Как вести сложные переговоры с кем угодно и выходить из них победителем
Простые правила переговоров.
Навык переговоров и преодоления возражений пригодится во всех сферах жизни. Соблюдая несколько простых правил, ты станешь мастером споров, научишься убеждать любого собеседника и сможешь добиться желаемого результата, даже если разговор не задался с самого начала.
У любого разговора есть цель, и именно её понимание поможет вернуться к сути диалога, если атмосфера накалилась. Например, перед важной презентацией можно сформулировать для себя такую цель, ответив на три простых вопроса: чего я хочу для себя, чего я хочу для компании, чего я хочу для этих взаимоотношений. По такой формуле можно описать желаемый итог любого разговора.
Важно понимать, что возражения — естественная и неизбежная часть общения. Они могут возникать по разным причинам: от индивидуальных убеждений до стратегических тактик. Мы собрали советы Александра Кузнецова, одного из авторов курса креативного менеджмента в mads. У него большой опыт в ведении переговоров, и он точно знает, как установить доверительную атмосферу, способствующую свободному, уважительному обмену мнениями и идеями ради достижения общей цели.
В какой момент разговор идёт не в ту сторону?
Разговор становится трудным, когда один из его участников перестаёт чувствовать себя в безопасности. Возможно, собеседник не верит, что об его интересах помнят? До того, как начать формулировать аргументы и отрабатывать возражения, необходимо вернуть в разговор ощущение безопасности.
Для продолжения диалога важны:
-
искренность — неподдельное желание услышать и принять точку зрения собеседника;
-
любопытство — лучшая реакция на возражение или комментарий, желание разобраться в причинах возражения, понять, откуда растут корни страха и сомнений собеседника;
-
терпение — если атмосфера накалилась, потребуется время, чтобы другой человек снова почувствовал себя в безопасности.
Что делать дальше?
Итак, собеседник понял, что значимость его комментариев не оспаривается, а их причины вежливо уточняются. Теперь он перестанет обороняться, а ты сможешь отработать возражение.
Шаг 1: согласие
Согласие показывает, что мы не сопротивляемся возражению и готовы его обсудить. На внешнем уровне согласие можно выразить мимикой, жестами, интонацией. Также помогут следующие фразы: «да, это важное замечание», «да, этот вопрос фундаментален для нашей проблемы».
Шаг 2: прояснение
Опытный переговорщик отличается от начинающего тем, что больше задаёт вопросы, чем выдаёт утверждения. Причина любого возражения — некая ментальная установка или какое-то событие из личной жизни собеседника. Выяснить её помогут уточняющие вопросы: «с чем сравниваете?», «в чём причина сомнения?», «почему вы считаете именно так?», «что конкретно смущает?».
Если собеседник неохотно говорит о причинах возражений, можно использовать парафраз («правильно ли я понимаю, что…») или изолирующий вопрос («это единственное, что смущает в предложении?»).
Шаг 3: аргументы
Мы установили классную атмосферу, согласились с тем, что человек имеет право на возражение, согласились с возражением, узнали его причину — и вот теперь наконец-то можем переходить к аргументам.
Сформулировать сильный аргумент просто.
Заявляем факт. Факты — это цифры или расчёты, статистика, исследования, примеры, основанные на уже случившихся событиях. Факты обезоруживают, они наименее спорны и наиболее убедительны.
Подтверждаем частности. Детали придают факту ещё больше убедительности. Например, некруглые цифры всегда вызывают больше доверия.
Усиливаем за счёт личной истории или экспертного мнения. Личный опыт сработает, только если у вас с собеседником установился контакт и у вас достаточно много общего, в ином случае личный опыт лучше приберечь. То же самое и с мнением специалистов: оно должно быть достаточно экспертным для конкретного собеседника.
Вовлекаем в обсуждение. Приглашаем собеседника обсудить только что высказанный аргумент, не дожидаясь ответной реакции. Это покажет открытость к обсуждению.
И помни: важно не только что ты говоришь, но и то, как ты это делаешь. Сам по себе сильный аргумент не имеет шансов, если произносится неуверенно, а говорящий не вызывает доверия или симпатии. Не используй слова и конструкции, раскрывающие неуверенность (наверное, возможно, если получится, неплохо), поддерживай визуальный контакт, говори спокойно. А если поступило новое возражение, возвращайся к началу схемы — теперь ты точно знаешь, что делать.
Аргументированно защищать проекты, идеи и бюджеты можно научиться на курсе «Креативный менеджмент: научим уверенно управлять проектами, командой и своим будущим» от mads. Авторы курса — Александр Кузнецов, управляющий директор Progression CA (ex-Business Director BBDO Moscow), и Григорий Кузнецов, директор по маркетингу OXYOOM. Они помогут обрести свою силу, стать успешным менеджером-супергероем, научат уверенно решать даже самые сложные задачи в креативном бизнесе, а также поделятся полным управленческим инструментарием, от основ медиапланирования и организации продакшена до владения SCRUM и Kanban.