Как перевести обучение сотрудников в онлайн: 5 правил от Coca-Cola HBC Россия
Перевод программ по развитию персонала в онлайн-форматы экономит ресурсы и позволяет привлекать к обучению спикеров самого высокого уровня вне зависимости от географии. Но как сделать так, чтобы программа не превратилась в череду скучных однообразных вебинаров? Советами по диджитализации образовательных HR-практик поделилась старший эксперт по управлению талантами Ксения Шашмурина.
Последние несколько лет наша компания старалась развивать digital-направление в работе HR, но нельзя было сказать, что мы уже ворвались в цифровую эпоху и пользуемся всеми её преимуществами. Внедрение многих цифровых инструментов масштабно началось только в 2018 году.
Тем не менее, мы смогли в сжатые сроки перевести существенную часть программ по развитию персонала в онлайн-формат, удержать высокую вовлечённость на протяжении всего обучения и создать сильное комьюнити. Сейчас использование диджитал-инструментов позволяет экономить массу ресурсов, причём как организаторам, так и участникам программ. И одновременно — резко снижает зависимость от географии. Ведь если обучение ведётся дистанционно, то местоположение спикеров и участников не играет никакой роли. Команды из любого региона страны получают возможность учиться у лидеров и получать уникальный опыт из первых рук.
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
Диджитализация программ развития не потребовала от компании больших затрат. В нашем случае это делалось HR-командой из трёх–четырёх человек. По приблизительным подсчётам, на перевод отдельного проекта в онлайн требуется 20–30 часов работы такой небольшой команды.
На сегодняшний день мы успели трансформировать два крупных образовательных формата.
Первый из них — Learning Club. Эта площадка создавалась для ускоренного развития персонала, повышения компетенций и погружения в текущие бизнес-задачи. Всего в Learning Club обучается около 300 сотрудников ежегодно. Раньше у каждой группы из 20 человек был свой координатор, который проводил личные встречи и транслировал информацию Центрального офиса поддержки. Перейдя в онлайн, мы централизовали и упростили процесс. Теперь один спикер может работать с группами более 100 человек, а все вводные данные и материалы поступают из единого информационного центра. В рамках Learning Club 11 лидеров со всей России уже поделились своими рекомендациями и лайфхаками.
Статистика показывает высокий интерес пользователей. 70% участников слушают мероприятия онлайн, 30% — в записи, при этом участники рекомендуют темы, заявленные в клубах, для других сотрудников.
Второе переведённое в онлайн решение — площадка «Бизнес-марафон». Ранее она предусматривала очные мероприятия с представителями различных подразделений в городах присутствия. На таких встречах анализировалась работа отдельных функций компании, но в основном формат ограничивался монологом спикера и ответами на вопросы.
В digital-варианте «Бизнес-марафон» превратился в удобную онлайн-платформу с вебинарами, тестами, практическими заданиями и финальной защитой проектов. Сейчас мы запускаем уже третий поток, в каждом из которых участвуют по 40–60 сотрудников. Причём однажды созданную программу обучения мы запускали несколько раз в 2018–2019 годах, дополняя её небольшими обновлениями.
В процессе диджитализации мы использовали самые разные технические решения — от Skype for business и Adobe Connect с возможностью проведения презентаций до интерактивных вариантов: Kahoot, Mentimeter или Random.org. Сейчас в качестве основной площадки остановились на Microsoft Teams.
Какое из решений вы выберете для перевода в онлайн программ развития, не так принципиально. Наш опыт показывает, что успех digital-программ обеспечивают не сложные технические навороты, а контент и грамотная организация процесса. В общем виде это можно свести к нескольким простым, но важным рекомендациям.
1. Правильно адаптируйте материалы
Основной канал в онлайн-обучении — визуальный. Поэтому все материалы для digital-программы должны быть более яркими, броскими и привлекательными, чем обычно.
А главное — более динамичными. Следить за выступлением дольше 20 минут сложно даже в офлайне. А в режиме онлайна нужен совершенно другой ритм. Если речь идёт о вебинаре, то каждые 3–5 минут желательно менять картинку или формат работы, чтобы у пользователей возникало ощущение хорошего, бодрого темпа и не было соблазна заскучать или отвлечься. Пригодятся оригинальный нейминг, нешаблонные иллюстрации, видео и даже мемы. И избегайте официоза в контенте: он неизбежно нагоняет на участников тоску даже если у вас интересная тема и харизматичный спикер.
2. Подготовьте выступающего
От спикера в онлайне зависит не меньше, чем на очных встречах. Он должен уметь работать с голосом и удерживать аудиторию. Конечно, если вам удалось привлечь опытного эксперта, который к тому же является прекрасным оратором, интерес к нему в любом случае будет высоким. Но такая возможность есть не всегда.
Поэтому для онлайн-выступлений в режиме монолога лучше использовать те же правила, что и для всего остального онлайн-контента. То есть — регулярно менять картинку, обогащать презентации видео-материалами и броскими заголовками.
Кроме того, можно задавать именные вопросы, обращаясь к конкретному участнику. Для этого достаточно открыть список активных пользователей и спросить одного из них, что он думает по поводу сказанного. Также полезны классические вебинарные приёмы, вроде «Поставьте плюсик те, кто» или просьбы ответить на вопрос в комментариях.
3. Вовлекайте участников в создание контента
Людям дорого то, что они делают сами. В случае с онлайн-обучением это важно вдвойне. Не стоит превращать участников программ в пассивных слушателей. Опыт показывает, что многие из них отлично справляются с созданием контента. Например, один из наших сотрудников провёл собственное исследование внутри своего региона и сделал интересное и полезное выступление на одной из сессий Learning Club о том, как использовать менторинг в повседневной деятельности.
В плане вовлечения будет полезна почти любая практическая работа. Так, перед участниками «Бизнес-марафона» ставятся конкретные задачи — исследовать завод, посчитать KPI для того или иного проекта. Задания могут быть не только «на освоение материала», но и неформальные. Время от времени мы проводим с участниками фотомосты или просим их прислать селфи с предприятия, на котором они выполняют полученные задачи. А потом награждаем сотрудников в разных импровизированных номинациях — например, за самые задумчивые или самые забавные фото.
4. Настройте обратную связь
Отсутствие привычной обратной связи — главная сложность при организации онлайн-программ по развитию персонала. Поэтому мы регулярно просим участников оценить конкретный курс или презентацию. Кроме того, на старте онлайн-проекта мы использовали чат-бот для вопросов на chatbotmother.com. Из-за корпоративных ограничений от него пришлось отказаться, однако мы нашли сопоставимые возможности в рамках внутренних IT-решений.
Чтобы поддерживать постоянный контакт с аудиторией, мы также стараемся вовлекать участников в неформальное коммьюнити. Активно используем соцсети, проводим коммуникационные кампании. В Instagram публикуются фото участников онлайн-программ и рассказы о них, различные «правила жизни» от самих слушателей, экспертов и лидеров.
Вдобавок мы пользуемся чатами, где участники могут оперативно задать вопрос и получить консультацию.
Многое здесь зависит от координатора онлайн-программ. Хотя в большинстве случаев они не знают участников лично, не стоит игнорировать дистанционное общение. Всегда можно написать в чат, поставить лайк в социальной сети, позвонить и узнать, как идут дела.
5. Не забывайте об очном формате
Даже при соблюдении всех перечисленных принципов не стоит полностью отказываться от работы в офлайне. Личные встречи — это энергетика, возможность наладить персональные контакты и продемонстрировать активность, которую сложно было бы проявить онлайн.
Безусловно, в рамках перехода на digital-форматы мы значительно сократили количество очных мероприятий. Если раньше у нас было пять очных сессий по два–четыре дня, то теперь офлайн-сессии занимают в общей сложности шесть–восемь рабочих дней.
Такая комбинация позволяет, с одной стороны, значительно экономить ресурсы, а с другой — использовать преимущества обоих форматов. И в итоге делать программы максимально результативными.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.
Источник фото для тизера: Tim Gouw