдачи у вас улучшилась видимость, но при этом прямые конкуренты вас обогнали и заняли более высокие позиции — это плохой результат, нужно анализировать ситуацию и менять стратегию.
Как оперативно оценить видимость сайта
Эффективное продвижение сайта сегодня требует постоянного мониторинга видимости относительно конкурентов. При большом количестве запросов (500+) вручную собрать позиции, учесть типизацию и частотность, да ещё и сделать верные выводы по ситуации — очень сложно.
Для автоматизированной оценки видимости сайта можно воспользоваться различными общедоступными сервисами, например:
-
MegaIndex показывает видимость сайтов по большой базе запросов, которые анализирует система, без ограничения по тематике. Этот сервис полезен, если вы хотите посмотреть, за счёт каких запросов можно расширить семантическое ядро, какие товарные направления представлены у ваших конкурентов, и какие сайты наиболее близки к вам по семантическому ядру. Минус: нет возможности отслеживать видимость по конкретному списку запросов.
-
Key Collector позволяет оперативно составить рейтинг сайтов по присутствию запросов в ТОП-10, за счёт чего можно определить сайты конкурентов, на которые стоит ориентироваться. Минус: сервис не учитывает частотность запросов.
-
AllPositions — в основном сервис предназначен для мониторинга позиций, но с его помощью также можно посмотреть видимость сайтов. Минус: непрозрачная методика расчёта, которая не даёт возможности быть полностью уверенным в полученных данных.
-
Среди полностью бесплатных сервисов можно отметить этот инструмент. Он строит рейтинг видимости по количеству запросов в топ-10, но не учитывает частотность и конкретные позиции сайта. Этот сервис не подходит для работы с большим объёмом информации, но справляется с оперативным поиском конкурентов по небольшому списку запросов.
У всех этих сервисов есть недостатки, поэтому мы разработали собственный сервис, который ежедневно ранжирует сайты по алгоритму расчёта видимости, описанному выше. А также: показывает видимость продвигаемого сайта и всех наиболее видимых сайтов в динамике; позволяет строить отчёт по произвольному списку запросов в произвольном регионе; показывает видимость сайта по всем запросам и отдельно по конкретным группам (что незаменимо в больших проектах).
Оценка продвижения сайта по анализу видимости
Проиллюстрируем процесс анализа на примере работы нашего сервиса.
Видимость сайта интернет-магазина «Два Прораба» по группе запросов «входные двери»
Сайты клиента выделены зелёным цветом, прямые конкуренты — красным, коммерческие сайты другой типизации — жёлтым (узкоспециализированные магазины по продаже дверей), информационные порталы — серым.
По таблице вы можете оценить видимость сайта на текущий момент. Благодаря цветовой градации хорошо заметно, как меняются позиции у сайтов различных типов по отношению друг к другу за короткий период.
Это позволяет:
-
понять, какую позицию ваш сайт занимает относительно прямых конкурентов;
-
определить типы сайтов, преобладающие в поисковой выдаче;
-
выявить дополнительные зоны роста, например, за счёт размещения контента на информационных сайтах, занимающих высокие позиции в выдаче.
Видимость продвигаемого сайта (красная линия) и наиболее видимых конкурентов (линии других цветов)
По графику легко проанализировать динамику изменений видимости сайтов за бо́льший промежуток времени. И главное — скорректировать стратегию продвижения:
-
прогнозировать влияние отдельных факторов на распределение позиций в топе в будущем — вовремя адаптировать сайт к изменениям;
-
заметить «новых игроков» — сайты конкурентов, которые быстро увеличивают свою видимость и в перспективе могут занять высокие позиции в выдаче;
-
выявить сайты-ориентиры с высокой видимостью и на основании их анализа определить, какие факторы в вашей тематике являются решающими для попадания в топ. Например, объём и виды контента, который необходим на продвигаемых страницах, особенности в структуре сайта, скорость загрузки страниц, построение ссылочной массы.
В условиях типизации поисковой выдачи — это наиболее эффективный метод анализа ситуации.
Хотите подсказать новость или поделиться экспертным мнением? Пишите: news@cossa.ru