Как сейчас пользоваться продуктами Meta* и не получить штраф. Отвечают юристы
Главные положения об использовании Meta*, Facebook* и Instagram* к концу 2022 года.
Запрет Meta*, Facebook* и Instagram* ударил по бизнесу в 2022 году: предприниматели вынужденно отказались от одного из главных рекламных каналов и потеряли клиентов. Находчивый российский бизнес нашёл выход: ВК, каналы в Telegram, Дзен, VPN.
Однако в конце 2022 года всё ещё не понятно, можно ли использовать запрещённые соцсети, нужно ли их маркировать как экстремистские, и есть ли ответственность. Chat2Desk пообщались с юристами и узнали как обстоят дела с запретами сейчас.
Мы выделили пять основных положений, которые нужно знать бизнесу и блогерам, которые используют Instagram* и Facebook*.
1. Нельзя закупать рекламу у Meta*
По решению Тверского районного суда от
Полная формулировка, с которой Meta попала в список Минюста, звучит так: «Американская транснациональная холдинговая компания Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram (Meta Platforms Inc)».
Это значит, что запрещено только закупать рекламу в соцсетях.
Физические и юридические лица
В решении сказано, что физические и юридические лица, которые не занимаются запрещённой деятельностью, вправе использовать Facebook* и Instagram* в личных целях.
Платное продвижение аккаунта может быть расценено как финансирование экстремистской деятельности. За это предусмотрена ответственность согласно закону 282.3 УК РФ.
2. Можно спокойно пользоваться WhatsApp Business и WhatsApp Business API
На WhatsApp не распространяются ограничения «ввиду отсутствия функций по публичному распространению информации», поэтому он не попадает под запрет. Можно свободно общаться, использовать логотип, оставлять ссылки на свои аккаунты.
То же касается WhatsApp Business и WhatsApp Business API: бизнес может свободно продолжать общаться с клиентами в мессенджере. А подключить и начать пользоваться официальным аккаунтов WhatsApp помогут Chat2Desk.
3. Названия Meta*, Facebook* и Instagram* можно использовать только с особой пометкой
Это регулируется как минимум двумя законами: законом о СМИ и статьёй 13.15 КоАП РФ о злоупотреблении массовой информацией.
По первому закону при упоминании запрещённых организаций СМИ обязаны дополнительно указывать, что их деятельность запрещена на территории РФ.
Согласно статье 13.15 КоАП физические и юридические лица будут нести ответственность за распространение информации о запрещённых организациях без указания того, что их деятельность запрещена на территории РФ.
Получается, правило маркировки Meta*, Facebook* и Instagram* действует на всех, кто выкладывает информацию в публичный доступ в интернете: СМИ, блоги, сайты, соцсети.
Поэтому, при упоминании компании Meta Platforms Inc*. необходимо делать маркировку о том, что это экстремистская организация, деятельность которой запрещена на территории РФ.
При упоминании Facebook* и Instagram* нужна пометка о то, что они являются продуктом компании Meta*, которая уже в свою очередь является экстремистской организацией, деятельность которой запрещена на территории РФ.
4. Логотипы и товарные знаки Meta*, Facebook* и Instagram* не признаны экстремистскими материалами
Однако существует статья 20.3 КоАП РФ, которая предусматривает штрафы за «Пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами»
Поэтому мы не рекомендуем использовать логотипы соцсетей Facebook* и Instagram*
5. В Facebook* и Instagram* можно продвигаться на бесплатной основе: размещать бесплатные объявления и продавать товары, используя Facebook* и Instagram* как площадки
В этом случае Meta* не получает с этого прибыль. Поэтому такая деятельность не запрещена.
Также в Facebook* и Instagram*
Подведём итог.
Разрешено | Запрещено | ||
Иметь личную страницу и страницу бренда в Facebook* и Instagram* | Запускать рекламу и продвигаться в соцсетях на платной основе | ||
Общаться в соцсетях с клиентами | Указывать названия Meta*, Facebook*, Instagram* без пометки об экстремизме | ||
Использовать WhatsApp, WhatsApp Business, WhatsApp Business API | Размещать логотипы Meta*, Facebook*, Instagram* в СМИ, на сайтах, блогах, в соцсетях | ||
Указывать названия Meta*, Facebook* и Instagram* с пометкой об экстремизме | Использовать Facebook* и Instagram*, если вы занимаетесь запрещённой деятельностью | ||
Размещать товары в бесплатных объявлениях | |||
Запускать рекламу у блогеров или заниматься взаимным пиаром |
*Соцсети Instagram и Facebook запрещены в РФ; они принадлежат корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской.