Роман Тышковский, Odgers Berndtson Russia: как Дмитрий Страшнов заставил «Почту России» работать
Альянс RTA и Cossa.ru представляют серию публикаций в рамках проекта «The Next Time. Журнал из будущего». Ведущие эксперты рынка интернет-рекламы рассказали о трендах 2013 года, о тех событиях и явлениях, которые драйвили рынок весь 2013 год. Все материалы доступны по тегу The Next Time.
Мы встречаемся вечером буднего дня, но Роман Тышковский бодр и весел: у него на сегодня еще запланировано несколько встреч, ведь топ-менеджеры принимают решения почти круглосуточно. Тышковский — охотник на крупного руководителя. Он выслеживает свою добычу, а потом уводит ее в другую компанию. Роман принимает участие в исторических переменах в жизни компаний, а иногда и целой индустрии. Говорит он очень быстро, по всей видимости, думает еще быстрее.
Роман, расскажите, что сильнее всего повлияло на российский рынок executive search в 2013 году?
Технологии влияют не только на то, какой смартфон мы купим в этом году, но и на структуры управления компаниями. Главная тенденция 2013 года состоит в том, что мир движется к объединению различных сфер производства и это меняет профиль тех людей, которые нужны, чтобы эффективно управлять.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Один из ярких примеров — слияние таких понятий, как медиа, IT-технологии и телекоммуникации. Очевидно же, что все эти отрасли воздействуют на одного потребителя. И компетенции топ-менеджеров в результате тоже становятся очень похожими, а деление становится больше искусственным.
Поэтому в этом году наша компания даже свела несколько своих практик в одну, которая называется TIME — technology, internet, media, entertainment.
Продолжая тему развития технологий: все мы видим, как в прошедшем году они проникли еще глубже в нашу жизнь. Как это повлияло на жизнь топ-менеджеров в 2013 году? На то, как они принимают решения?
Произошло еще более сильное отделение контента от идеи медиа. Появились проекты, которые успешны коммерчески и «попали» в аудиторию, при этом предназначены только для мобильных устройств.
Очевидно, что именно те гаджеты, которые у нас перед глазами весь день, становятся главной точкой входа информации и базой для аналитики и принятия решений.
В качестве ответа на вопрос еще расскажу вам реальную историю: в прошлом году топ-менеджер одного из каналов, руководитель утреннего блока вещания, понял: первое, что видят его зрители, открыв утром глаза, это экран своего смартфона. Он ушел с канала и сделал стартап, который с точки зрения медиа-контента был ориентирован полностью на мобильную среду. Это такая «утренняя газета», которая сделана специально для вас и уже ждет вас в телефоне, как только вы выключили будильник и открыли глаза.
Вот отличный пример: топ-менеджер не только поменял свои привычки, но и сделал на этом успешный бизнес. У проекта по итогам 2013 года более 100 000 подписчиков.
Каких топ-менеджеров вы бы назвали открытием 2013 года?
Думаю, можно поздравить всю команду СТС c тем, что они первыми из российских телевизионных медиахолдингов создали по-настоящему конвергентный продукт (сочетание, которое давно назревало: телевидение + диджитал). Это вывело коммуникацию со зрителями на новый уровень: впервые они могут не только реагировать, но и влиять на то, что происходит в телешоу.
Другой интересный прорыв: российские игровые компании вышли на абсолютно новый уровень. Они уже не просто конкурируют, они начали активно скупать конкурентов и перспективные команды. И я почти уверен, что в 2014 году Игорь Мацанюк и Алиса Чумаченко станут для мировой игровой индустрии теми же, кем стал Юрий Мильнер для интернет-инвесторов и стартаперов.
Ну и какой список без Васи Эсманова? В 2013 году Lookatme запустили собственный бренд одежды, в планах на 2014 год — коллаборации с молодыми модными дизайнерами и не только из России.
Были ли за этот год триумфальные возвращения топ-менеджеров?
Для меня самое яркое событие года — Дмитрий Страшнов ушел из Tele2 и возглавил «Почту России». За год знакомая нам «почта» сделала большой скачок на пути к современной технологической компании.
Это сильно подстегнуло развитие интернет-шоппинга в России: покупать в интернет-магазинах стало еще проще, объем онлайн-покупок в регионах вырос за год на 26%, усилилась конкуренция с иностранными e-commerce компаниями, но несмотря на некоторый протекционизм со стороны российских игроков, этот рынок продолжает быть открытым и перспективным.
Кстати, именно e-commerce индустрия была главным ньюсмейкером в этом году. Тон задавали компании туристического сегмента, которые росли и консолидировались. Но на подходе уже новые категории. Например, мебель. В 2014, я думаю, мы увидим 3-х значный рост этих проектов. Например, могу выделить команду inmyroom.ru, у которой, на мой взгляд, отличное будущее, и не только в России.
Также, в 2013 есть несколько примеров, когда за счет обновленной команды проекты вернулись в первый эшелон. Из интересного: команда продуктологов и разработчиков, которую собрал Илья Широков, работает уже 2 года, но в 2013 она полностью изменила лицо «Одноклассников». Проект совершил гигантский технологический скачок, существенно прибавил в количестве пользователей и предложил целый пакет уникальных опций.
Или вот Рамблер — несмотря на то, что каждый год недоброжелатели хотят их похоронить, он живее всех живых и сейчас развивается и растет, как никогда. Это однозначная заслуга только менеджмента и команды.
Мы уже поговорили о разных отраслях: медиа, ритейл. Теперь интересно узнать, какие перемены произошли за этот год в сфере «охоты за лучшими головами»?
Мы оцениваем 2013 год как очень успешный для сегмента executive search. Odgers Berndtson закрыли более 50 вакансий в разных отраслях. Компании активно меняются, ищут свежую кровь.
Мы гордимся тем, что в этом году привезли рекордное количество топ-менеджеров из других стран. Это уже очевидная тенденция, и нам приятно быть ее евангелистами.
Уже 2-3 года мы видели растущий интерес со стороны топ-менеджеров США и Великобритании к российским компаниям. То, что Odgers Berndtson — крупнейшая международная сеть, дало нам возможность провести переговоры с лучшими топ-менеджерами почти по всему миру. За год мы общались с 20-30 очень интересными руководителями из США, Чехии, Италии, Великобритании, Турции, и кто-то из них уже начинает менять историю в России.
В целом, как оценить итоги года? Кто из топ-менеджеров — главная звезда? В России нет такой системы оценки. В индустрии медиа мы уже второй год меняем ситуацию к лучшему.
С 2012 года Odgers Berndtson в сотрудничестве с PwC формирует ежегодный Рейтинг молодых лидеров медиа-отрасли России, в основе которого лежит оценка их профессиональных достижений и дальнейших карьерных перспектив.
Рейтинг призван обратить внимание на тех, кто уже сегодня достиг серьезных результатов в своей работе, а завтра с высокой вероятностью сможет подтвердить свой потенциал на новом уровне.
В проект включаются менеджеры российских телекомпаний, радиостанций, web-компаний и печатных СМИ в возрасте до 35 лет, ответственные за 4 ключевых направления: высший менеджмент (CEO), создание контента/продукта, продвижение, коммерция.
В этом году мы провели Второй «Рейтинг молодых медиаменеджеров». Это проект, которым я очень горжусь. Приятно, что, может, именно мы заметим нового Константина Эрнста, который изменит российский медиа-рынок, а потом, скажем, возглавит «АвтоВАЗ». Тогда у нас будет, как минимум, 4 успешных кейса государственного масштаба.