Криптолихорадка: история повторяется
Эксперты KICKICO окунулись в историю и провели аналогии между золотом, тюльпанами и криптовалютами. Становится понятнее, что за криптолихорадка происходит.
Сделать новое открытие всё сложнее, покорением вершин никого не удивить, а встать с тёплого дивана и отправиться добывать золото по колено в воде, так себе затея.
Да и «золото» теперь добывают в интернете: криптовалюта — электронное «золото». Помешательство на криптовалюте уже окрестили криптолихорадкой.
Майнили до того, как это стало мейнстримом
Когда в 1848 году Сэмюэлю Бреннану в руки попало золото, он не бросился с лопатой за ценным металлом. Сэмюэль поступил хитрее: скупил все лопаты в городе и устроил забег по улицам Сан-Франциско с криками: «Золото! Золото! Золото на реке Американ-Ривер!», сжимая в качестве доказательства пузырек с золотом.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Став монополистом, он организовал масштабную торговлю лопатами, ситами и прочей утварью для добычи золота. Сито, купленное за 20 центов, на следующий день продавалось за 15 долларов в лавке Бреннана.
Так Сэмюэль стал первым миллионером калифорнийской золотой лихорадки. На этом он не остановился — стал крупным землевладельцем и сенатором Калифорнии.
Рискну предположить, что сейчас Сэмюэль закупил бы партию мощных видеокарт, разбогатев на майнерах. Ведь спрос на видеокарты в 2017 году ощутимо превысил предложение, цены на них выросли в два раза, а майнеров стало больше в пять—семь раз.
СМИ не обошли вниманием криптовалюты, тем самым подогревая интерес к теме
Закрывая глаза, представляю себе менеджера по продажам Nvidia, рассекающего на кабриолете. Он слушает «4:44» и удовлетворённо подпевает. Каждую ночь менеджер засыпает со словами: «Боже, храни майнера!»
Для тех, кто не успел намайнить биткоинов, существует достаточно альтернатив — Ethereum, Hush, Zcash, Expanse, Zencash и Sibcoin.
Фермы сейчас — это не только Китай, но и российские реалии. Дошло до того, что хардкорные майнеры знают, что в иркутской области — дешёвое электричество. По данным Андрея Зимина, совладельца компании 51ASIC, в России (в частности в Новосибирске, Красноярске, Братске и на Дальнем Востоке) находятся около 300 крупных криптовалютных ферм с потреблением более 200 КВт/ч.
Масштабы криптоферм в Китае завораживают
«Двое усталых людей спустились по каменной россыпи к небольшой речке. Их лица выражали терпеливую покорность — след долгих лишений, а плечи оттягивали тяжелые тюки, связанные ремнями. Первый человек уже перешёл реку, когда второй споткнулся на скользком валуне и подвернул ногу. Он окликнул своего спутника Билла, но тот даже не оглянулся. Вскоре Билл скрылся за невысоким холмом, и человек остался один.
Эти двое, намыв по тяжёлому мешочку золотого песка, направлялись к озеру Титчинничили, что в переводе с местного языка означало „Страна Больших Палок“. Из озера вытекал ручей и впадал в реку Диз. Там у спутников был тайник с едой и патронами. С собой же человек нёс незаряженное ружьё, нож, пару одеял и мешочек с золотом»
— писал Джек Лондон в рассказе «Любовь к жизни» в 1905 году.
Добыча золота во времена золотой лихорадки была занятием небезопасным. Добыча «криптозолота» не так опасна, но споткнуться на «скользкой» бирже, «подвернуть ногу» и остаться одному на грани выживания — это может произойти с вами и сейчас, но не в горах у реки, а дома перед ноутбуком с открытым браузером. На смену незаряженному ружью пришли незаряженные гаджеты. Лопаты для добычи золота заменили видеокарты для майнинга.
Майнеры за работой
От тюльпаномании до доткома
За двести лет до начала золотой лихорадки, в солнечной Голландии случилась тюльпаномания. В 1636 году луковица тюльпана стала мерилом цены. На несколько луковиц можно было купить стадо коров или особняк.
Лихорадка продлилась около года. Все схлопнулось, когда максимальная цена луковицы достигла 2500 гульденов, а это равнялось 856 граммам золота по тем деньгам. Ажиотаж спал, а огромный бизнес, кормящий страну, остался.
График взлета и падения цен на тюльпаны
Перенесёмся в 20 век: конец 1990-х, начало нулевых. Новые возможности «доткомов» привлекают всё больше людей. Чтобы фирма получила инвестиции, достаточно было упомянуть слово «интернет», срабатывало безотказно.
Но наступил март 2000-го, индекс NASDAQ обрушился, а вместе с ним обанкротились сотни компаний, закончился бум доткомов. Случился отток финансов из интернет-сектора экономики, интернет-бизнес утратил доверие.
График падения NASDAQ
Но несмотря на обвал, и тюльпаномания, и доткомы принесли пользу. Тюльпаны сегодня олицетворяют экономику Голландии, а значит и успешный бизнес. Дотком тоже не забыт после обвала, с 2004 года проекты снова стали набирать силу. Сегодня сетевой бизнес не уступает «материальным» отраслям, благодаря накопленному опыту.
Собственно, к чему это я? Криптовалюта номер 1 сегодня — Биткоин, также знал падения и взлёты. И даже если завтра «биток» рухнет совсем, он оставит наследие, как доткомы и тюльпаны.
График падения биткоина
ICO под ключ
Золотая лихорадка принесла большие деньги не старателям, а тем, кто их обслуживал. Джозеф Ладу был одним из таких.
Разбогатеть на золотых приисках в Северной Дакоте Ладу не удалось. Узнав о массовом переселении старателей в район реки Клондайк, он застолбил за собой участок и завёз туда оборудование для лесопилки и продовольствие.
Лесопилка Ладу работала без перерывов, удовлетворяя растущий спрос на строительство жилья для прибывающих старателей. Вскоре Джозеф стал крупнейшим поселением Канады севернее Виннипега. Затем Ладу открыл магазины и приобрёл золотые прииски. В родной город Ладу вернулся богатым человеком.
Критповалютные проекты также нужно обслуживать. Например, популярным стало ICO «под ключ». И хотя за всю историю системы блокчейна прошло не так много ICO, консультантов по теме уже сотни.
«Человек упорно брёл в окутавшем равнину густом тумане, „бессознательно, как автомат“. Часто он терял сознание, „странные мысли и нелепые представления точили его мозг, как черви“.
В себя человека приводили муки голода, которые теперь стали ещё острее».
— продолжает Джек Лондон.
Мир ICO — это также густой туман для тех, кто только с ним столкнулся. Как и в других сферах жизни, в ICO нашлись свои специалисты, готовые помочь найти дорогу в густом тумане.
Но если лесопилка Джозеф Ладу была прозрачным проектом без подводных камней, то мастера, обещающие «упаковать» ваш ICO проект, работают на далеко не самых выгодных условиях. С клиента берут фиксированную сумму за «пакет услуг» плюс процент за результат. Суммы доходят до миллиона в твёрдой валюте, и при этом за качество продукта они отвечать просто не могут.
Многие из них не специализируются на узком профиле, они сразу обещают подготовить ICO «под ключ»: расписать идею, оформить whitepaper, нарисовать сайт, организовать маркетинг. Подобные команды разношерстные: студенты, аналитики, экономисты, доморощенные маркетологи.
Крик души ICO-фаундера в одной из тематических групп
Десятки тысяч долларов, проценты от собранных денег, имитация работы, кривая отчётность, слабая эффективность и отсутствие гарантий — вот модель, по которой работают пиарщики, почуявшие запах шальных денег.
Но всё хорошее когда-нибудь заканчивается. Власти США приравняли первичное размещение токенов к первому публичному размещению традиционных акций (IPO).
Теперь все виртуальные эмитенты обязаны регистрироваться для выпуска токенов. Вчерашним экспертам по ICO станет сложнее найти клиента, блуждающего в тумане, бюджет которого можно выгодно для себя освоить.
Цены на создание ICO возрастут, клиенты станут крупнее и серьёзнее, а значит и «специалистов-школьников» станет меньше.
Что делать тем, кто нуждается в помощи при запуске ICO, но обогащать лжеспециалистов не хочет? Для них созданы платформы, специализирующиеся на ICO. Например, наша KICKICO: платформа для сбора средств на разные проекты, в том числе в сфере бизнеса. На платформе запускают кампании по сбору средств — то же ICO, preICO, краудфандинговые и краудинвестинговые кампании.
Покупать лесопилку или лопату?
Ценообразование при добыче золота диктовала не экономика, а людские страсти. На лихорадке обогатились продавцы продуктов, владельцы казино, борделей, лавок с инструментом. Старатели, сорвав куш, не понимали и не верили в свой успех, сливали деньги в казино и борделях.
Вот и на криптовалюте можно заработать не только делая ICO для горе-предпринимателей, и не только путем майнинга. Есть другие варианты, которые приносят доход и заветную «крипту».
Биржи. Платформа для вращения криптовалюты. Работает как обменник — берёт свой процент за вход, транзакции и за выход. Просто, понятно и в каком-то смысле справедливо. Как правило, к бирже у участников ICO-Диснейленда меньше всего претензий — от неё больше пользы, чем вреда. Биржа помогает закрепить право проекта на существование в блокчейн-мире. Но биржа может закрыться, её могут атаковать хакеры.
Блокчейн-комьюнити. Как бы кто ни относился к ICO-предпринимателям, блокчейн-культура от них выигрывает. Пусть о 90% проектов, собирающих миллионы, мы больше никогда не узнаем, но останутся те 10%, которые покажут, куда развивается блокчейн. На наших глазах, экспериментальным путём, рождается не новая экономика, а экосистема, в которой инвесторы голосуют деньгами за децентрализацию всего цивилизованного мира. Сервисы, проекты и продукты, которые появляются в результате крипты, помогут создать новые рабочие места, поднять уровень сознания блокчейн-сообщества, а также навсегда изменят действительность.
SMART-инвесторы. На каждом блокчейн-событии можно увидеть мужчину в пиджаке и с сумкой через плечо. Он представляет интересы инвесторов, рыскающих по рынку в поисках наживы. Нельзя сказать, что у таких инвесторов богатый опыт выведения проектов на ICO. Скорее у них есть седьмое чувство, которое подсказывает — ставить на «красное» или на «зеро».
Такие инвесторы идут двумя путями:
- Вкладывают деньги в существующий проект.
- Запускают своё ICO.
Очевидно, что не все инвесторы выйдут из игры озолотившись. Слава и деньги ждут первопроходцев и тех, кто умеет самостоятельно ставить на ноги привлекательные проекты или же сумеет найти и мотивировать команду. Ведь, по сути, сегодня многие ICO — всего лишь лендинг, полотно текста, красивые фотографии команды. За «магию» в лихорадке отвечает маркетинг.
Фонды. Крайне непрозрачная ситуация, когда ты встречаешься с инвестиционным фондом и понимаешь, что он был буквально вчера создан под ICO-хайп. Вы даже не представляете, какая экосистема может родиться на месте золотого рудника — по рукам связаны организаторы крипторейтингов из Англии, российские инвесторы, непонятно откуда взявшиеся маркетологи.
С другой стороны, если есть работающий проект, внятное описание, эконометрическая модель, получится взаимовыгодное сотрудничество.
Пример сделанного под ICO-хайп фонда
Все предыдущие группы людей получают прямую выгоду от ICO-хайпа. Их можно назвать инфраструктурой рынка. Но больше всего рискуют основатели и инвесторы проектов, выходящих на ICO.
Неизвестно, когда нападёт волк
«Собрав оставшиеся силы, он двинулся в сторону океана, а волк пошёл следом. Хищник хотел съесть человека, но у него не было сил его убить. Теперь человек был в сознании, но силы быстро покидали его, а волк подбирался всё ближе. По пути он заметил обглоданные человеческие кости — останки Билла, среди которых лежал мешочек золота. Человек его не взял»
— нагоняет жути Джек Лондон.
Ввязавшись в криптолихородаку, за вами, как за героем произведения Джека Лондона, увяжется «волк» — риск остаться ни с чем. Сладкая жизнь закончится, «волк» нападёт, но никому не известно, в какой момент это случится.
Курс Ethereum лихорадит — вчерашние ICO-миллионеры слегка прохудились. Теперь представьте эти колебания во время фандрайзинг-кампании. Конечно, обидно, когда не получаешь дополнительные миллионы. Но лотерейный билет на то и с сюрпризом: никогда не знаешь, выиграешь ли.
«А можно самому сделать ICO?» — спросили в одной из многотысячных веток форума про экономику золотой криптолихорадки. Так и хочется ответить: «Почему бы и нет? Некоторым и в лотерею везёт».
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.