Что такое чурналистика?. Читайте на Cossa.ru

18 июля 2012, 16:15
2

Что такое чурналистика?

Как часто, читая статьи в различных изданиях, посещает мысль о том, что это — плохо переработанный пресс-релиз? Следя за потоками информации, встречаешь похожие друг на друга новости, в которых фразы повторяются один в один, а голос издания почти не слышен. У этого нового типа «журналистики» есть название — чурналистика.

Придумал его журналист BBC Васим Закир (Waseem Zakir). В основу понятия лег глагол to churn out — штамповать. Эта форма журналистики, при которой пресс-релизы, сообщения информационных агентств или, например, материалы из рассылок публикуются в СМИ, практически не перерабатываясь. В редакции вносят в текст минимальные изменения: правят ошибки (если есть), может быть, дописывают пару предложений или вставляют цитату — и отправляют на публикацию.

Причин такого ленивого способа выпускать контент можно придумать много: от нежелания журналиста работать до плотного графика дедлайнов и большого потока новостей. Но все же, это не оправдание. Хотя тут стоит отметить экономические причины появления данного феномена современности: из-за высокой конкуренции каналов коммуникации и нехватки средств, зачастую, выпуском контента занимается всего несколько человек. Вследствие чего использование материалов, подготовленных пиар-специалистами, наблюдается крайне часто. А ведь не стоит забывать о разности профессий: различие между журналистом и пиарщиком в том, что первый должен рассматривать ситуацию с разных сторон и предоставлять аудитории возможность оценить проблему, тогда как второй старается завуалировано подать материал однобоко для достижения целей компании или заказчика.

Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!


Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.

Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.

Успейте приобрести пакет до повышения цены!

Тенденция к массовому распространению чурналистики наблюдается достаточно давно. Еще в 2008 году британский журналист Ник Дэвис (Nick Davies) представил свою книгу «Flat Earth News», в которой привел интересную статистику: 80% текстов, публикуемых в британской качественной прессе не оригинальны, и лишь 12% материалов создаются самими журналистами. В результате такой ситуации заметно снижается качество и точность статей. А в 2011 году газета «Daily Mail» сообщила, что такие издания как «The Sun» и «News of the World» публиковали десятки, если не сотни, материалов, написанных пиарщиками.

Если говорить о статьях и новостях в интернете, то тут царствует именно чурналистика. Хотя в сети уже появилась возможность разоблачать чурналистов, использующих в своей работе лишь сочетание кнопок ctrl+c и ctrl+v. Сайт churnalism.com предоставляет такую возможность, но пока только касаемо британских СМИ. На сайте есть форма, в которую можно скопировать любой англоязычный пресс-релиз, и система сравнит его с материалами британской национальной прессы. Для поиска и сравнения этот ресурс пользуется многомиллионной базой британских СМИ.

Churnalism.com приводит процентное соотношение содержания в тексте пресс-релиза или частей других текстов из новостных потоков. Таким образом, становится очевидным, является ли текст оригинальным или он лишь скопирован.

Если вы не проводите никакого анализа, эффективно не занимаете ту или иную сторону, то вы — просто мессенджер, посредник, мегафон с ушами. В таком случае моя RSS-рассылка — тоже журналист, — говорит британский научный журналист Эд Янг.

Что касается российского опыта, то у нас чурналистика растет и процветает. И пока не придумано сервисов для вычисления того, насколько текст совпадает с пресс-релизом или копирует другой ресурс. И, наверное, только благодаря внимательным и интересующимся читателям бывает вычислена некачественная работа журналистов.

Иван Засурский, издатель «Частного корреспондента» и заведующий кафедрой новых медиа на факультете журналистики МГУ, о чурналистике говорит так: Насколько мне известно, это явление касается в основном экономических изданий и изданий без редакций, т. н. агрегаторов. Мы в „Частном корреспонденте“ релизы не ставим, в лучшем случае, они после переработки идут в новости или, в большинстве своём, никуда не идут, потому что „голый формат“, который гонят пиарщики, никому не нужен.


При участии Игоря Малинина

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is