Сейчас или никогда: 4 причины запустить IT-проект в кризис
Замираем или взлетаем?
Разработчики релоцируются, привычные зарубежные продукты недоступны, а спрос на российские растёт. При этом заказчики экономят деньги. Стоит ли ждать, когда мир отомрёт, или сейчас самое время для новых проектов? CEO SCRUM-студии «Сибирикс» Владимир Завертайлов за второй вариант.
2022 год стал вызовом для российской экономики. ВВП страны уменьшился на 3,5%, и эта тенденция, похоже, продолжится. Европейский банк развития прогнозирует, что в 2023 году экономика России сократится ещё на 2%.
Несмотря на сложную политическую и экономическую ситуацию, сегодня есть как минимум 4 причины начать работу над новым IT-проектом. Разберём каждую из них.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Причина №1: освобождение рыночных ниш
Известные зарубежные B2В- и В2С-решения или ушли с рынка, или стали недоступны большинству российских пользователей из-за сложностей с оплатой подписок. В итоге мы получили уникальную ситуацию, когда есть платёжеспособная (а главное, готовая платить!) аудитория, а вот привычного продукта нет. Самое время его разработать, пока это не сделал кто-то другой.
Каких решений сейчас не хватает в России?
Сервисы бронирования. После ухода booking.com и Airbnb в нише так и не появилось достойных сервисов. На Яндекс Путешествиях мало предложений, на Островке — много фейковых. Суточно.ру при наличии простого и понятного приложения не может обеспечить качественный сервис, как арендодателям, так и путешественникам.
Сервисы для совместной работы и управления временем. В этом году такие сервисы, как Trello, Jira, Todoist и другие популярные платформы для планирования работы прекратили поддержку российских пользователей: невозможно ни оплатить существующие аккаунты, ни создать новые. Отечественные аналоги планировщиков, конечно, есть, но их пока немного.
Мы разрабатываем планировщик c 2018 года. Раньше на российский рынок у нас приходилось порядка 30% продаж. В марте 2022 возможность рекламироваться на мировой рынок из России пропала. Вариант релоцировать бизнес и попытаться сделать вид, что приложение не российское, мы не рассматривали. Но бывшие конкуренты сделали нам подарок — просто ушли с рынка. В итоге за год количество пользователей планировщика выросло более чем в два раза.
Сервисы для бизнес-аналитики. Весной с российского рынка ушла компания SAP с сервисом Sap BI, а летом — Microsoft с PowerBI. Также больше не с нами Qlik, Tableau и Oracle. Но бизнесу нужны приложения, которые собирают данные из разных источников, а затем преобразуют их в единообразную и понятную аналитику.
Аудио- и видеостриминговые сервисы. В апреле 2022 года из России ушёл шведский музыкальный стриминговый сервис Spotify, а в конце мая — американский стриминговый сервис фильмов и сериалов Netflix. Покинул рынок и онлайн-кинотеатр Megogo, занимавший четвёртое место среди подобных решений на рынке страны. А видеостриминговый сервис для геймеров Twitch в марте остановил выплаты стримерам из России.
Социальные сети. Instagram*, после его запрета так и не удалось заменить российскими сервисами. Анонсированный год назад «Россграм», судя по объявлению на сайте проекта, до сих пор «находится в разработке». Другие отечественные решения, среди которых: Now, Rekee и «Грустнограм» — тоже «не взлетели».
Аудитория продолжает использовать Instagram* с помощью VPN-сервисов, но российские пользователи больше не могут размещать там рекламу, что затрудняет продвижение бизнеса. А значит нужен новый подобный сервис.
Решения для автоматизации бизнес-процессов. В марте 2022 года об уходе из России объявил немецкий разработчик решений для управления бизнес-процессами SAP, занимавший 11% рынка. Сворачивание деятельности растянулось на месяцы и пока не завершено: у компании остались контракты на техобслуживание компаний. Но новых договоров в России она уже не заключает. А значит, сейчас самое время предложить отечественные решения по автоматизации.
Самый известный на сегодня подобный продукт — «1С:ERP». Многие компании, которые до 2022 года планировали интегрировать свои сайты с SAP, в итоге выбрали 1С.
Однако рынок ждёт новых решений. Место дорогого и масштабного SAP сегодня могут занять более доступные продукты для автоматизации отдельных процессов. Например, управления складом или каталогом товаров на маркетплейсе. Особенно перспективными могут стать сервисы для автоматизации отдельных процессов. Например, управления складом или каталогом товаров на маркетплейсе.
Причина №2: рост популярности узкоспециализированных маркетплейсов
Тренд последних лет — развитие нишевых продуктов, например, B2B- и B2C-маркетплейсов, продающих товары специфических категорий. В 2022 году российский рынок покинуло сразу несколько популярных зарубежных игроков. Например, ушёл интернет-магазин товаров для красоты и здоровья iHerb, маркетплейсы Amazon и еBay, fasion-площадки Asos и Farfetch.
Всё это открывает новые перспективы для российских решений. И они уже появляются. Хорошие примеры нишевых B2C-маркетплейсов: магазин производителя мебели и товаров для сна «ОРМАТЕК» и ресурс «ПроАптека», на котором можно забронировать медикаменты в аптеках разных сетей или заказать доставку.
B2B-маркетплейсы становятся такими же удобными, как Озон: прайс-лист в Excel и необходимость дозвониться менеджеру остались в прошлом. Современные торговые площадки для бизнеса автоматизируют весь процесс закупок, включая сложный документооборот и специфику оплаты. На рынке появляется всё больше нишевых решений: маркетплейсы для торговли промышленным или медицинским оборудованием, для продажи лабораторного оборудования и химреактивов, маркетплейсы услуг для бизнеса и другие.
Причина №3: растущий дефицит IT-специалистов
В 2022 году из страну массово покидали разработчики. По оценкам Минцифры, из России уехало около 100 тысяч айтишников, а это примерно 10% от общего числа. По данным опроса компании Ventra, более 30% IT-специалистов уже перебрались в другую страну или планируют сделать это в течение ближайшего года.
Многие из них востребованы на новом месте. К примеру, в 2022 году обострился дефицит разработчиков в Германии, где для них было открыто больше 130 тысяч вакансий. Специалисты, нашедшие работу в других странах, могут надолго или навсегда оборвать сотрудничество с российскими компаниями.
Ждать улучшения ситуации рискованно. Чем дольше вы откладываете проект, тем больше вероятность, что делать его будет некому. Или придётся сильно увеличить зарплаты разработчиков, а значит, и весь бюджет.
Причина №4: долгий срок работы над проектом
Вкладываться в разработку нового сайта или приложения во время спада экономики — это как покупать акции в момент падения рынка. На этом можно сделать хорошие деньги.
Всемирный банк спрогнозировал, что российская экономика перейдёт к росту в 2024 году. Если вы хотите поймать волну и запустить проект к этому времени, стоит начинать работу над ним уже сейчас. Ведь срок разработки того же интернет-магазина — 6–8 месяцев.
Чтобы получить качественный продукт, нужно пройти несколько этапов. Это заключение договора, анализ потребностей целевой аудитории и другой информации о проекте, создание прототипа сайта, написание технического задание и списка задач для программистов (бэклога), дизайн, программирование и ввод в эксплуатацию (например, интеграция с 1С). При этом ни один из этапов нельзя пропустить без риска снизить качество продукта.
Так что если у вас есть сомнения в бизнес-модели, не стоит вкладывать много денег в разработку полноценного сайта. Сначала соберите тестовую версию проекта на конструкторе и оцените реакцию пользователей.
Проекты, которые «взлетели» в кризис
Известно, что именно во время кризисов была создана половина компаний из списка Fortune 500. Давайте вспомним несколько конкретных проектов, для которых экономическая турбулентность стала питательной средой. Для чистоты примеров возьмём только технологические компании.
Ozon: родом из 90-х
Сегодня мало кто знает, что маркетплейс Ozon был создан ещё в 1998 году, в самый разгар экономического кризиса, когда курс рубля упал с 6,8 рубля за доллар до 21–22 рублей. Изначально это был сервис для продажи книг и видеокассет. Одним из его основателей стал разработчик программного обеспечения Reksoft, который вскоре выкупил весь бизнес.
Родившись в стране, где не было не то что маркетплейсов, но и оплаты банковскими картами, проект выжил и вырос. По итогам 2021 года Ozon занял второе место среди российских интернет-магазинов, уступив только Wildberries. За год продажи компании увеличились на 126% и достигли 446,7 млрд рублей.
Amazon: кризис — время для инвестиций
В 2008 году грянул финансово-экономический кризис, но гигант в сфере ecommerce Amazon именно в это время сумел вырасти. Компания не замерла в ожидании краха, а наоборот инвестировала в новые проекты: Amazon Prime, Amazon Kindle и Amazon Web Services. В итоге оборот компании в 2008 году вырос на 29%.
Сервис Amazon Web Services
Airbnb: идея для бюджетных путешествий
В кризис 2008–2009 года преуспел и проект Airbnb. Кстати, по легенде его название — это аббревиатура фразы Air bed and breakfast (с английского — надувной матрас и завтрак).
Основатели проекта за сутки сделали сайт, предложив пользователям разделить с ними съёмную квартиру в Сан-Франциско. В городе скоро должна была пройти конференция по дизайну, поэтому был спрос на жильё. Уже через шесть дней друзья приняли троих незнакомцев, каждый из которых заплатил по 80 $ за ночь. А через несколько лет компания стала одним из лидеров рынка краткосрочной аренды.
Тинькофф Банк: четырёхкратный рост в пандемию
Котировки TCS Group — материнской компании «Тинькофф Банка» — на Мосбирже почти непрерывно росли с весны 2020 года. Драйвером стало, скорее всего, то, что этот бизнес работает исключительно онлайн, а этот формат был очень востребован в эпоху локдаунов. В итоге бумаги TCS Group с начала пандемии до 27 декабря 2021 года выросли в цене на 415%.
Бурный рост в пандемию показал и российский рынок онлайн-ритейла. В 2020 году он увеличился почти на 60%, а за 2021 год — ещё на 52%. При этом объём продаж крупнейших маркетплейсов за прошлый год вырос ещё больше, на 111%, а число заказов на этих площадках — на 156%.
Все эти примеры показывают, что, как это ни парадоксально, экономическая нестабильность может стать крепким фундаментом для роста.
*Соцсети Instagram и Facebook запрещены в РФ; они принадлежат корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.