Ишь, какой опыт! «Я тебе такое расскажу…» Как быть со сплетниками в коллективе?
Изучаем опыт взаимоотношений между агентствами и клиентами в регулярной рубрике
Людям свойственно сплетничать — они делают это с каменного века. Неудивительно, что феномен добрался до вашего офиса. Если вы жаждете искоренить сплетников из коллектива, сначала примите правду: сплетни были, есть и будут. Вопрос в том, какие из них вредят коллективу, а какие никак не влияют на работу команды.
Когда руководителю бить тревогу и принимать меры? Как донести до коллег, что обсуждать грязное бельё друг друга — не лучшая идея? В статье ответим на вопросы через призму ишь, какого опыта.
Что мы подразумеваем под сплетнями
Есть три варианта, как может выглядеть разговор о ком-либо — это обсуждение, сплетни и клевета.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Люди, которые кого-то обсуждают, не ставят цель обидеть, полить грязью, высмеять или унизить человека.
— Блин, ты видела, какое леопардовое пальто Ксюша урвала на сейле?
— Да, оно стоило как крыло самолёта, а та чуть ли бесплатно забрала.
— Вообще классный стиль у этой новенькой, да? И та сумочка…
Обсуждение — это обмен информацией без злого умысла. Человеку может и не понравиться, что о нём говорят, но есть факт: его не собираются выставить в дурном свете.
Это то, ради чего мы здесь собрались. Сплетничать значит обсуждать чужие проблемы. А если проблем нет, то сплетники всё равно найдут, к чему привязаться.
— Я тут краем уха слышала, что Сёма в пятницу так набрался, что начал делать Марине недвусмысленные намёки… И она его послала!
— Ситуация ещё смешнее, если вспомнить, что он женат. И как они теперь работать будут, не представляю, им же вместе стратегию писать…
Когда у человека беда, сплетники и рады посмеяться. Когда у человека радость, сплетники пытаются найти подвох и не верят, что всё может быть хорошо.
Клевета подрывает авторитет человека, о котором говорят. Иногда от неё отмываются годами или вовсе не отмываются — это не шутки.
— Мне кажется, Антон вор. Он переводит себе деньги клиентов и врёт в отчётах. У него же есть доступ к огромным бюджетам.
— Что-о-о?! Так вот откуда у него новая тачка? Надо в чат нашим написать…
Такая информация подтверждается лишь догадками. От её недостатка люди придумывают рассказы или приукрашивают слухи, а потом передают другим эти «новости» — получается глухой телефончик.
Какие бывают сплетни
Судя по классификации выше, для команды страшны сплетни и клевета — они могут разрушить взаимоотношения и похоронить целый бизнес. Обсуждение сумочки новой дизайнерши или выступления на защите стратегии — бытовые вещи, которые не выходят за рамки приличного.
Сплетни важно разделять. Некоторые не несут ничего дурного: если парни на обеде высмеяли отсутствующего Васю за то, что он как дед спит на ортопедической подушке, это не отразится на рабочих механизмах. Да и сплетнями такие вещи как-то не назовёшь, но тем не менее.
Тогда какие сплетни должны насторожить и коллектив, и руководство?
На работе сплетни важно разделять. Не нужно играть в моралиста и пытаться перевоспитать коллег. Люди всегда обсуждали друг друга — и по-хорошему, и по-плохому. Кроме того, они будут дальше это делать.
Сплетни о том, что не касается работы, не влияют на дух команды и на процессы. А перемывать кости коллегам — это прямое нарушение корпоративной этики. Это всё равно, что уйти с работы на полдня раньше или забить на прямые обязанности.
Почему коллеги сплетничают
Потому что людям это свойственно. Навскидку назовём три причины, почему коллеги могут перемывать кости друг другу:
Скука
Есть два варианта развития событий:
У сотрудника мало задач — он недостаточно загружен для фулл-тайма. Исправить ситуацию помогут дополнительные задачи или погружение в новый проект.
Коллеге не нравятся должностные обязанности, поэтому он ищет, как скрасить трудовые будни. Люди, влюблённые в своё дело, погружаются в него с головой — и это вместо того, чтобы забивать её сплетнями. Если сотрудник держится за своё место и хочет попробовать себя в новой роли, то стоит перевести его на другую должность или поручить новые, интересные для него обязанности.
Зависть
Руководство слишком явно выделяет одних сотрудников, оставляя других в тени. Будем честны: всегда есть те, кто делает свою работу лучше, кто вовлечён сильнее и кто приносит более осязаемые результаты. Чтобы поощрить каждого, можно ввести систему наград — такая есть у нас в контент-бюро «Ишь, Миш!» в сервисе для постановки задач.
Проекты распределены без учёта мнения сотрудников. Одному копирайтеру дают писать для грузинского ресторана, ветеринарной клиники и маникюрного салона, второму — для производителя сантехнического оборудования, юридической конторы и бухгалтерского ПО.
Если ребята сами проголосовали за такое распределение, вопросов нет. А если у сотрудника даже не спросили мнение и он часами гуглит, что такое «фитинг пластиковый прямой переходной PG 6–4», пока его коллега ездит на съёмки и ест хачапури за казённый счёт, неудивительно, что он начнёт завидовать и ворчать у него за спиной.
Коллеги обсуждают зарплатные разрывы. Если коллеги дошли до обсуждения зарплат, это красный флаг — в коллективе нельзя делиться доходами. Это может вылиться в две проблемы с одинаковых исходом — сплетни:
Спойлер: мы в «Ишь, Миш!» сразу прощаемся с ребятами, которые обсуждают зарплаты и плетут интриги.
У каждой роли есть вилка, которая обусловлена рынком, возможностями работодателя, ответственностью сотрудника и другими факторами. Один таргетолог будет получать N рублей, другой — NN рублей, потому что у него опыт на 5 лет богаче, кампаний в портфолио на 100 штук больше, а вовлечённость в проекты и отдача на невероятном уровне.
Здесь может помочь откровенный разговор, этакий f2f между руководителем и сотрудником.
Способ сблизиться
Для некоторых ребят перемывание костей коллегам — способ стать ближе. Мол, ты мне откровенную новость, а я тебе хи-хи-хи. Пока одни страдают от такого союза, другие строят отношения на костях.
Исправить ситуацию можно, если руководство будет проводить совместные мероприятия для сплочения команды и отдельных сотрудников.
У нас в бюро, например, это «Ишьмишевские игры». В них входят разные увеселения: от футбола и боулинга до «Угадай мелодии» и чемпионата в Mortal Kombat.
Как избежать сплетен
Увы, универсального рецепта и секретной методики нет. Но можно попробовать меньше говорить о себе, загнать сплетника в угол и делать добро. Звучит абстрактно, но это можно объяснить.
Держать детали личной жизни в тайне
Чем меньше сплетники знают о ваших финансах, отношениях и других сокровенных вещах, тем меньше у них шансов плести интриги, распускать слухи и манипулировать вами в случае чего.
Делитесь информацией дозированно и осмысленно:
Вывести сплетников на чистую воду
Есть вариант копнуть глубже и спокойно, с глазу на глаз, поговорить с человеком, который распускает слухи. Возможно, за его поведением скрываются серьёзные проблемы, большие обиды, боль. И если предложить ему помощь и услышать раскаяние, поток сплетен можно остановить.
Распространять добрый контент
Знаете, что быстрее скорости света? Сплетни. Но есть кое-что ещё более высокоскоростное, чем грязные слухи. Это хорошие шутки, добрые мемы и фотографии домашних животных.
Остановить поток сплетен добром вряд ли получится, но сместить фокус внимания и занять злые языки другим делом — однозначно.
Возьмём грубый пример: допустим, вы учредили обмен фотографий котиков в общем чате по средам в 16:00. Вместо того, чтобы на кухне проходили очередные змеиные посиделки, коллеги будут выбирать лучший кадр своего четырёхлапого друга.
Уволить нечистых на руку коллег
Фотографии котиков — это, конечно, здорово. Но водоворот сплетен они не остановят, даже если сделают глазки, как у Кота в сапогах.
Когда проблема куда более масштабнее, чем 2–3 сплетни на всю команду в год, приходится действовать радикально — расставаться даже с высококвалифицированными специалистами.
Как мы в бюро с этим справлялись
Бывало, что коллега признавал свои ошибки и мы, пожимая друг другу руки, начинали отношения заново. Мы верим в людей до последнего.
Бывало, что найти компромисс не удавалось. Разговор, который должен был пройти на спокойных тонах, превращался в экспрессивный спор. Например, коллега стоял на своём и отрицал факты, указывающие на его ложь, а руководство и слушать не хотело.
Бывало, что разбора полётов не было: обе стороны понимали, что единственный выход — расстаться.
Какие выводы можно сделать
Мы в бюро реалисты: искоренить сплетни из коллектива на 100% не получится — это не тоталитарное государство.
Но когда дело доходит до грязи, когда воздух в офисе накаляется, а коллеги разбиваются на лагеря и продолжают перемывать друг другу кости, нужно принимать меры — и руководству, и самим сотрудникам.
Разделяйте сплетни на те, что разрушают коллектив, и те, которые никак его не касаются. А ещё — уважайте личные границы друг друга и не пытайтесь жить жизнью коллег. Тогда люди в коллективе проработают плечо о плечо долгие годы, а собираться в баре по выходным будут даже после того, как сменят место деятельности:)
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.