Корпоративный портал vs. чатбот. Серьёзно?
И можно ли вообще сравнивать корпоративный портал с чатботом? В Convergent Media Group не только сравнивают, но и считают, что чатбот даже лучше! Читайте аргументы в этом материале.
У каждого HR-специалиста, который занимается внутренними коммуникациями, в определённый момент возникает потребность в автоматизации взаимодействия с сотрудниками. И первое, что многим приходит на ум, ─ это внедрить корпоративный портал. Благо, такие порталы уже плотно закрепились на рынке. Взять хотя бы решения на базе Битрикс24 или Microsoft SharePoint.
Задачи, которые решает корпоративный портал
- Организация внутренних коммуникаций.
Порталы сравнивают с социальными сетями, где сотрудники могут общаться в привычном формате. Наиболее популярная функция ─ «живая лента», где люди получают информацию в виде постов.
Также порталы предлагают свои чаты, которые должны заменить мессенджеры. Однако их сложно назвать полноценной заменой. Люди привыкли к своим мессенджерам, которые всегда под рукой ─ в телефоне или отдельном приложении на рабочем компьютере (а не на перегруженном веб-портале) ─ и в результате используют именно их.
- Быстрый поиск информации и документов.
Корпоративные порталы решают проблему разрозненного хранилища документов. Также они помогают с онбордингом (адаптацией) новых сотрудников, предоставляя быстрый доступ к нужной информации. Но удобно ли искать нужный документ (например, шаблон заявления на отпуск) среди сотен других?
- Автоматизация внутренних бизнес-процессов.
Постановка и трекинг выполнения задач, отправка заявлений на отгулы и отпуска ー всё это можно выполнять в типовом корпоративном портале. И если речь идёт о сложных бизнес-процессах, то без портала точно не обойтись.
Кроме того, таск-трекинг там обычно дополняется удобными календарями и возможностью брони переговорных.
- Интеграции с другими внутренними системами.
Все разработчики порталов обещают возможность интеграции с другими системами компании. И это логично, сейчас все говорят об экосистемах, и мало кто может существовать только с одним инструментом, решая все свои задачи в нём.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Когда HR-специалисты планируют внедрение корпоративного портала, они мечтают, что все сотрудники будут с радостью им пользоваться и решать там все свои задачи. Но для людей такой портал ─ это просто ещё один инструмент, который нужно отдельно осваивать, да ещё и помнить про его существование.
В итоге внедрение происходит очень медленно, а иногда и вообще затухает, если нет заинтересованного человека, который бы занимался внутренним продвижением портала среди сотрудников. При этом компания уже потратила немалые деньги на покупку и внедрение.
В 2019 году корпоративный портал ассоциируется у многих с чем-то тяжеловесным и устаревшим, где довольно сложно найти нужную информацию. Например, вот так выглядит портал Битрикс24:
Как чатбот может решить аналогичные задачи
На первый взгляд кажется, что чатбот ─ это слишком простой инструмент. Это всего лишь собеседник в мессенджере, который даёт ответы на заданные вопросы.
Но давайте попробуем оценить, может ли он заменить собой такую махину, как корпоративный портал, сможет ли справиться с его задачами?
- Организация внутренних коммуникаций.
Чатбот устанавливается именно в тот мессенджер, где сотрудники общаются друг с другом и решают рабочие задачи. Таким образом, бот естественно встраивается в рабочую коммуникационную среду, становясь ещё одним членом коллектива (виртуальным).
Информационное сообщение, отправленное от лица чатбота, становится более персонализированным, чем простая новость на портале. А значит, сотрудник обратит на него больше внимания (как минимум, прочитает).
По нашим данным, 87% сообщений в мессенджере могут быть прочитаны в течение 3 минут с момента отправки. Корпоративный портал или email вряд ли смогут дать сопоставимые показатели.
- Быстрый поиск информации и документов.
Как бы мы хотели получать информацию? ─ Просто спросив у кого-то, кто может мгновенно дать ответ в удобной и дружелюбной форме.
Например, так:
Чатбот готов мгновенно выдавать в таком формате любую информацию: от дня рождения или контакта коллеги до пароля к Wi-Fi.
При этом бот может не только отвечать на вопрос в свободной форме, но и позволяет самостоятельно найти информацию по дереву категорий. Такая функция будет полезна новым сотрудникам, которые пока не понимают, какой именно вопрос задать. Они могут посмотреть все категории и ознакомиться со всей доступной информацией. Тем более, многие в начале своей работы в компании стесняются задавать вопросы коллегам, а спросить у бота ─ не страшно.
Мы рекомендуем использовать в чатботах комбинированный подход, когда пользователю предоставляется свобода: выбрать из готовых вариантов или ввести запрос в свободной форме.
- Автоматизация внутренних бизнес-процессов.
Если перед вами стоит задача автоматизации сложных бизнес-процессов, то не обойтись без привычного веб-интерфейса. Но что если вам нужны только задачи уровня получения заявлений об отпуске или больничном?
Чатбот может сделать это очень просто и понятно:
- Интеграции с другими внутренними системами.
Чатбот может быть интегрирован с любой системой не хуже корпоративного портала.
Вся логика работы бота реализуется на сервере, поэтому ему доступны все возможности любого программного продукта. Мессенджер ─ это лишь интерфейс, с помощью которого бот общается с пользователем. Поэтому за кажущейся простотой скрывается довольно мощный инструмент.
Бо́льшую часть задач, которые ставят при покупке корпоративного портала, чатбот может решить быстрее и удобнее. Лично мы уже внедрили у себя корпоративного бота ─ Семёна, о нём мы писали в статье на Cossa «Как мы создали чатбота для сотрудников и почему он стал психологом».
Кроме задач портала, чатбот может дать кое-что ещё.
- Мониторинг психологического состояния сотрудников.
Чатбот может не только выполнять функции информирования, но и поддерживать сотрудников и помогать им выпустить пар. А для HR это даёт срез настроения сотрудников (бот записывает все действия пользователей в обезличенной форме).
Понимая текущие проблемы, HR уже может предпринимать шаги для борьбы с выгоранием и негативом.
- Развитие HR-бренда.
Для крупных компании создание и развитие HR-бренда ─ важная задача. И если внедрение корпоративного портала сейчас ничего не добавляет имиджу компании, то появление чатбота для решения внутренних вопросов будет воспринято как прогрессивное и технологичное решение, что позитивно скажется на имидже компании в глазах сотрудников.
Внедрение Корпоративного портала vs. Чатбота
Представим, что вы как HR-специалист хотите в ближайшее время диджитализировать взаимодействие с сотрудниками.
Например, вы решились на внедрение корпоративного портала. Какие шаги вас ждут?
- Выбрать решение, на базе которого вы хотите портал. Здесь стоит отталкиваться от технологического бэкграунда вашей компании. Например, вы выбрали Битрикс24.
- Далее вы подбираете подрядчика, который займётся настройкой и доработкой портала под ваши нужды. Таким образом, кроме оплаты лицензии Битрикса вам нужно заплатить ещё и компании-подрядчику.
- Подрядчик дорабатывает выбранное решение под вас.
- Затем происходит довольно долгосрочный процесс внедрения и обучения сотрудников взаимодействию с порталом, а после этого ─ ещё и техническая поддержка.
А что будет, если выбрать чатбота?
- Если у вас уже есть корпоративный мессенджер, то вопрос с местом, куда будет встроен бот, решён. Например, Skype, Slack, Telegram или что-то ещё.
- Вы обращаетесь в компанию, которая разрабатывает для вас чатбота.
- Вы сообщаете сотрудникам имя чатбота ─ и всё! Теперь это новый собеседник в вашем корпоративном мессенджере, который сам расскажет обо всём, что он умеет. В этот момент вы можете забыть о нём и вспомнить, только если необходимо добавить новую информацию.
Что выбрать?
Стоит учесть, что не все функции могут быть легко переведены в диалоговый интерфейс чатбота. Например, для просмотра больших списков или заполнения сложных форм больше подходит привычный интерфейс (как на веб-порталах или в мобильных приложениях). Поэтому, как всегда, стоит выбирать решение конкретно под ваши задачи или понимать, как умело совместить несколько решений.
Мы считаем, что чатбот может либо полностью заменить корпоративный портал в небольших компаниях, либо стать удачным его дополнением, если вам нужна более серьёзная автоматизация.
Рекомендуем:
- Как мы создали чатбота для сотрудников и почему он стал психологом
- Как боты-рекрутеры стали органичной частью команды Coca-Cola HBC Россия
- Зачем нужен HR-бренд: современный подход к адаптации сотрудников и рабочим отношениям
- Делаем продажи офлайн-магазину: акция в Facebook с помощью чатбота
- Как мы создали базу знаний по SMM, подключили к чатботу и теперь собираем подписчиков
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.