С началом осени привычный порядок размещения рекламы в интернете претерпит значительные изменения. Это затронет и фармрекламу.
Для тех, кто пропустил информацию об изменениях, и тех, кто запутался в их изобилии, Digital Generation и юрист из компании Runetlex Арина Волкова подготовили краткий гид по основным моментам.
В чём суть изменений
Интернет-реклама будет существенно контролироваться со стороны государства. Фармацевтическим компаниям или работающим с ними агентствам необходимо будет:
-
маркировать рекламные материалы пометкой «реклама» и информацией о рекламодателе;
-
получать специальный токен для запуска рекламы;
-
предоставлять информацию о рекламе в специальную систему Роскомнадзора.
Иметь дело с новым регулированием придётся фактически всем участникам рекламного рынка. Поэтому важно понимать, как всё это вскоре будет выглядеть и работать.
Что за система Роскомнадзора и какую информацию она будет хранить
Роскомнадзор будет вести Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР). Доступ к этому реестру будет не только у Роскомнадзора, но и у ФАС и ФНС. Информация о рекламе будет храниться в ЕРИР в течение 5 лет.
Информация, которая будет аккумулироваться в ЕРИР:
-
о самих фармкомпаниях-рекламодателях и участвующих в размещении их рекламы агентствах и площадках;
-
о договорах между фармкомпаниями-рекламодателями, агентствами и рекламными площадками;
-
о платежах по этим договорам;
-
о самих рекламных материалах и данных по их показам.
Количество собираемой информации позволит Роскомнадзору увидеть полную цепочку участников размещения фарм-рекламы в интернете и их взаимоотношений между собой.
Для какой рекламы это обязательно
Фактически для любого вида рекламы, которую фармкомпании используют в интернете. При условии, что эта реклама направлена на Российских пользователей:
-
контекстная реклама;
-
таргетированная реклама;
-
видеореклама;
-
programmatic-реклама;
-
другая медийная реклама.
Исключения, на которые новое регулирование не распространяется есть, но их крайне мало:
-
социальная реклама;
-
рассылка по собственной базе;
-
реклама, размещаемая в аудио- и видеотрансляциях.
Вся остальная реклама должна будет маркироваться и регистрироваться в ЕРИР. Передавать её в Роскомнадзор будут специальные субъекты — ОРД.
Кто такие ОРД
Операторы рекламных данных (ОРД) — организации, которые будут помогать фармкомпаниям, работающим с ними агентствам и рекламным площадкам передавать информацию в систему Роскомнадзора.
Происходить это будет посредством специальных программ или дополнительных функций в уже привычных программах (например, таких как Яндекс Директ).
Кандидатами в ОРД сейчас являются:
-
«Медиаскаут» (МТС);
-
«Озон-ОРД»;
-
«ОРД-А» (AmberData);
-
«ОРД-Лаборатория разработки» (Сбер);
-
«Первый ОРД» (Вымпелком);
-
Яндекс;
-
VK.
Итоговый список ОРД мы должны увидеть в сентябре—октябре 2022 года.
Что за токен и зачем он нужен
Токен — это уникальный идентификатор, состоящий из букв и цифр, и присваиваемый каждому рекламному материалу.
Выдавать токен будут ОРД после того, как получат информацию о рекламной кампании и рекламодателе. При размещении рекламы в интернете токен должен быть добавлен в видимую часть ссылки рекламного материала.
Размещение рекламы без идентификатора будет запрещено.
Как всё будет происходить
В размещении фарм-рекламы в интернете зачастую могут участвовать сразу несколько агентств и рекламных систем. Все возможные вариации мы рассмотреть не сможем, однако наиболее простую разберём.
Ниже представлены схемы того, как информация должна передаваться до размещения рекламы (схема 1), а как — после (схема 2), если в размещении фармрекламы задействовано одно агентство и одна рекламная площадка.
Как видно на схемах, передавать информацию в ЕРИР можно только через ОРД. Передавать её самому ОРД по умолчанию должна как сама фармкомпания, заказывающая рекламу, так и сотрудничающие с этой компанией агентства. Однако эта обязанность может быть делегирована агентству — соответствующие условия нужно добавить в договор с ним.
Ответственность
Специальных мер ответственности под новый закон пока не вводили. И обещают не делать этого как минимум до марта 2023 года. Но это не значит, что привлекать к ответственности до этой даты не смогут или не будут.
По-прежнему действует общая ст. 14.3 КоАП РФ с ответственностью для юрлиц от 100 до 500 тысяч рублей за любое нарушение Закона о рекламе. Также возможны и менее очевидные меры ответственности.
Так Роскомнадзор обещает пристально следить за крупными рекламными агентствами и их отчётностью в ЕРИР. Сто́ит ли говорить, что пристальное внимание Роскомнадзора пугающе для большинства российских компаний. ФНС также предупреждает о том, что будет внимательно отслеживать информацию в ЕРИР, в частности, говорит о возможности не признавать расходы на рекламу, не прошедшую регистрацию в ЕРИР.
Поэтому легкомысленно относиться к новому регулированию интернет-рекламы не сто́ит ни фармкомпаниям, ни работающим с ними рекламным агентствам.
Рекомендации
Согласно данным Роскомнадзора, период с 1 сентября по 31 октября 2022 года будет переходным. Он отведён под адаптацию к новым условиям и тестирование технической структуры ОРД и ЕРИР.
Что сто́ит сделать уже сейчас:
Заложите возможность увеличения расходов на интернет-рекламу
Первое время ОРД будут работать бесплатно. Однако после переходного периода их услуги будут оказываться на возмездной основе. Вероятнее всего, оплата будет составлять определённый процент от рекламного бюджета. К этим затратам нужно быть готовым.
Обновите контракты с агентствами и добавьте условия, регулирующие порядок исполнения обязанности по учёту рекламы
Если вы являетесь конечным рекламодателем, то есть заказываете рекламу «для себя», то вы вправе делегировать обязанность по передаче информации в ЕРИР вашему агентству.
Узнайте, как будет работать ЕРИР, это поможет проверить добросовестность вашего подрядчика
Информация в ЕРИР будет доступна вам, а значит, вы сможете увидеть всю цепочку размещения рекламы и все направления, на которые тратятся ваши бюджеты. Стоимость рекламной кампании может быть под вашим полным контролем.
Активно следите за всеми разъяснениями об учёте рекламы в интернете и держите руку на пульсе
Ближайшие вебинары на данную тему:
-
myTarget: Маркировка интернет-рекламы. Какие изменения нас ожидают и как к ним подготовиться — 30 августа в 15:00.
-
eLama: Закон о маркировке рекламы: как перестраивается рынок — 15 сентября в 13:00.
Список полезных материалов:
-
Закон о единой системе учёта интернет-рекламы: кто и как будет передавать данные в Роскомнадзор
-
Маркировка рекламы: советы рекламодателям, посредникам и издателям
-
Маркировка рекламы: что предусмотреть агентству в договорах с клиентами?
С обновлением контрактов и отслеживанием последних изменений законодательства поможет команда Runetlex.
Рост продаж фармпрепаратов уже 12 лет на стороне Digital Generation, мы всегда в курсе новостей рынка и готовы вам помочь.