Ланч-тайм 245: краткий перевод свежих статей о digital. Читайте на Cossa.ru

20 декабря 2019, 11:40

Ланч-тайм 245: краткий перевод свежих статей о digital

В номере: как статус «онлайн» и фишки WhatsApp крадут нашу конфиденциальность.

Ланч-тайм 245: краткий перевод свежих статей о digital

#812 Потеря микро-конфиденциальности

The Loss Of Micro-Privacy

Ни одно приложение не использует психологию юзера так, как это делают приложения для обмена сообщениями. Социальные сети отвечают за создание комьюнити, привлечение подписчиков и дают цифровое присутствие. Обмен сообщениями позволяет нам оставаться на связи с людьми, которые нам дороги. И на фоне бесконечных утечек и скандалов о неприкосновенности частной жизни они кажутся разумным способом общения.

Кажется, будто обмен сообщениями не сильно изменился за 25 лет. Но это реально только кажется: небольшие изменения в дизайне и конфиденциальности фундаментально переписали правила общения, А МЫ ДАЖЕ НЕ ЗАМЕТИЛИ ЭТОГО.

Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона

Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585. ERID LjN8K1P7y.

Но прежде чем узнать, как это произошло, придётся отмотать назад — в 1996 год, когда обмен сообщениями только появился. В начале 90-х годов пять израильских разработчиков поняли, что у большинства не-Unix-пользователей нет простого способа отправлять мгновенные сообщения друг другу — хорошо разработанные программные приложения с удобным графическим интерфейсом были редкостью. Тогда они разработали первый кроссплатформенный клиент обмена сообщениями для Windows и Mac и дали ему броское имя ICQ («Я ищу тебя»).

Очень быстро в ранних версиях ICQ появилось большинство функций, которые мы принимаем как должное в современных приложениях для обмена мгновенными сообщениями:

ICQ 99a поддерживала историю разговоров, поиск пользователей, группировку списков контактов и характерный звук «Тю-тю», который звучал всякий раз, когда вы получали сообщение. За очень короткое время ICQ влюбила в себя миллионы пользователей — и это тогда, когда глобальный интернет-трафик и рядом не стоял с сегодняшним.

Главной проблемой того времени было то, что пользователи не были онлайн постоянно. И несмотря на 56 000 активных пользователей могло казаться, что ты один-одинешенек. Тогда команда придумала гениальную и обманчиво простую концепцию, чтобы сообщить другим, когда пользователи доступны для чата, — статус «онлайн».

Триумф статуса «онлайн»

Статус «онлайн» — первый широко распространённый пример в цифровой коммуникации, когда пользователи отказались от частички конфиденциальности, чтобы сделать услугу более привлекательной и полезной. Но превратив ваш онлайн-статус во что-то общее и видимое для всех ваших контактов, ваш компьютер стал гораздо менее уединённым местом.

Стоит вам зайти в приложение, как друзья получают уведомление об этом. Как результат — большинство пользователей находили собеседника в чате в течение нескольких минут. Активность продукта возросла, и вопрос «одиночества в сети» быстро ушёл в прошлое. И конечно, на фоне успеха ICQ стало появляться множество других платформ обмена сообщениями.

Известной альтернативой ICQ вскоре стал MSN Messenger. Он обладал теми же функциями, и онлайн-статус был ключевой из них. MSN Messenger Service позволял обмениваться онлайн-сообщениями и электронной почтой с более чем 40 миллионами пользователей. К 2001 году он стал самым популярным в мире сервисом онлайн-обмена сообщениями — им пользовались 230 миллионов уникальных пользователей.

Насколько открытыми мы хотим быть?

По мере увеличения базы пользователей MSN контроля становилось всё меньше: пользователям приходилось блокировать тех, с кем они не хотят общаться. Теперь проблема одиночества в сети сменилась другой — как ограничить круг тех, с кем хочешь переписываться? Не отвечать на входящие многим казалось невежливо, и они чувствовали вину за игнорирование сообщений. Вскоре стало ясно, что автоматический вход в систему и общедоступный онлайн-статус не лишены недостатков.

Microsoft решил проблему новой функцией, которая позволила пользователям появляться в сети «офлайн». С этим небольшим изменением пользователи получили некоторый уровень контроля над тем, насколько открыто они хотят делиться своей онлайн-активностью. Хотя не всё было идеально.

Это решение породило паранойю и новые инструменты, позволяющие пользователям проверять, заблокировали ли их друзья. Теперь любой мог стать Шерлоком Холмсом в киберпространстве, чтобы проверить, кто скрывается от него под статусом «офлайн».

История развития приложения для обмена сообщениями показывает, что каждое микроизменение имеет обратную реакцию, которая может перейти от едва заметной к вредной и даже проблемной. Так что же такое микро-конфиденциальность?

Микро-конфиденциальность в повседневных продуктах

Микро-конфиденциальность — это маленькие кусочки информации, которые раскрывают что-то об онлайн-активности пользователя. А значит, минимальное количество информации может иметь огромные последствия для вовлечённости продукта, поведения пользователей и благополучия.

Проще говоря, разработчики могут создавать более привлекательные продукты, снижая конфиденциальность у одной из сторон: либо между поставщиком и его пользователями, либо между самими пользователями. Мы проводим много времени, беспокоясь о первом, но почти полностью игнорируем второе.

А теперь пример.

Вы всё ещё здесь?

MSN стала очень популярной, но успех осложнялся ненадёжными интернет-соединениями. Когда два пользователя общались друг с другом, невозможно было точно сказать: человек ещё онлайн, уже ушёл или у него просто истекло время ожидания. Отправка сообщений напоминала чёрную дыру: ты никогда не знал, придёт ли тебе что-то в ответ или нет. Из-за этого появились сопроводительные сообщения вроде AFK (отошёл от клавиатуры) или BRB (скоро вернусь) — это означало, что можно не ждать ответа молниеносно.

Так продолжалось до тех пор, пока команда инженеров Microsoft не разработала гениальное микро-взаимодействие, которое навсегда изменило психологию обмена сообщениями и сделало её такой, какой мы её знаем.

Чтобы решить вопрос с отложенным ответом на сообщение и сделать разговор более увлекательным, команда придумала «индикатор набора текста». Каждый раз, когда пользователь начал писать сообщение, на сервер уходил сигнал, который информировал человека на другом конце, что его собеседник печатает. Технически это было ресурсоёмко: около 95% всего трафика MSN составляли не сами сообщения, а простые биты данных, которые отвечали за появление и исчезновение этого самого индикатора.

С точки зрения психологии взаимодействия этой был очень верный ход, привлекающий внимание пользователя. Каждый раз, когда кто-то начинал печатать, создавалось ожидание, за которым следовало вознаграждение. Сегодня это хорошо изученная область психологии, которую берут за основу те, кто хочет создавать продукты, вызывающие зависимость.

Индикатор набора сделал даже больше, чем от него ждали. Помимо повышения вовлечённости, он также привнёс в онлайн-общение совершенно новый уровень эмоциональных нюансов. Эта, казалось бы, мелкая деталь непреднамеренно передавала вещи, которые ни одно сообщение никогда не могло сделать. Представьте себе этот сценарий:

Боб: Привет, Анна! Приятно познакомиться. Не хочешь пойти выпить сегодня вечером?
Анна: «Начинает печатать…"
Анна: «Перестаёт печатать…»
Анна: «Начинает печатать снова…»
Анна: «Конечно!»

Насколько Анна уверена в своём решении на самом деле? Вы и сами сто раз разочаровывались, когда собеседник долго-долго печатал что-то, а в итоге пришло «спс» или вообще ничего. Боб мог бы быть счастливее, если бы не наблюдал за тем, как Анна печатает. Но он видел это. И теперь задаётся вопросом, как такая микро-анимация может так сильно влиять на его самочувствие…

Боб не одинок. Очень скоро пользователи стали придумывать стратегии и методы взлома, чтобы вернуть себе контроль над их микро-конфиденциальностью и онлайн-деятельностью. От предварительного ввода текста в заметках и копипаста до тщательного размышления, прежде чем даже пытаться что-то написать.

Эта проблема стала усугубляться в приложениях с групповыми чатами, постоянных службах обмена сообщениями или в приложениях для знакомств. И это всё — ещё до эры Айфона.

Где ты был?

Адвокаты по бракоразводным делам в Италии знают то, чего не знаем мы с вами. Но для этого им понадобился сдвиг в технологиях. Речь об изменении технологии, с которой интернет стал доступен не только дома или в офисе, а повсеместно. Появление iPhone ознаменовало технический скачок, который затронул все аспекты компьютерных технологий, а вместе с ними и все аспекты жизни общества.

Брайан Актон и Ян Кум бросили работу в Yahooo! и уехали в отпуск, а когда вернулись и затестили первый Айфон, то поняли, что в нём (и его магазине AppStore) есть огромный потенциал. Тогда они создали новый тип приложения для обмена сообщениями, где статус «онлайн» был частью основного процесса обмена сообщениями. Это был мессенджер WhatsApp.

Рост приложения был медленным, и ребята почти отчаялись, пока Apple не представила новый сервис, который почти мгновенно вывел их детище на вершину App Store. После интеграции с системой push-уведомлений их пользовательская база выросла до 250 000 за мгновение.

У привлекательности WhatsApp несколько причин. Первая — он работал от интернета, и платить за каждую смс-ку больше не приходилось. Вторая — это старый-добрый онлайн-статус. Третья — тот самый индикатор набора текста, который мы все полюбили. Всё это сделало WhatsApp лидером рынка, которого долго не могли догнать традиционные SMS-приложения своего времени.

Сегодня у WhatsApp более миллиарда пользователей, и это предпочтительный способ отправки сообщений во многих странах по всему миру. Одна из этих стран — как вы уже догадались — Италия!

По словам Джана Этторе Гассани, президента Итальянской ассоциации брачных юристов, сообщения WhatsApp, отправленные супругами-изменниками, играют неотъемлемую роль в 40% случаев разводов в Италии.

Функционал, который породил ещё больше неприятностей — время последнего визита. В отличие от традиционного онлайн-статуса начала 2000 года, этот статус показывает точное время, когда кто-то использовал WhatsApp.

Опять шажок против микро-конфиденциальности, и опять печальные последствия: высокая заинтересованность пользователей за счёт снижения конфиденциальности. Как это понимать, если ваш супруг последний раз был онлайн в 4:30? Почему кто-то был в сети, но не взял трубку спустя несколько минут после этого? Почему твоя тайная любовь и твой лучший друг всегда бывают онлайн одновременно — совпадение?!

Пользователи и в этот раз захотели вернуть свою микро-конфиденциальность. За очень короткий промежуток времени в интернете появилось множество статей и учебных пособий с пошаговыми видео-инструкциями: от создания фальшивого статуса «последний раз онлайн во столько-то» до замораживания этого времени или полного его отключения.

Эта опция оказала настолько сильное психологическое воздействие на пользователей, что некоторые начали называть её «синдромом последнего посещения» (LSS).

В своём исследовании о том, как WhatsApp влияет на молодёжь, доктор Аншу Бхатт отмечает: «Мы установили, что приложение вызывает сильное привыкание, оставляя след, который становится трудно контролировать».

Теперь ты видишь меня

30 лет назад после нажатия кнопки «Отправить» пользователи ничего не знали о судьбе сообщения в электронной почте: отправлено ли оно, отправляется или уже доставлено. Чтобы сделать обмен сообщениями более прозрачным, разработчики внедрили уведомления о доставке (DSN). Через DSN пользователи получили больше информации о том, что случилось с их сообщением, после нажатия кнопки отправки.

В 2011 году Apple представила iMessage. Главное их отличие от обычных смс — отправка сообщений происходила не по традиционному протоколу SMS, а через интернет. Это заложило основу для развития iMessage и его выхода за пределы простого приложения для обмена текстовыми сообщениями.

Одна из недавних фич iMessage по аналогии с электропочтой — уведомления о прочтении, которые стали одним из самых спорных и противоречивых действий в сфере обмена сообщениями. Раньше можно было отмазаться, написав спустя сутки «ой, только сейчас увидел твоё сообщение». Теперь такой номер не пройдёт.

Введение уведомлений о прочтении ознаменовало критический момент. Теперь, когда вы просматриваете сообщение, но не отвечаете на него, это уже не считается упущением — это акт невежества. Такое действие спускает с поводка чувство игнорирования у отправителя и устанавливает обязательство отвечать для получателя.

В результате люди начали обманывать систему: от перевода телефона в режим «полёт» до открытия приложения, просмотра входящих текстов с экрана блокировки и вплоть до полного отказа от чтения сообщений.

Исследование, проведённое в Копенгагенском университете, показало, что более 80% участников разработали стратегии избегания от уведомлений о прочтении. Многие участники также упомянули, что они начали размышлять и придумывать свои собственные истории, почему другой человек ещё не ответил. Доходило даже до того, что кто-то специально включал уведомления о прочтении и демонстративно не отвечал на сообщения, чтобы показать степень игнорирования отправителю.

Когда WhatsApp ввёл синюю галочку о прочтении, он сразу же столкнулся с огромным недовольством своих пользователей. Потребовалось несколько недель, чтобы в настройках конфиденциальности приложения появилась возможность выключить уведомления о прочтении.

В заключение

Истории об онлайн-статусе, индикаторе набора и уведомлениях о прочтении — это истории о неразрешённом и постоянном конфликте между конфиденциальностью и вовлечённостью. И кажется, эта тенденция наблюдается не только в сфере обмена сообщений.

Вывод: благими намерениями вымощена дорога в ад, господа-разработчики.
Вы сэкономили 10 минут.

Конец года подкрался внезапно — ланч-таймы уходят на каникулы, а редакция желает вам лёгких последних рабочих дней в 2019-м и запоминающихся праздников!

Читать по теме: Ланч-тайм: краткий перевод свежих статей о Digital (все выпуски)

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is