Не подсаживайся на собственную дурь: новелла-антиутопия об экономике внимания
Как связано кредо наркодилеров с работниками Кремниевой долины и почему демократия никогда не будет прежней. Про технократию, экономику внимания и аддиктивный дизайн в 5 главах.
Глава первая. Лайки
2007 год. За окном дождь. В это утро Джастин долго думал, как улучшить проект, сделать его позитивным. Так в Facebook появилась возможность ставить лайки. Джастин Розенштейн сотворил монстра, сам того не желая. Охваты соцсети начали расти бешеными темпами: появился простой механизм сбора данных о предпочтениях пользователей, и рекламодатели начали вливать в соцсеть бюджеты.
Лайки стали весомым фактором не только для девушки, которая запостила своё полуголое фото с цитатой Ницше, но и для топ-менеджеров и финансовых директоров, которые в поте лица трудятся над квартальным отчётом перед главным офисом.
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
Глава вторая. Скука
На другом конце земного шара скучала Марина. Её грызло, что она так и не смогла сказать Андрею о своих чувствах. Эта нерешительность породила раздражение. Нужно было срочно убить в себе эти чувства. Но как? Внимание и чувство собственной важности, подумала она. Так, поставив лайки и получив парочку в ответ, она испытала облегчение. Повторяя эти действия, выкладывая фотки, получая лайки и комменты, она ощутила прилив эндорфинов. Она и ещё несколько миллионов человек. В этот вечер на планете родилась «Экономика внимания».
Почему Марина перестала чувствовать отягощающую грусть после натификейшена о 74 лайках под постом? Она почувствовала свою важность, потому что получила внимание. Она его «заслужила». Что на это повлияло? Аддиктивный дизайн и механики. Они стали определяющими в направлении поведении Марины и ещё миллионов человек.
Глава третья. Отступники. Здесь не по Скорсезе
Тристан Харрис, экс-сотрудник Google, прошёл курс реабилитации от цифровой зависимости — он не выпускал гаджеты из рук, и со временем они начали в него врастать, захватив его разум... Ладно, здесь немного утрируем, но ему было сложно. Журналисты наградили его титулом «Совесть Кремниевой долины» за публичные выступления и высказывания против технозависимости.
Почему так получилось? Однажды Тристан понял — мы воткнуты в эту сеть и она может похитить наш разум. Свобода выбора, о которой все говорят, — это фикция. Да, все сами решают, заходить им в соцсети или нет. Но большинство заходит. И это происходит не просто так. Наши действия и поведение просчитано до мелочей: на что мы кликнем, что при этом почувствуем.
Есть ещё одна правда, о которой многие не договаривают, — жители Кремниевой долины, чьи руки сотворили «зло», прибегли к хитростям, с помощью которых ограничили себя от технологий и живут себе спокойно.
Глава четвёртая. Кредо успешного наркодилера
Нир Эяль, автор книги «На крючке», далеко не сразу понял, что индустрия, которой он столько лет служит и которую любит, несёт в себе тёмную силу технократии: технологии — наркотики — одержимость.
К человеческим приобретённым рефлексам добавился ещё один — клик по уведомлению. А к нему — условный рефлекс поглаживания. Что это? Это когда ты предпринимаешь какое-либо действие внутри социальной сети, и на него реагируют.
Так Facebook приучил нас к принципу: «Любовь можно только заслужить».
Это философия перебралась на бренды. Чтобы заслужить любовь потребителей, страничка продукта вон из кожи лезет: эксплуатирует всевозможные фишки площадок, тратит деньги на уникальный фото и текстовый контент. И всё это ради охвата и лайков. Чем больше их — тем больше наша лояльность.
Глава пятая. Невиновные и капиталисты
Тристан Харрис был уверен — люди из ИТ-сектора не заварили бы эту кашу с аддиктивным дизайном, если бы не запросы со стороны рекламной индустрии. Они требовали внимания потребителя.
Крис Марселлино, соавтор патента Apple на технологию мгновенных сообщений, вдохновлялся исключительно желанием дать возможность людям быстро узнавать важные новости и экономить на звонках, он не стремился ни к какой аддиктивности. Но к ней всё пришло. Технологии активируют те же цепочки нейронов, что и другие человеческие желания — найти еду, тепло, секс. Так Крисом была осознана ещё одна истина — принцип дофаминового вознаграждения работает во всех случаях.
Слово автора
Экономика внимания — то, что заставляет нас лайкать и убивать время, рекламные бюджеты расти, а аналитиков — находить новые способы получать данные о предпочтениях потребителей. Она ставит наши импульсы выше наших намерений. А это значит, что всё решают эмоции. Так человечество приобрело технозависимость, с которой теперь борются даже крупные ИТ-корпорации.
P.S. Cтремление удержать внимание на продукте — это не зло, как можно было подумать. Это капитализм.
Читайте также:
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.