Что учесть при создании сайта — подсказки предпринимателям
Часто создание нового сайта воспринимается как творчество, способ разместить информацию о бизнесе в интересном, креативном виде, после чего восхититься получившимся. Однако такой подход приводит к «мертворождённым» сайтам. Litegra объясняет, что делать.
Задумываясь о новом сайте, определитесь с его бизнес-целями. О том, какую конкретную пользу сайт будет приносить компании. Ничего лишнего быть на сайте не должно.
Если говорить о продающих сайтах — это не те сайты, которые продают, с них люди не бегут к вам с деньгами. Это сайты, участвующие в цепочке (или сценарии) продажи на любом из уровней. Здесь цель — протолкнуть покупателя в цепочке на следующий уровень.
Например, при продаже сложного и дорогого товара сайт информирует о товарах и создаёт для офиса продаж или магазина поток потенциальных покупателей, которые уже выбирают среди ваших товаров и готовы купить, — осталось только на месте (общаясь с клиентом) решить все вопросы покупателя и продать. Значит, сайт работает в середине сценария. На него приходят люди, которые уже знают о вас или ищут подобные товары, а сайт формирует предпочтение в пользу ограниченного количества ваших товаров и направляет поток дальше по цепочке.
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
Например, вы продаёте недорогие товары, выбор которых определяет эмоциональная составляющая, и возможна спонтанная покупка. Тогда сайт — конец цепочки продаж и может сам принимать заказы.
Определитесь с местом в цепочке продажи, где сайт будет играть решающую роль в маркетинговой стратегии (цепочке продаж). Исходя из этого — определитесь с целями. Здесь поможет отдел продаж, штатные маркетологи или внешние маркетинговые компании.
На старте стоит потратить на это время и энергию, чтобы деньги на сайт и его дальнейшее продвижение не были потрачены впустую. Помните и о бюджете на сайт, и о тех деньгах, которые вы потратите на его продвижение.
Определитесь с KPI
Определитесь с KPI, по которым вы будете оценивать его работу по достижению или не достижению этой цели.
Часто при проектировании бизнес-сайта собственники бизнеса или менеджеры хотят видеть в качестве цели «продажи». Но взгляните на написанное выше — сайт участвует в цепочке продаж, является его звеном. Да, он вносит вклад в итоговую цель бизнеса, и этот вклад желательно измерять — хотя бы понимать влияние сайта на глобальную цель. Но если вы не будете следить за KPI на сайте, то не сможете управлять им, а соответственно, и всей стратегией интернет-маркетинга в целом. Это, кстати, относится к любому звену цепочки продаж (онлайн и офлайн).
Примеры целей для сайтов:
- запись на экскурсию в загородный посёлок или на стройплощадку — не продажа участка;
- заявка на замеры и дизайн-проект сложной индивидуальной мебели — не заказ этой мебели;
- консультация по ипотеке — не заявка на ипотеку;
- запрос оптового прайса с коммерческим предложением — не заявка на заключение договора;
- запись на референс (просмотр работы внедренного программного продукта в реальных условиях) — а не заказ проекта по внедрению.
Что ещё учесть
Задачи посетителей сайта (ваших потенциальных покупателей) — вторая, но не менее важная вещь, о которой надо думать на старте. И если о бизнес-целях думают, то о тех, кто будет посещать сайт, — часто забывают.
Ваши потенциальные покупатели, придя на сайт, чего-то хотят. Поверьте, если они не найдут то, чего хотят, — они уйдут с сайта и, вероятно, из всей цепочки продажи, то есть вы их потеряете.
Например, посетители хотят:
- при выборе шкафа — понять, что и как у них будет лежать в нём. Если вы не покажете внутреннюю компоновку, желательно — с размерами, то будете терять покупателей. Даже если разместите крутые и красочные рендеры шкафов и интерьеров;
- для сложной мебели «на заказ» — понять, какие параметры они могут выбрать, как опции влияют на цену. Но они не хотят сами заниматься сборкой и компоновкой мебели — это к вопросу о различных конструкторах на сайтах, которые, по сути, являются «убийцами» конверсии;
- при поиске загородного участка — понять расположение относительно соседей, леса, дорог, узнать о состоянии коммуникаций на данный момент и, самое главное, найти всю информацию, связанную с загородной жизнью. Ведь человек покупает участок не ради клочка земли за городом, а для того, чтобы там жить;
- Если предприниматель ищет партнёра — понять надёжность компании, с которой он будет работать (не говоря о первостепенных вещах: логистика, ассортимент, качество). Часто такие посетители заходят в раздел «О компании», но вместо информации о качестве работы, масштабах компании, наличии складов, работе с рекламациями и так далее видят пространное письмо с обращением одного из руководителей или собственника, в котором говорится: «Мы рады, что вы зашли на этот сайт, в нашей компании очень дружный и весёлый коллектив».
Кстати, задачи отражают степень близости к процессу покупки — например, на верхнем уровне людей интересует общая информация. Если попытаетесь с помощью сайта решить задачи, которые должен решать ваш отдел продаж, провалится стратегия сайта.
И главное — решая задачи ваших потенциальных покупателей, сайт должен выводить их на целевое (для вашего бизнеса) действие. Задачи посетителей и ваши бизнес-цели должны пересекаться. Было бы странно, если бы сайт решал задачу человека, а о вашем бизнесе «забывал». Вывод человека на бизнес-цель через сценарий на сайте — задача проектирования сайта.
Где взять информацию о задачах моих покупателей для сайта
Конечно, при проектировании сайта компания-партнёр должна провести исследования на каком-либо уровне — в зависимости от широты аудитории, её доступности и ваших бюджетов. Но на старте, пока вы ещё раздумываете, главный источник — отдел продаж. Он общается с покупателями и знает о них многое. Можно добавить запись телефонных звонков и переписку представителей компании с покупателями.
Стимулируйте сотрудников отдела продаж, чтобы они записывали вопросы и обратную связь от покупателей, которые звонят или приходят и рассказывают, что именно они смотрели на сайте, а что — хотели найти, но не смогли. Или проведите свой опрос — тоже через отдел продаж.
Какой он — мой будущий сайт?
Часто руководители или бизнесмены представляют свой будущий сайт этаким агрегатом — универсальной машиной с кучей разделов, функций, возможностей. Им представляется, что, зайдя на сайт, посетитель найдёт и сделает «всё» и тут же станет покупателем.
Это верный путь к провалу проекта, «сливу» бюджета, не говоря уже об огромной стоимости и сроках создания таких сайтов.
Здесь есть три момента.
Во-первых, смотрите выше — думайте о бизнес-целях и задачах ваших покупателей. Это рамки проекта. Постарайтесь сдержаться и не выходить за рамки.
Во-вторых, помните о приоритетах. Есть вещи, без которых нельзя выйти на бизнес-цель. А есть дополнительные функции и информация, которая выводит на промежуточные цели сайта или совершенствует сценарий. Например, те, кто ищет квартиры, не сделают выбор без просмотра планировок и понимания ряда ключевых параметров — это обязательно для реализации. А некоторые покупатели интересуются описанием критериев отделки — это можно сделать позже.
В-третьих, сайт создаётся на экспертных гипотезах (даже если проводится глубокое пользовательское исследование). Широта целевой аудитории для сайтов не позволяет после исследования сделать точные на 100% выводы о том, каким должен быть интерфейс, чтобы посетители решали все свои задачи. Да и сами задачи не всегда полностью отражают потребности целевой аудитории (чаще из-за скромных бюджетов на этапе анализа). То есть запуск нового сайта — обычно эксперимент, который требует испытания в реальных условиях, постоянного анализа и корректировок.
Поэтому лучший вариант — запуск минимальной модели сайта, которая содержит функции первостепенной важности, и последующая его поэтапная доработка. Это позволяет:
- быстрее запустить работающий сайт (с самым важным функционалом) и получать результаты (часто это называют минимальным работающим продуктом);
- по откликам посетителей на минимальный продукт на старте делать эффективные и быстрые корректировки — то есть последующие доработки учитывают обратную связь;
- в дальнейшем дорабатывать сайт небольшими блоками, рассчитанными на решение одной узкой задачи, и сразу получать обратную связь по данным доработкам;
- быстро реагировать на изменения в бизнесе и отражать их на уже работающем сайте;
- в конечном итоге получить эффективный инструмент, соответствующий текущей ситуации в бизнесе, а не сайт, требования на который были зафиксированы год назад.
Для изменения существующего сайта делайте комплексный анализ
Если у вас уже есть работающий сайт и вы хотите его поменять или глубоко переработать, хорошее решение — сделать комплексный анализ на предмет ориентирования на бизнес-цели и задачи посетителей. Это позволит «вытащить» множество решений для будущего сайта.
Рекомендуем: Клиенты приходят со словами: «Сделайте нам сайт в вашем стиле». Как?
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.