Гайд по Чёрной пятнице: купить нельзя уйти
Не ждём, а готовимся получать максимум выгоды.
Чёрная пятница уже совсем близко, и пока часть россиян предвкушает ещё больше скидок после распродажи 11.11, другие презрительно пожимают плечами: «Да разве скидки ещё возможны?» Разбираемся, что покупают россияне в Чёрную пятницу и каких трендов ждать в этом году.
Начнём с позитива — росту продаж быть. Россияне привыкли к распродажам, не до конца верят им, но покупают всё равно. Причин на то несколько.
Во-первых, сказывается уход крупных западных брендов, а ещё рост цен на товары оставшихся и остатки стока ушедших, что рождает покупательскую надежду приобрести товары хотя бы по цене до известных событий.
Во-вторых, это уверенность в возможности сэкономить: по данным опроса сервиса ЮMoney, 70% россиян уверены, что на ноябрьских распродажах всё-таки можно сделать выгодные покупки. Например, 48% покупателей маркетплейса Ozon несмотря на разнообразные скидки и промоакции в течение года планируют покупки именно во время распродаж 11.11 и Чёрной пятницы.
11.11 или Чёрная пятница?
Несмотря на то, что по прошлогодним данным исследования Яндекс Маркета большинство россиян не различают распродажи 11.11 и Чёрную пятницу, согласно недавнему исследованию MAED победу всё-таки одерживает Чёрная пятница — 68% всех тематических поисковых запросов связано с ней. Распродажа 11.11 расположилась на втором месте с 29%, а вот новогодние распродажи оказались далеко позади — всего 3% поисковых запросов.
Учитывая тренд последних лет на запуск распродаж раньше срока можно сказать, что многие ритейлеры и бренды захватывают своими промоактивностями весь ноябрь, необязательно называя это Чёрной пятницей или как-то приурочивая к фестивалю шопинга 11.11. Так например, в начале ноября на площадках Сбера проходил «Зеленый день». В результате мы всё больше наблюдаем месяц ноябрьских распродаж, плавно перетекающий из одного промособытия в другое без чётких границ между распродажами.
Что движет покупателями
Согласно исследованию сервиса Яндекс Реклама, в период чёрно-пятничных распродаж потребители закупаются привычными товарами по выгодной цене (36%) или стараются запастись впрок (26%). Примерно 25% россиян покупают товары из последних коллекций или пробуют что-то новое.
Стоимость и размер скидки на товар — в фокусе внимания 66% покупателей. Среди других факторов, имеющих значение: стоимость доставки, репутация продавца, возможность суммирования скидок и наличие кэшбека.
Как узнают о распродажах?
Реклама — основной источник информации о скидках в Чёрную пятницу: 40% покупателей узнают об акциях из рекламных коммуникаций. Приложения маркетплейсов и магазинов, а также информация из поисковиков расположились на втором и третьих местах соответственно.
Что покупают в период ноябрьских распродаж?
Для многих покупателей Чёрная пятница — отличная возможность купить всё необходимое к новогодним праздникам и, разумеется, подготовиться к новой жизни.
Например, в 2022 году более половины опрошенных купили подарки к предстоящим праздникам именно на этой распродаже. Атрибутами новой жизни — абонементами на фитнес, йогу и пилатес (+29% запросов в ноябре по сравнению с июлем), а также онлайн-курсами (+53%) очевидно хотели обзавестись больше россиян, чем обычно.
Кстати, новая жизнь — это не только про фитнес и образование. Косметологические услуги и в целом предложения в области сегмента красоты также в топе запросов. Причина ещё и в том, что осень и зима — идеальное время для многих таких процедур, например, для фотоомоложения.
По данным опроса ЮMoney, тренды покупок в ноябре среди респондентов выглядят следующим образом:
-
электроника и бытовая техника — 60%;
-
одежда, обувь, аксессуары — 47%;
-
ювелирные изделия — 10%;
-
подписки на онлайн-сервисы и другие цифровые товары — 8%;
-
билеты в театр и на концерты — 5%;
-
онлайн-образование — 4%;
-
авиабилеты, абонементы в фитнес-клубы и салоны красоты — 4%.
Из по-настоящему выгодных покупок россияне выделяют следующие:
-
в категории «Одежда и обувь» — шубы, пуховики, ботинки и кроссовки;
-
в категории «Электроника и бытовая техника» — смартфоны, телевизоры, холодильники, роботы-пылесосы, стиральные машины и ноутбуки;
-
среди других категорий — подписки на онлайн-сервисы, онлайн-курсы, авиабилеты и туры, ювелирные украшения, мебель, абонементы в фитнес-залы и покупки в онлайн-играх.
Конечно, не все покупки удачные. В топе не самых выгодных покупок — фен известного бренда, а также мелкая бытовая техника. Причина — цены на эти товары после Чёрной пятницы оказались ниже, чем во время распродажи. Это подтверждает негативный настрой многих россиян: зачастую площадки или магазины искусственно завышают цены, чтобы потом дать «скидку».
Популярность досуга внутри помещений традиционно растёт, начиная с сентября, что не может не сказаться на спросе потребителей в период акций. Рост поисковых запросов в ноябре по билетам в театры, кино и на концерты увеличился на 47%, а по кафе, ресторанам и барам — на 18% по сравнению с сентябрём.
Досуг дома — ещё один тренд покупок в ноябре. Пользователи всё больше интересуются компьютерными играми (+19% по сравнению с прошлым годом) и музыкальными сервисами (+23%).
Сколько тратят россияне в период ноябрьских распродаж
Как видим, россияне не закладывают бешеных бюджетов на покупки в этот период:
-
5–10 тысяч рублей — 63% опрошенных;
-
10–20 тысяч рублей — 18%;
-
30–50 тысяч рублей — 8%;
-
50–100 тысяч рублей — 4%;
-
>100 тысяч рублей — 7%.
Стратегии выгодных покупок в период ноябрьских распродаж
Самая главная стратегия по мнению большинства тех, кто всё-таки верит в возможность сэкономить во время распродаж — это чёткое планирование покупок.
20% опрошенных сравнивают цены на разных сайтах, 16% кладут товары в корзину за пару недель до дня X и отслеживают динамику цен. 13% опрошенных следят за ценами на маркетплейсах, а 10% составляют списки товаров заранее.
Ноябрьские распродажи: быть или не быть
Однозначно, быть! И для брендов, и для покупателей акции в ноябре — работающий маркетинговый инструмент и способ сэкономить соответственно.
Компаниям имеет смысл заложить дополнительный бюджет на рекламу, потому что это основной источник информации для большинства российских потребителей. Покупатели могут получить максимум выгоды, отслеживая динамику цен и сравнивая цены на одни и те же позиции в разных интернет-магазинах и маркетплейсах.
А ещё распродажи — это отличная возможность удвоить или даже утроить доход для блогеров и веб-мастеров, работающих в партнёрском маркетинге. Мы в Indoleads уже подготовили лучшие офферы от мировых и российских брендов для этой Чёрной Пятницы, а также Киберпонедельника, если вы работаете с бурж-трафиком.
Вы уже готовы к одной из главных распродаж года? Сверьтесь с нашим чек-листом.
Всем профитного чёрно-пятничного настроения!