Как стать продакт-менеджером: реальная история и рекомендации
Как перейти из маркетинга в IT и стать продактом: история от директора по продуктам белорусской компании Wowmaking Антона Шловенца. Антон рассказал, в чём заключается работа IT продакт-менеджера и как поможет опыт в рекламе.
Войти в IT помогло рекламное агентство
Я всегда интересовался маркетингом и свою карьеру начал в рекламном агентстве в качестве специалиста по работе с клиентами. Через некоторое время стал руководителем направления по работе с клиентами. Опыт работы в агентстве помог научиться правильно продвигать продукты, организовывать работу команды, выстраивать бизнес-процессы.
Агентство работало с клиентами из разных сфер, поэтому неудивительно, что в портфолио появились проекты для компаний, которые занимались разработкой мобильных приложений.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Со временем пришло понимание, что мне близка сфера мобайла. Для начала определил, какие скиллы мне нужно прокачать. Первым делом занялся изучением менеджмента ИТ-проектов, дизайна мобильных приложений, самостоятельно занимался аккаунтами в социальных сетях, разбирался, как продвигать приложения в маркетплейсах, и три года назад начал карьеру продакт-менеджера в Wowmaking.
Сложности на новом месте
Первое время труднее всего было справиться с тем объёмом информации, который требовалось за короткое время усвоить. С одной стороны, классно, что в работе с мобильными приложениями всё можно посчитать, трекнуть. Но нужно понять все эти взаимосвязи и технические моменты.
Например, User Acquisition — отдельный мир и основной источник продаж мобильного продукта, по крайней мере, при той бизнес-модели, которая используется в Wowmaking. Если говорить о монетизации, то там всё по-другому, и нужно понять, как анализировать и считать прогнозы по выручке.
На старте карьеры я столкнулся с тем, что программисты и UA-менеджеры говорят на другом языке.
Чтобы эффективно строить коммуникацию, пришлось не только овладеть специальной лексикой, но и понять ход их мысли. На это понадобился не один час митингов и изучения специфики работы. Плюс к этому я на более глубоком уровне погрузился в командообразование и психологию, чтобы выстраивать качественные рабочие и личные коммуникации.
Каких решений ждут от продакт-менеджера
Для людей, не связанных с ИТ-сферой, должности проджект- и продакт-менеджера звучат почти одинаково. Но на практике зоны ответственности и рабочие задачи почти не пересекаются. Проджект-менеджер занимается технической стороной создания продукта. Он руководит командой технических специалистов, распределяет и контролирует выполнение задач.
Продакт-менеджер начинает работать с продуктом на самом раннем этапе и формирует ви́дение, в какую сторону необходимо развиваться.
Работа продакт-менеджера заключается в создании полезных продуктов и бизнес-модели для них. Такой специалист инициирует изменения в продукте, работает с ASO (App Store Optimization), рекламными кампаниями, монетизацией. В обязанности Product Manager также входит принятие решений по вопросам юзабилити, проведения тестов и организации работы в команде.
Например, у Wowmaking есть мобильное приложение Mustread. Когда пришло понимание, что дизайн продукта нужно освежить, мы разработали несколько довольно отличающихся концепций главного экрана. На нём у нас находится список доступных для чтения историй. Но отдать в разработку нужно было что-то одно. Хотели сделать это не просто по принципу «что больше нравится», а основываясь на цифрах исследования аудитории.
С помощью дизайнеров сделали интерактивные (кликабельные) прототипы этих концепций (без фактической их реализации разработчиками) и отдали в User Research отдел для прогона тестов на реальных пользователях.
По итогу оказалось, что людям больше понятен тот дизайн, который нам совершенно таким не казался. Кроме экономии времени разработчиков, мы попутно нашли другую проблему. Оказалось, что людям мало информации на «плитке» истории, чтобы понять стоит её читать или нет.
Экраны, которые взяли на тест:
Итоговый экран (с большим количеством информации об истории):
Как выстроен процесс работы над продуктом
Первый этап — проведение обширного анализа рынка. Далее команда под руководством продакт-менеджера приступает к созданию минимально жизнеспособной версии продукта. Её размещают в маркетплейсах и начинают изучать поведение реальных пользователей. На этом этапе важно собирать статистические данные, на основе которых продакт примет решение, в какую сторону развивать продукт.
Ситуация на рынке и в мире не стоит на месте, поэтому изменение продукта — непрерывный процесс. Любое решение должно приниматься на основе анализа собранных данных. В сфере мобайла измерить можно каждый шаг пользователя, найти закономерности по полу, возрасту, географии, интересам.
Даже если на старте работы была проделана колоссальная работа, нельзя исключить ситуацию пивота, когда анализ показателей заставляет пересмотреть ценность приложения и его целевую аудиторию.
Продакт принимает вызов
Трудности в работе возникают по разным причинам: изменения предпочтений пользователей, законодательства, даже эпидемиологическая обстановка.
Вернёмся к приложению Mustread, где можно писать свои истории. Изначально редактор приложения предоставлял довольно базовые функции: создать персонажей, создать сообщение от конкретного персонажа, добавить картинку и ещё некоторые. Истории, которые мы создавали сами, обладали бо́льшим функционалом. В них была возможность добавить слова автора в повествование, фоновый звук, бекграунд-картинку на экран и так далее.
Пользователи часто в комментариях просили дополнительные функции. Но оценить в процентах, какая из фич будет наиболее востребована, по комментариям было непросто. К тому же, каждая из них требовала много времени на разработку. Нужно было решение — как довольно точно и с минимальными затратами проверить на пользователях их реальную, а не предполагаемую потребность в том или ином улучшении.
В итоге мы решили сделать в редакторе UI-элементы для тех опций, которые хотели проверить. По клику на них показывали сообщение, что функционал в разработке и скоро будет доступен. Эти UI-элементы мы показали только 10% пользователей. И собрали статистику по кликам на интересующие нас пункты. В итоге явным победителем стала опция «Добавить сообщение автора»: из 100% открывших 75% выбрали именно этот пункт.
В итоге мы реализовали эту функцию, и теперь из всех опубликованных историй 88% используют сообщение автора.
Какие ресурсы помогут освоить профессию
Критично отношусь к тому, что можно стать хорошим продакт-менеджером сразу после окончания специальных курсов. На мой взгляд, гораздо важнее выстроить индивидуальный план обучения.
Плохая история — обучаться сразу Product Management. Если хотите стать продактом, лучше попасть в одну из областей работы с продуктом и вырасти там до позиции руководителя. Затем проанализировать уровень ваших знаний о каждом этапе работы над продуктом и подтянуть слабые стороны.
По любому из направлений, от ASO до организации работы в команде, существует много статей и курсов, которые при необходимости можно прочитать и пройти. Считаю, что курсы по продакт-менеджменту будут полезны, только когда человек уже начал работать с конкретным продуктом. Прокачать скиллы и найти свежие идеи помогут тематические телеграмм-каналы: TechSparks, Mobile Insights, Темная сторона, Стартап дня, Rad ASO, No Flame No Game, Pavlo Pedenko, блог платформы GoPractice!.
Не будет лишним чтение профессиональной литературы, которая чаще всего есть только на английском языке. Про продакт-менеджмент выпущены уже десятки книг, но можно выделить наиболее известные: “The Mom Test” (Rob Fitzpatrick), “INSPIRED: How to Create Tech Products Customers Love” (Marty Cagan), “Hooked: How to Build Habit-Forming Products” (Nir Eyal), “Sprint: How to Solve Big Problems and Test New Ideas in Just Five Days” (Jake Knapp, John Zeratsky, Braden Kowitz), “Thinking, Fast and Slow” (Daniel Kahneman).
Рекомендую попробовать своими руками поработать на максимально возможном количестве этапов, но процесс обучения на этом не закончится. В любом случае после начала работы продакт-менеджером человеку понадобится 2–3 года на усиленное обучение. А лучше 5 лет.
Несмотря на то, что я директор по продукту, я всё равно продолжаю учиться. Много нового можно узнать от своих коллег: инженер по QA может рассказать о новых фишках в тестировании, дизайнер — о новых подходах в UX/UI-дизайне, маркетолог — о новых трендах закупки трафика.
Как достичь успеха в продакт-менеджменте
При смене сферы деятельности придётся много учиться и жертвовать свободным временем. На старте работы продакт-менеджером сложно соблюдать work-life баланс, ведь даже после выхода за порог офиса продакт, особенно начинающий, продолжает обдумывать и обсуждать рабочие задачи. И именно это помогает добиться успеха.
Секрет успеха — всё время изучать что-то новое, задавать правильные вопросы и находить ответы на них. Когда узнаете интересное решение, то внедряете его в продукт и смотрите на результат, после этого можно идти дальше.
Рекомендуем:
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.