Добавить свою заметку вы можете на этой странице.
Останетесь ли вы без работы через двадцать лет?
Все научные новшества и технологические изобретения можно рассматривать с разных сторон. Сама по себе технология нейтральна. Она приобретает тот или иной окрас только в зависимости от того, как к ней относятся (и как её применяют) разные группы общества.
Человек боится того, чего не понимает. А еще того, что может его заменить, вытеснить из жизненной ниши.
Из-за второго страха и образовалось в начале XIVIX века движение луддитов — английских рабочих, сознательно саботировавших промышленную революцию. Один паровой станок (в то время ими начали оснащать фабрики) отлично выполнял рутинную работу, заменяя нескольких человек.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Это лишало семьи рабочих заработка и вызывало жесточайшую депрессию пополам с гневом. Подумайте, как бы вы себя чувствовали, если бы много лет совершенствовались в своем ремесле… а потом вас просто сократили за ненадобностью? И работу у вас отнял не кто-то более молодой или более способный, а бездушная железка.
Зато владельцы фабрик и заводов прекрасно умели считать в расчете на перспективу. И станки оказались эффективнее. Поэтому английское правительство жестко подавило «профсоюзные» забастовки. За порчу машин назначали смертную казнь.
В дальнейшем тема луддитов поднималась не раз. В 1952 году американский прозаик Курт Воннегут опубликовал научно-фантастический роман «Механическое пианино». В послевоенном обществе, которое он описывает, ручной труд повсеместно заменили машинным.
Людей, у которых не хватало ума стать инженерами (и войти, таким образом, в управленческий класс) записывали в своеобразный резерв и выдавали им скромное пособие. Не-интеллектуальной работы было так мало, а желающих так много, что любую возможность куда-то устроиться резервисты воспринимали как дар небес.
Что интересно, роман Воннегута хотя и числится «научно-фантастическим», но довольно точно предсказывает будущее рабочих профессий. Сравните, например, цеха автомобильных заводов.
Сегодняшние технологические разработки еще сильнее заставляют задуматься о том, сколько людей останутся без работы в течении ближайших пятнадцати-двадцати лет. (А ведь население планеты, согласно прогнозу ООН, увеличится к 2050 году на 2.5 млрд — до 9.1 млрд человек.)
Например, «печать» зданий с помощью больших 3D-принтеров. В своем выступлении на TEDx (август 2012) профессор Берох Кошневис из Южного Калифорнийского Университетапоказывает, как это происходит.
Он уверяет, что таким образом можно обеспечить многих людей хорошим дешевым жильем за небольшое время. Материал для строительства — сушеная солома или привычный цемент. В готовый костяк требуется только вставить окна и двери, а также сделать отделку.
3D-печать вообще очень перспективна. Ученые и промышленники планируют приспособить её везде, где только можно — от производства предметов обихода до печати новых человеческих органов. Вместо того, чтобы изготавливать что-нибудь руками, вы просто закладываете нужный трехмерный чертеж.
В Лондоне, в экспериментальном центре 3D-печати, уже вовсю хвастаются, распечатывая сложнейшие по своей структуре забавные вещицы, которые вполне бы подошли на роль домашних сувениров: «Чтобы сделать это, человеку понадобилось бы несколько месяцев».
Чехлы, которые собирается продавать на Kickstarter дизайнер Джошуа ХэркерЕще есть робот-упаковщик Baxter, который может переносить тяжести, делать загрузку и выгрузку, собирать, шлифовать, сортировать и все это — за двадцать две тысячи долларов. Робот просто запоминает нужные человеческие движения.
История повторяется: справа — та самая бездушная железка. Впрочем, инженеры не зря приделали Бакстеру глазастый дисплейА беспилотные автомобили Google? Широко разрекламированный факт — за несколько лет испытаний случилась только одна авария такого автомобиля, когда за рулем сидел живой водитель. С сентября 2012 штат Калифорния разрешил использовать беспилотные машины на своих дорогах.
Если вспомнить, сколько людей ежедневно гибнут в ДТП, сторонники такого транспорта обязательно найдутся. Водители — до свидания.
Электронный мозг вместо биологического
Казалось бы, пусть роботы научатся вышивать крестиком, но сложная интеллектуальная деятельность им не по силам. К сожалению, это уже не совсем так.
В конце XX — начале XXI столетия мы вошли в эру так называемой креативной экономики. Всеобщая стандартизация упростила производство. Понадобилась нематериальная составляющая, добавочная ценность для потребителя.Этим и занимается рекламный рынок — созданием и продвижением брендов.
Как объясняет это председатель организации Сreative England Джон Ньюбаджин:
Ценность туфель — себестоимость изготовления туфель — ничто по сравнению с ценностью бренда и дизайна. Бренд и дизайн придают стоимость этой паре обуви, а не материал, из которого она сделана.
Есть еще научная сфера и многие другие. Однако и интеллектуальные работники могут поостеречься. Компьютерная программа написала заметку лучше новостного журналиста. Даже если предположить, что журналист лентяй… все равно страшновато.
Речь не идет о программе-Достоевском или, скажем, о программе-Пушкине. Новостная журналистка — это отбор фактов из общего потока. Компьютер справится с этим потоком лучше, пусть даже не сумеет уловить в ближайшем будущем разные тонкие моменты, двусмысленности, развить чисто человеческий «нюх» и создавать сложные образы.
Хотя разработчики искусственного интеллекта могут с этим поспорить. Современные зачатки ИИ — это нейронные сети, функционирующие по тому же принципу, что и биологический мозг. Исследователь из лаборатории Alien Lab Дмитрий Дзюба, выступая на киевском TEDx в июне 2012, прокомментировал:
Сначала будут создаваться электронные помощники. Анализаторы текста, которые будут понимать его смысл. Органайзеры умные, умные поисковики и так далее. Потом будут появляться системы более осмысленные. И едва ли раньше через тридцать лет какая-то система будет такой, которую можно будет называть в полном смысле мыслящей.
Что же, тридцать лет — не такой большой срок. И начало положено. Нейронные сети во взрослом человеческом мозге имеют около ста триллионов соединений. В 2012 году в исследовательской лаборатории Google смоделировали компьютерную нейронную сеть с миллиардом соединений.
Дзюба считает, что человек сможет конкурировать с машинным разумом — если подсоединит себе дополнительную «оперативную память». Но для этого, конечно же, нужны будут деньги. Быстрее думать, делать сразу несколько дел.. разве не об этом всегда мечтали занятые люди?
Но если все будет развиваться по самому пессимистичному сценарию, то парень из бедной семьи уже не сможет обыграть какого-нибудь богатого лоботряса за счет усидчивости и терпеливого труда. Сын богатых родителей просто купит себе мозги. А обладая интеллектом — заработает новые деньги и снова купит новые мозги. Замкнутый круг.
Сытые и довольные?
А может, технологии все-таки облегчат нам жизнь? Стиральные машины, например, помогают женщинам не тратить несколько часов на стирку. Другие механизмы придуманы с той же целью — освободить человека от рутинного труда, дать ему время на саморазвитие и совершенствование.
Если люди будут всем обеспечены — будут ли они довольны? Смешно, но и для такого случая найдется прогноз из научно-фантастического рассказа.
Писатель Пьер Буль (больше известный, как автор «Планеты Обезьян») описал общество, в котором люди поняли, что разрушают планету и, после небольшой бескровной революции, сформировали мировое правительство из выдающихся ученых и блестящих интеллектуалов.
Такое правительство очень скоро добилось небывалого повышения уровня жизни, медицины и всего остального. Мало того — теперь люди могли работать только два часа в день.
Но через некоторое время комиссия по здравоохранению забила тревогу — по всей планете резко увеличилось количество самоубийц. Имея все, земляне просто не знали — чем себя занять. Им было скучно.
Психологи в правительстве начали разрабатывать общественные игры и развлечения. На некоторое время это помогало. Но потом каждая новая игра быстро приедалась и кривая смертников снова падала вниз.
В конце-концов, психологи обнаружили, что больше всего интереса и адреналина вызывает чужая смерть. Так начались гладиаторские бои, чем дальше — тем кровавее. В конце рассказа общество, разделившись на две стороны в игрушечной войне, уничтожило себя вполне настоящими ядерными бомбами.
Источник: http://bit.ly/X5qoTW