TimePad: «У нас был достаточно серьезный момент, когда мы неожиданно поняли, что это уже не стартап, а реальный бизнес»
Сервис TimePad, созданный для организаторов мероприятий, был запущен в 2008 году тремя выходцами из
Я думаю, что многие наши читатели используют ваш сервис, но давайте на всякий случай расскажем, о чем он.
TimePad — это сервис для организаторов событий, а сейчас уже и участников. Это сервис про события, который помогает организаторам упростить свою работу: собрать больше участников, продать больше билетов, если событие платное. И, в целом, организовать все процессы так, чтобы как можно меньше вещей нужно было делать вручную. Участники событий могут найти то, что им интересно: куда сходить и в чем поучаствовать.
В самом начале это был небольшой проект «для себя». Мы тогда работали в бизнес-инкубаторе ГУ-ВШЭ и организовывали очень много разных событий. В основном, для предпринимателей: лекции, семинары, мастер-классы, конференции. У нас возникла проблема с тем, что событий становится все больше, а рук все так же мало, и не хочется тратить много времени на оповещение возможных участников. Мы начали искать инструмент, с помощью которого можно было бы это все автоматизировать. Его тогда на рынке не было, так что мы решили создать программу, чтобы упростить свою работу.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Какое развитие ожидало проект в дальнейшем?
Суть не менялась. Правда, когда мы начинали, то делали сервис для организаторов и участников. Довольно быстро мы поняли, что ресурсов, чтобы развивать сразу оба направления, не хватает. Поэтому решили сконцентрироваться только на организаторах, решить их задачи по-максимуму и про участников на время забыть.
Где-то полгода назад мы поняли, что пора воскрешать второе направление, и начали его развивать, появились ресурсы и возможности. Сейчас над проектом работают около 10 человек: половина — разработчики, другая половина занимается работой с клиентами.
Расскажите подробнее о возможностях, которые вы предоставляете.
Сейчас Timepad используют около 10 000 организаторов, мы помогаем им автоматизировать и упростить все процессы, связанные с организацией событий, вне зависимости от формата. Система помогает публиковать событие, создавать его страницу в интернете, регистрировать участников, собирать заявки: они автоматически и удобно собираются в личном кабинете. Сервис умеет продавать билеты, принимать оплату, помогает продвигать событие, привлекать больше участников.
Для этого в TimePad есть собственный встроенный инструмент — каталог событий, довольно плотная интеграция с соц. сетями, собственные рекламные каналы: баннерная сеть, рассылка дайджестов, наша группа в соц. сетях, посвященная интересным событиям. За небольшие деньги мы можем помочь еще больше распространить информацию о событии. Кроме того, мы предоставляем подробную статистику, откуда приходят люди — через рассылку, партнера, находят сами или через наши каналы. Она показывает, какие именно каналы работают. Это помогает анализировать и улучшать свою работу.
Каким образом появилась бизнес-модель? Она была разработана изначально или складывалась постепенно?
Бизнес-модель эволюционировала. Изначально мы планировали создать бесплатный продукт с платными настройками. Мы думали зарабатывать за счет подписки на платные тарифы. Эта модель не смогла «взлететь», поэтому пришла на смену новая идея: комиссия с продажи билетов. Сейчас мы получаем основной доход как раз от этого — берем небольшой процент от проданных через нас билетов.
Мы работаем с крупными клиентами, большими конференциями, которым недостаточно просто удобного инструмента, а нужны еще и консультации, помощь наших специалистов. С ними мы работаем по модели event-агентства. Занимаемся сопровождением их событий, помогаем что-то организовать на месте: регистрацию участников и выдачу бейджей, например.
У нас есть 2 большие группы клиентов: 10 тысяч тех, кто пользуется сервисом — с ними работает служба поддержки, и несколько десятков или сотен крупных клиентов, с которым работают выделенные менеджеры.
У нас есть четыре способа монетизации: комиссия с продажи билетов, работа с крупными клиентами по спецпроектам, реклама событий, привлечение участников и платная подписка на дополнительные сервисы.
Как вам удалось привлечь первых клиентов? Сейчас стало проще это делать?
Первые несколько десятков клиентов мы приводили за руку. Это были наши друзья и знакомые, которым захотелось воспользоваться сервисом. Мы ездили и рассказывали о возможностях TimePad, в какой-то момент этот процесс стал циркулировать без нас. Люди понимали суть сервиса, поэтому использовали его. Сейчас есть два основных способа привлечения клиентов: сарафанное радио, когда наши клиенты рассказывают своим друзьям, и — когда участник с помощью нас регистрируется на событие. Если ему понадобится организовывать что-то, он тоже воспользуется сервисом. Обе схемы — вирусные.
Кто ваши конкуренты на рынке?
Мы обычно говорим, что наш главный конкурент — Microsoft Excel и Outlook. Это такие «дедовские» способы работы, когда ничего не автоматизировано, все приходится делать вручную. И самое главное, что именно эти способы в мозгах у людей сидят, как единственно возможные, потому что люди не знают, что можно лучше. Это наш главный конкурент, с ним мы достаточно успешно боремся.
Как вы привлекли инвестиции? Каким образом объединенная компания «Рамбллер-Афиша» стала акционером TimePad, и на каких условиях проходит сотрудничество?
Изначально мы вложились в проект сами. Первый прототип создали на собственные деньги. Затем появился Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере: мы выиграли государственный грант — миллион рублей. На старте — это вполне значимые деньги, которые можно потратить на создание и дальнейшее развитие прототипа.
Вскоре у нас появился бизнес-ангел, который вложил небольшие деньги в проект. Когда мы поняли, что деньги кончаются, то около полугода безуспешно ходили по инвесторам. А потом, после полутора-двух лет существования проекта, поняли, что вышли на самоокупаемость. Полгода назад акционером стала «Рамблер-Афиша». Это был результат знакомства, разговоров, взаимного интереса. Мы начинали разговаривать о возможном партнерстве. У них есть «Афиша» — сайт, на котором большинство людей привыкли искать события, недавно появилась Рамблер-касса — сайт для покупки билетов.
То, чем мы занимаемся, похоже на продукты компании. Мы начали обсуждать возможное взаимовыгодное партнерство. В итоге получилось так, что они стали нашили акционерами. Теперь мы совместно развиваем продукты, обсуждаем, в каком направлении технически мы будем двигаться, как организационно все будет происходить. «Афиша-Рамблер» участвует не только деньгами, но и собственными знаниями, опытом, контактами.
Дайте несколько советов тем, кто хочет запустить свой стартап и сделать его конкурентоспособным.
Работая в бизнес-инкубаторе, мы сами заразились мыслями о бизнесе, появилось конкретное поле, где мы можем применить свои навыки. Стоит проходить бизнес-инкубатор в ГУ-ВШЭ, послушать лекции и мастер-классы, окунуться в это. А вообще, если хочется попробовать, то стоит пробовать.
Если кажется, что не получается, то не стоит отчаиваться. Создание своего бизнеса — это очень клево и прикольно, но это тяжелый труд. Поначалу очень неблагодарный. Важно не опустить руки раньше времени, продолжать верить и двигаться вперед до того момента, когда все «завертится».
Мы все работали в каких-то компаниях, и только часть времени могли тратить на проект. Тем не менее, в самом начале нужно и деньги где-то заработать, и при этом иметь свободное время для того, чтобы заниматься своим проектом. Сейчас стало проще. Когда мы начинали, не было такой хорошей структуры поддержки предпринимательства, где бы ты мог сразу бросить свою работу и заниматься только стартапом. Многие до сих пор решают не рисковать полностью, а попробовать точечно, проверить свою идею и после этого только полностью вкладываться. У нас был достаточно серьезный момент, когда мы неожиданно поняли, что это уже не стартап, а реальный бизнес, для которого можно бросить все, чтобы заниматься только ним. Это очень серьезный щелчок в голове, который нужно контролировать, потому что если этот момент упустить, все может остаться на уровне хобби. TimePad не вырос бы в бизнес с 10 000 клиентами.