Аста ла виста, рутина! Как роботы помогают маркетологам не сойти с ума
на главную спецпроекта
Аста ла виста, рутина! Как роботы помогают маркетологам не сойти с ума

Где много рутины, там и выгорание. Но не спешите укреплять маркетинговый отдел, нанимая новых сотрудников в помощь — делегируйте рутину роботам.

Эксперты компании «Манго Телеком» рассказывают, как сделать роботов своими помощниками и освободить время для креативной работы.

Автоматизация маркетинга

Полностью делегировать рутину и не сомневаться в результате — реально. На примере нашего робота-маркетолога расскажем, как он может помочь бизнесу собирать данные о потенциальном покупателе, удерживать его на сайте и стимулировать к совершению заказа.

Как это работает:

  1. На вашем сайте совершается событие — триггер. Например, посетитель заинтересовался товаром и перешёл из контекстного объявления на страницу с каталогом; добавил товары в корзину, но не завершил оформление заказа; ушёл со страницы, на которой вам хотелось бы задержать внимание клиента.

  2. Робот-маркетолог активируется и выполняет определённые действия:

    • показ всплывающего окна с предложением;

    • отправка сообщения по email или SMS.

Связка «триггер → условие → действие» называется сценарием действия робота-маркетолога. Каждый сценарий решает определённую задачу: увеличение количества лидов, предложение оформить заказ при выходе посетителя из корзины и так далее. Можно настроить под свои цели готовые шаблоны сценариев, а можно создавать индивидуальные.

«Манго Телеком»: как сделать роботов своими помощниками и освободить время для креативной работы

Подтолкнёт к действию

Главная задача робота-маркетолога — спровоцировать потенциального клиента на совершение действия, а значит, получить максимальную конверсию в лиды и минимальный CPL.

Клиент

Робот-маркетолог

сомневается в выборе

предлагает скидку

собирается уйти с сайта

показывает интересное предложение

закрывает сайт и забывает про него

напоминает, что в корзине остались неоплаченные товары

Робот не забудет отправить предложение клиенту, сделать рассылку, собрать отчёт. Настройте один раз нужные сценарии, и триггерные сообщения будут автоматически рассылаться в ответ на действия посетителя сайта.

«Во время карантина трафик на сайт увеличился, появилось больше потенциальных клиентов, которых важно не упустить, — рассказывает владелец интернет-магазина товаров для дома. — Мы пытались оптимизировать маркетинг, но делали всё вручную, и это отнимало много времени. К тому же сегментация была менее точечной, не всегда удавалось регулярно собирать все показатели, изучать отчёты. В итоге решили протестировать робота-маркетолога. С готовыми сценариями разобрались очень быстро: начали оперативно собирать базы для email-рассылок, благодарить за совершённую покупку, возвращать клиентов к брошенной корзине, сделали несколько поп-апов с актуальными акциями. На это не нужно специально выделять время, отвлекаться — настроили один раз и просто отслеживали результат. Максимально простые действия, а в итоге конверсия выросла почти в два раза».

Увеличит средний чек

С мотивацией посетителя совершить покупку всё ясно. А что делать с теми, кто уже готов купить? Правильно настроенные сценарии действий робота-маркетолога позволят увеличить средний чек и LTV (lifetime value).

1. Предлагайте более дорогие товары. Например, если клиент смотрит телевизор с диагональю 43 дюйма, предложите ему модель с диагональю 50 дюймов — она чуть дороже, но клиент может заинтересоваться.

2. Посоветуйте сопутствующие товары. Если клиент заказывает телефон, предложите дополнительно приобрести беспроводные наушники, защитное стекло и портативную зарядку. В корзине лежит телевизор — напомните клиенту про кронштейн, чтобы повесить телевизор на стену, и про стереосистему для объёмного звука.

3. Предугадывайте желания. При интеграции робот-аналитик использует данные из CRM, чтобы сделать более адресное предложение для клиента. Например, клиент каждый месяц заказывает большую упаковку стирального порошка. Настройте автоматическое оповещение о том, что месяц подходит к концу и пора покупать новую упаковку. А если вы ещё и предложите скидку, клиент точно не уйдёт к конкурентам.

«Мы с этого года активно используем автоматизацию маркетинга, — рассказывает руководитель отдела маркетинга интернет-магазина зоотоваров. — Отличной находкой стал сценарий „Периодическая покупка“: оповещение клиентов о том, что пора покупать новую упаковку корма. Так мы показываем клиентам, что заботимся не только об их комфорте, но и о питомце, а это очень важно для позиционирования и ценностей, которые мы транслируем. Предложение сопутствующих товаров тоже сработало на ура — люди, которые недавно завели животное, могут не вспомнить сразу, что им ещё нужно докупить. Например, к упаковке корма для молодых кошек мы предлагаем когтеточку и специальные витамины — не только увеличиваем средний чек клиента, но и напоминаем о важных деталях содержания котёнка. После внедрения робота-маркетолога средний чек у нас увеличился на 30% — и это без дополнительного рекламного бюджета».

Помогает находить проблемы

Робот-аналитик — ещё один полезный сервис, который подключается к колл-трекингу и оперативно сообщает об изменениях трафика на сайте, строит прогнозы, собирает отчёты, делится советами по улучшению работы.

Как это работает:

  1. Выбираете контролируемые параметры, задаёте критические значения и указываете контакты получателей уведомлений.

  2. Робот анализирует статистику колл-трекинга, выявляя нужные параметры.

  3. Если параметр достиг критического значения, робот уведомит вас об этом.

  4. Робот может отправлять вам по расписанию отчёты сквозной аналитики и прогнозы динамики показателей.

Маркетолог может заработаться и забыть, когда отключается рекламная кампания в Google или Яндекс, — трафик резко падает, продажи снижаются, все в панике. Робот-аналитик за вас проверяет ключевые маркетинговые показатели и не даёт упустить из виду важные моменты:

  • Отключилась рекламная кампания.

  • Продавцы не берут трубку.

  • Упала конверсия сайта.

  • Низкий трафик на сайт.

  • Выросла цена лида.

  • Проблемы с качеством статистики (например, не привязаны звонки).

  • Неправильные настройки сбора метрик.

Не нужно каждый день мониторить и сравнивать показатели — робот-аналитик сам сравнивает текущие значения показателей со средними за предыдущие семь дней. Если заданный порог превышен, вы узнаете об этом сразу.

Например, вы можете настроить оповещение в мессенджер, если количество пропущенных вырастет более чем на 10%. Это поможет принять оперативные меры или сделать выводы: возможно, стоит внимательнее отследить эффективность работы сотрудников, продумать систему мотивации или подключить голосовое меню, чтобы удержать клиентов на линии.

Робот-аналитик не только отслеживает показатели, но и занимается рутинной работой с отчётами: например, составляет наглядные сводки, чтобы вы вовремя получали данные для анализа.

«Если что-то можно автоматизировать, это надо автоматизировать, — делится своим опытом руководитель отдела продаж магазина электроники. — Трафик сейчас повышенный, люди вместо отпусков обновляют технику, обустраивают дом, поэтому нагрузка на менеджеров усилилась, а продуктивность начала падать. С помощью робота-аналитика мы настроили оповещения: мне напрямую приходили сообщения о том, что порог пропущенных звонков превышен. Так мы выяснили, какое время самое „горячее“ по звонкам и сформировали новый график, определили цели отдела и каждого сотрудника в частности».

Помогает находить инсайты

Помимо проблем в бизнесе, робот-аналитик подсветит и важные моменты, инсайты в работе:

  • Эффективность кампаний, каналов и страниц.

  • Лиды с низкой стоимостью в определённое время.

  • Хорошие и плохие ключевые слова для инвестиций.

  • Рост лидов.

  • Высокий ROI канала или кампании.

  • Какой показатель стоит изменить, и как это скажется на вашем бизнесе.

  • Взаимное влияние рекламных каналов друг на друга.

Робот сэкономит время на анализ эффективности рекламы — он сам анализирует данные за последнюю неделю и показывает ключевые слова с самой высокой и самой низкой стоимостью лида, объявления, которые привели к наибольшему и наименьшему росту конверсии сайта.

Полезная фича — еженедельный обновляемый прогноз основных маркетинговых показателей на текущий месяц, который приходит вам на почту. Вы увидите динамику ключевых показателей, сможете оперативно вмешаться в процессы, если увидите отклонение от плана. Прогнозы базируются на показателях расходов, конверсий сеансов в лиды, CTR, показов, сеансов, стоимости закрытых сделок за предыдущие пять недель.

«У нас совсем небольшой коллектив, поэтому один маркетолог должен выполнять тысячу дел одновременно и ещё столько же держать в фокусе внимания, — рассказывает руководитель стартапа в сфере клининга. — Часть рутины и механических задач мы переложили на робота-аналитика. Во-первых, это намного дешевле, чем нанимать ещё одного сотрудника. Во-вторых, теперь у маркетолога больше времени — уведомления приходят на почту, большая часть отчётов формируется автоматически. В-третьих, мы только начали активное развитие, и прогнозы помогают не сбиваться с курса, а полезные статьи в личном кабинете — наметить дальнейшие шаги».

Резюме

Прежде чем нанимать нового сотрудника в штат, протестируйте новые технологии. Они берут на себя рутинные задачи, подмечают проблемы и инсайты, собирают наглядные отчёты, делают прогнозы. В сравнении с сотрудником робот не устаёт, не уходит в отпуск и на больничный, работает 24/7 и не выгорает из-за однообразной скучной работы.

Тем не менее, автономно робот ничего не решает: вам необходимо выделить время на его настройку, изучить готовые сценарии действия и прописать все индивидуальные сценарии, если пресеты вам не подходят.

Внедрять новые технологии не всегда просто, но за ними будущее — скоро роботы станут привычными инструментами работы. Протестируйте их эффективность на своём бизнесе и освободите рабочее время для более сложных креативных задач.