В 2024 году два гиганта интернета — Яндекс и Google — делят между собой 99% рынка поисковых систем в России, имея аудиторию под 200 млн. Яндекс больше популярен в нашей стране, а Google — самый посещаемый сайт в мире и лидер по мобильному трафику.
Компания Sape провела исследование ранжирования сайтов в тематике «Финансы» и выяснила, как сейчас ранжируются финансовые ресурсы, какую отдачу они от этого получают и какая стратегия будет наиболее эффективной для получения максимально целевого трафика. Рассказывает Павел Кислов, руководитель продукта компании Sape.
Где чаще продвигают финансовые сайты
В исследовании участвовали сайты и запросы из следующих тематик:
-
финансы в широком смысле;
-
кредиты, включая потребительские, автокредиты, микрозаймы и кредитные карты;
-
ипотека;
-
банковские услуги для физлиц и бизнеса;
-
инвестиции.
Согласно результатам исследования, 37,9% доменов в этих тематиках ранжируются только в Google, 24,8% — только в Яндексе. Доля тех, кто ранжируется в обеих поисковых системах, — 37,3%.
Получается, что многие игроки рынка по тем или иным причинам не могут добиться хороших результатов сразу в двух поисковиках. Яндекс и Google сегодня довольно похожи в плане оценки сайтов, но всё же имеют отличия в алгоритмах. Например, первый может отдавать предпочтение сайтам с русскоязычным контентом и локальными ссылками, в то время как Google может ранжировать выше сайты с сильным международным профилем ссылок и оптимизацией под глобальные стандарты.
Вот несколько ограничивающих факторов, которые мешают развивать сразу оба направления.
Разная доля мобильного трафика. Google — лидер мобильного поиска, и если сайт плохо адаптирован под смартфоны и планшеты, он может не занимать высоких позиций в этом поисковике.
Различия в индексировании и обновлении контента. Частота и метод индексирования новых страниц могут различаться. Нередко отмечают, что Google быстрее индексирует обновления, а Яндекс медленнее. Это может приводить к разным результатам в SERP (Search Engine Results Page) в зависимости от актуальности и свежести контента.
Технические аспекты SEO. Оптимизация под каждый поисковик требует немного разных технических подходов. Если сайт оптимизирован с учётом технических требований одного поисковика, он может не до конца соответствовать требованиям другого.
Ссылочные профили. Яндекс и Google могут по-разному оценивать качество и релевантность ссылок, применять разные санкции за нарушения.
Локальные SEO-стратегии. В России часто используется локальное SEO, особенно для Яндекса, который более чувствителен к локальным факторам. Если стратегия SEO ориентирована на местный рынок и учитывает специфические требования Яндекса, она может не до конца соответствовать требованиям Google, и наоборот.
Разные пользовательские предпочтения. Поведение людей в Яндексе и Google может различаться. Например, пользователи Яндекса могут предпочитать определённый стиль подачи информации или доверять определённым типам сайтов.
Оптимизация под один поисковик не всегда обеспечивает хорошие результаты в другом.
Почему нельзя выбрать только один поисковик
Исследование Sape показало, что наибольший объём трафика (94,5%) собирают именно те сайты, которые ранжируются в обоих поисковиках.
Таким образом, если финансовая компания ориентируется на рост числа визитов на сайт, то оптимальной будет стратегия одновременного продвижения и в Яндексе, и в Google. Исключением могут стать ситуации, когда в одной ПС на ресурс наложены строгие санкции, которые невозможно снять. Кроме того, важен целевой рынок: если сайт в большей степени ориентирован на нерусскоязычную зарубежную аудиторию, вряд ли есть смысл оптимизировать его под Яндекс.
Где проще продвинуть сайт — в Яндексе или Google
Здесь мы вынуждены сразу вас огорчить: «просто» это не то слово, которым можно описать продвижение финансового сайта в любом поисковике из-за высокой конкуренции в тематике. По данным исследования, более 90% трафика собирают всего порядка 5% доменов, и потеснить их сложно.
Тем не менее, есть и хорошие новости: шанс попасть в выдачу Google выше, чем в выдачу Яндекса. В Google ранжируются на 30% больше доменов, а в выдаче на 22% больше уникальных URL. Поэтому, хотя за топ-10 придётся серьёзно побороться, попасть туда вполне реально, например, по менее конкурентным запросам.
Что учесть при продвижении в Яндексе и Google
Вот ключевые факторы ранжирования для финансовых сайтов, важные для Яндекса.
Качество и релевантность контента. Частые обновления и релевантные тематике статьи, подробные аналитические материалы, которые полностью освещают тему.
Локализация и региональная привязка. Учёт региональных особенностей, локальные метки, наличие ссылок с авторитетных локальных сайтов.
Пользовательские метрики. Низкий показатель отказов, высокое время на сайте и количество просмотренных страниц, говорящие о том, что пользователи находят контент полезным и интересным.
Поведенческие факторы. Частота кликов на результаты поиска, минимизация возвратов в поиск.
Качество и релевантность ссылочного профиля. Ссылки с других авторитетных и релевантных финансовых сайтов.
Технические аспекты. Высокая скорость загрузки, адаптивный дизайн, чистота и структура кода.
Доверие и авторитетность. Положительные отзывы и высокий уровень доверия пользователей, активность и упоминания в соцсетях.
Вот список факторов, важных для ранжирования в Google.
Качество и актуальность контента. Высокий показатель E-E-A-T (Experience, Expertise, Authoritativeness, Trustworthiness) — опыт, экспертиза, авторитетность и надёжность контента. Наличие длинных и глубоко проработанных материалов. Регулярные обновления и добавление свежей информации, учёт трендов и новостей.
Мобильная оптимизация. Соответствие правилу Mobile-first indexing, оптимизированный дизайн и удобная навигация.
Качество ссылочного профиля. Достаточное количество и высокое качество обратных ссылок, естественность ссылочного профиля.
Технические аспекты. Core Web Vitals: высокие показатели по скорости загрузки, интерактивности и визуальной стабильности. Наличие SSL-сертификата, чистота кода и структурированность данных.
Хороший UX. Высокие показатели взаимодействия пользователей с контентом, удобная навигация и логичная структура.
Поведенческие факторы. CTR сниппетов в результатах поиска, низкие возвраты на страницу поиска.
Исследование Sape показало, что одним из наиболее важных факторов ранжирования финансовых сайтов в обоих поисковиках является количество и качество ссылочной массы (авторитетность домена на графиках ниже). Чем выше этот показатель, тем больше трафика получает ресурс из Яндекса и Google.
Хотя многие факторы ранжирования пересекаются, каждый поисковик имеет свои особенности и приоритеты. Успешная SEO-стратегия для финансового сайта в России должна учитывать эти различия и адаптироваться под требования каждой системы.