Герой недели: Сергей Гребенников — заместитель директора в РАЭК. Читайте на Cossa.ru

02 октября 2012, 12:17

Герой недели: Сергей Гребенников — заместитель директора в РАЭК

Агентство TOoBEeDOo и Cossa.ru представляют серию интервью с влиятельными деятелями интернет-рекламы и их индекс влияния. Все интервью доступны по тегу Индекс влияния.

Подробнее о проекте

Сергей, поделись историей успеха. Как ты начинал?

Я родился в Московской области, в городе Подольск. В детстве был юным пожарным, совершенно не думал о том, что когда-то буду заниматься интернетом. Когда я еще учился, про интернет мало что было известно.

Окончив школу, я поступил в институт на  на факультет «Реклама» и сразу  захотел работать, так как одной учёбы мне было недостаточно. К счастью, так случилось, что моя первая работа была связана с интернетом. Это был ресурс Распродажа.ру, который существует и по сей день.

Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона

Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585. ERID LjN8K1P7y.

Мне посчастливилось общаться с Борисом Рыссом, Андреем Виноградовым и Владиславом Федосеевым, которые внушили мне, что интернет — это действительно круто, и что он является самой перспективной средой для коммуникаций людей по всей Земле.

Что входило в твои должностные обязанности?

В Распродажа.ру я занимался пиаром. В определённый момент  мне надоело работать, и я с головой погрузился в учёбу. Началась сессия, и мне это казалось безумно важным. Спустя полгода я начал работать пиар-менеджером в новом на тот момент поисковике Webalta.

А там что ты делал?

Мы писали пресс-релизы, рассылали  их  по СМИ, добивались  публикации. Мне это вскоре стало неинтересно, и поэтому в очередной раз мы встретились с Борисом Рыссом. Он предложил мне снова вернуться в то русло, с которого мы начинали сделать что-то новое, интересное. Вскоре  переехали в другой офис, и оказалось, что рядом расположилась организация РОЦИТ. Так получилось, что я туда зашел, и с тех пор мы работаем в одной команде: РОЦИТ, РАЭК и Internet Media Holding. РОЦИТа сегодня, по определенным причинам, не существует. Я думаю, люди на рынке знают причины.

И всё же, почему?

В РОЦИТе было много различных скандалов. Нас с Сергеем Плуготаренко попросили более активно заниматься РАЭКом, потому что сейчас государство все больше и больше смотрит в сторону интернет-индустрии. Буквально недавно приняты своеобразные законы относительно интернета. Кто-то говорит, что это цензура, кто то утверждает, что это благие намерения. Но, так или иначе, не были учтены поправки и мнения компаний, которые работают на этом рынке и знают, как устроен интернет. Не были учтены технические поправки, которые мы внесли, и есть вероятность того, что к интернету все сильнее и сильнее будут присматриваться с точки зрения  регулирования. Поэтому в 2010 году интернет-компании попросили нас активнее заниматься именно РАЭКом, отстаиванием интересов интернет-бизнеса.

Кто попросил?

Ряд компаний: Mail.ru, Webmoney, Ozon и все те, кто состоит в наших организациях всего более ста интернет-компаний. Сегодня мы занимаемся не только проведением мероприятий. Может показаться, что РАЭК это исключительно РИФ, RIW и Премия Рунета. Но всё-таки мы очень много делаем с точки зрения законодательства и внесения изменений  в различные законопроекты, которые могут влиять на реальное изменение рынка.

Как именно РАЭК может влиять на законодательство?

РАЭК это организация, которая объединяет российские интернет-компании. У компаний есть ряд интересов в законодательном изменении для того, чтобы рынок активнее развивался. В 1999 году Путин на встрече с интернет-сообществом пообещал, что к интернету не будут применяться никакие жёсткие меры, что интернет это инновационная экономика, с помощью которой мы будем развивать нашу страну в другом направлении. И до сегодняшнего дня к интернет-индустрии не применялись законы, которые ущемляли бы какие-то интересы бизнеса. По нашим подсчётам, сегодня оборот денег в интернете составляет около полутора процентов от всего ВВП страны.  А это уже значительная сумма. Сюда входит онлайн-коммерция, реклама, весь SММ всё, что связано с деньгами в интернете, за исключением провайдеров.

Вы где-то публиковали эти данные?

Да, конечно. В 2011 году мы впервые задумались, что те цифры, которые есть в интернет-индустрии, нужно к чему-то привязать. И самое простое это привязать их к ВВП страны. Так делают в США, Великобритании и многих других странах.

И каковы наши показатели по отношению к другим странам?

Я знаю, что в Великобритании, например, денежный оборот в интернете составляет 11% от ВВП страны. Нам есть, к чему стремиться. Но мы уверенно растём, и это здорово! Сейчас Россия занимает 1 место по количеству интернет-пользователей в Европе.

В 2011 году мы сложили показатели разных рынков и вывели единые цифры. Но это был достаточно кустарный подход, и сейчас совместно с Высшей школой экономики и BCG РАЭК проводит глобальное исследование 11 рынков. Осенью мы представим более реальные показатели его развития. Дата презентации назначена на 10 октября, а также в первый день RIW будет посвящена отдельная секция для обсуждения итоговых данных исследования.  Разумеется, это опять будет больше экспертная оценка, нежели конкретные показатели, потому что до сих пор не все компании готовы раскрывать свои данные. Это и понятно: те налоги, которыми сейчас обложили весь интернет-бизнес, не позволяют всем выйти в «белую» зону.

Но ведь в  России налоги самые маленькие. Это проблема русского менталитета: не доплачивать, каким бы  маленьким ни был сбор?

Тут дело вот в чём: Россия существует около 20 лет, и то, что сегодня многие работодатели платят налог порядка 50% с сотрудника это много для сегодняшнего государства. Сейчас, выходя в «белое» пространство, маленьким компаниям очень тяжело вести бухгалтерию, потому что тогда зарплата работника будет 7-10 тысяч, и она абсолютно никого не устроит. А когда мы говорим о зарплатах в 50-70 тысяч по рынку в различных отраслях это уже становится накладно для работодателя, так как обороты не позволяют спокойно распределять прибыль на премии и прочие блага для сотрудника.

Естественно, мы и в 2010, и в 2011 году, и сейчас продолжаем разговаривать с государством на тему того, что для интернета нужны какие-то налоговые льготы.

Насколько это реально по вашему мнению?

Сложно сказать, сначала нам отвечали одно, потом другое. Но у нас есть графики и исследования, доказывающие, что если сегодня мы сделаем понижение ставки ЕСН, то в будущем государство получит большую прибыль, так как все перейдут на «белую» систему.

Я уверен, что вся индустрия поддержит вашу идею. Необходимо создать информационное давление на правительство. Я считаю, что вы должны это продвигать и готов поддержать вас, если это возможно.

Мы серьёзно над этим думаем. Сейчас в Правительстве появились новые люди, которые будут отвечать за развитие IT-индустрии и интернет-технологий  в России. Мы обязательно с ними встретимся.

Сегодня интернет и интернет-технологии это будущее нашей страны. Благодаря интернету у нас нет информационного разрыва, при котором жители столицы и крупных городов получают информацию сразу, а жители регионов с большим опозданием.

Назначим дату, после которой мы вместе начнём оказывать давление на правительство, объединять всех работников интернет-индустрии с тем, чтобы понизить налог на сотрудников в нашей сфере?

Я думаю, что это начнётся не ранее 15 января 2013 года. Сейчас мы и на Неделе Российского Интернета (RIW), и на других конференциях будем всячески лоббировать интересы интернет-индустрии.  Важно добиться снижения ставки ЕСН в нашей отрасли, чтобы нам было проще и интереснее развиваться именно в России. Если мы сейчас ничего не сделаем для того, чтобы интернет-индустрия была отлична по налогообложению от добычи нефти, газа и других природных ресурсов, то мы потеряем светлейшие умы России.

Вернёмся к твоей деятельности в РАЭК. Какая была твоя первая должность, и какую ты занимаешь сейчас?

Пришёл  пиар-менеджером, а сейчас я   заместитель директора в РАЭК и директор Internet Media Holding. IMH это компания, которая занимается всеми медийными проектами, которые у нас есть: это журнал «Интернет в цифрах», ROCID.ru, а также портал-проект «Интернет СМИ для Рунет»/TheRunet.com (СМИ, которое пишет на английском и немецком языках о российском интернете.) Вот это всё объединено в рамках коммерческой организации.

Как ты этого достиг?

Как-то само собой получилось. Я пришёл на смешную должность в РОЦИТ, через полгода я стал заместителем директора. Далее мы активно занимались пиаром РОЦИТа: придумали Неделю Российского Интернета, провели ряд небольших конференций, развивали rocID как систему регистрации на мероприятие в один клик. Вокруг этого всего зародилось много различных интернет-СМИ.

А какова была твоя роль в создании этих проектов?

Мы всё  вместе придумывали и развивали. Чем хороша наша организация мы любой проект можем сегодня придумать и завтра начать его делать. Мы не строим огромных бизнес-планов, они бесполезны: на выходе всё равно получится не совсем то, что ожидалось изначально. Если мы понимаем, что это необходимо для индустрии делаем, не задумываясь. Журнал «Интернет в цифрах» за все годы не принёс никакой прибыли. Мы делаем его как инвестиционный проект, потому что понимаем, что сейчас на рынке нет ничего аналогичного, и он необходим тем, кто сегодня развивает свой бизнес в интернете.

Сколько людей сейчас в твоей команде?

У нас порядка 30 человек, которые работают постоянно, и человек 10 на фрилансе.

Расскажи структурно, чем занимаются ваши компании.

РАЭК это ассоциация, которая финансируется за счёт взносов своих членов, которых более 100. Ассоциация это не бизнес. Она не приносит прибыли, она направлена на развитие интернет-индустрии.

А как же Internet Media Holding?

Это коммерческая ассоциация, которая поддерживает деятельность РАЭК изнутри. Если бы её не было, то только за счёт членских взносов Ассоциация не смогла бы существовать.

Мне как пользователю интересен вопрос: я слышал, что РИФ финансировало государство. Правда ли это?

На те деньги, которые предлагает на это мероприятие государство, его не удалось бы провести. Речь идёт о сумме около 2-3 млн. рублей. Фактически, на РИФ тратится раз в 20 больше.

Какие мероприятия намечены на осень?

Осень будет очень насыщенна.

Прежде всего, в сентябре состоится конференция «Сайт-2012», которая посвящена web-строительству. Там обсуждаются очень технические вопросы, поэтому она сугубо профессиональная.

Дальше нас ждёт Неделя Российского Интернета (RIW) в Экспоцентре ключевое мероприятие в индустрии.

Премия Рунета, которая пойдёт уже в 9 раз самый сложный проект в нашей линейке. Подготовка к нему занимает 3 месяца, длится он всего 2-3 часа, и остается масса недовольных. Ходит куча слухов, что эта премия легко покупается. Это абсолютная неправда, голосуют эксперты, и только они  решают, кому достанется приз. Много критикуют любую премию, но мы её точно не продаем, мы только предлагаем участие в других наших проектах, которые помогут быть более замеченными.

В этом году мы думаем над тем, чтобы  кардинально поменять формат. Будет некий микс между шоу-программой, юмористической и официальной частью.

Последний вопрос: что тебя мотивирует к работе? Какие факторы решающие: деньги, слава или что-то другое?

Если честно, я никогда не задумывался, что мной движет. Естественно, я люблю хорошие условия:  комфортный офис, люблю хорошо отдыхать и ездить на красивой машине. Мне необходимо, чтобы этот комфорт был всегда подкреплён деньгами. Видимо,  эта потребность в комфорте, и, в то же время, потребность быть в тренде привели меня к тому, что я занимаюсь интернетом, а не чем-либо другим.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is