Дамир Халилов: «Я считаю, что ВКонтакте до сих пор остается флагманом российского SMM-продвижения»
Несмотря на то, что большинство участников эксперимента невысоко оценили эффективность продвижения во ВКонтакте – я считаю, что ВКонтакте до сих пор остается флагманом российского SMM-продвижения. И тому есть несколько причин:
Во-первых, аудитория в 60 000 000 человек, которой не может похвастаться ни одна из российских социальных сетей.
Во-вторых, разветвленная система сообществ – более миллиона групп самых различных тематик. В отличие, например, от Одноклассников пользователи ВКонтакте ориентированы на общение в сообществах не меньше, нежели на межпрофильное общение.
Ну а в-третьих, высокая активность пользователей.
Естественно, все это делает ВКонтакте идеальной средой для эффективного маркетинга. Причем маркетинга, который дает не абстрактные контакты с аудиторией, а вполне осязаемые продажи и реальное повышение лояльности. Другой вопрос, что, в отличие от того же Twitter, во ВКонтакте механизмы продвижения не настолько очевидны и поэтому здесь сложнее добиться успеха неофиту.
Главная особенность продвижения во ВКонтакте состоит в том, что абсолютно все эффективные методики, применяемые для продвижения, носят скрытый «партизанский» характер. За все эти годы ВКонтакте так и не предложил инструмента, который в полной мере позволял бы использовать интерактивный потенциал данной сети. Нам предлагают контекстную и медийную рекламу, однако это совершенно архаичные методы.
Если ваша цель – создать популярное сообщество, то у вас нет выбора, кроме как реализовывать партизанские методики по его продвижению. Контекстная реклама ВКонтакте, при использовании для продвижения групп оказывается чудовищно дорогой – стоимость за одного вступившего доходит до 100 рублей.
Обмен ссылками с дружественными группами, в принципе не дает никакого результата – в свое время мы в GreenPR проводили эксперимент, и в итоге со 100 размещенных в популярных группах ссылках за месяц пришло и вступило порядка 100 человек. Есть некоторый потенциал в продвижении группы путем акций, флэшмобов, конкурсов и т. д., однако покажите хотя бы одну коммерческую группу с численностью больше 100 000 пользователей, которая была бы развита путем проведения флэшмоба.
Вообще, ВКонтакте имеет структуру «черного ящика» и получить какую-либо обратную связь практически невозможно. ВКонтакте полностью игнорирует существование SMM-маркетологов, а также компаний, которые пытаются продвигать собственный бизнес через данную сеть. При этом, отношение ВКонтакте к коммерческим группам несколько неоднозначно.
С одной стороны, ВКонтакте никогда не заявляли, что создание промо-групп является чем-то незаконным. С другой стороны, коммерческие группы банят на порядок чаще общетематических. Важно не злоупотреблять брендированием групп – например, вывешивать в логотипе информацию о скидках для оптовиков или вешать в новостях огромные прайсы. Это может привести к бану. Хочу предупредить «БатутСити», что в их группе есть ряд элементов, которые модераторы ВКонтакте могут отнести к агрессивному брендированию и забанить группу. В частности:
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
- излишнее количество промо-элементов в логотипе группы;
- в описании первым же пунктом идет номер телефона;
- полное расписание в описании;
- в разделе "Новости" вместо новостей продолжение описания.
Существует инструмент маркетинга ВКонтакте, который упустили практически все участники эксперимента – продвижение в сторонних сообществах. Есть миллионы групп ВКонтакте, и я могу с уверенностью сказать, что среди них имеются и группы с большой концентрацией целевой аудитории каждого из участников эксперимента. Придя к договоренности с администраторами данных групп можно размещать в них свою информацию, либо вообще целиком брендировать их под свою компанию. И именно с этого инструмента я и посоветовал бы участникам эксперимента начинать свое присутствие во ВКонтакте, поскольку этот инструмент позволяет:
- взять быстрый старт;
- получить доступ к уже существующему сообществу;
- практически сразу оценить эффективность размещения;
- оперативно ротировать размещения в группах в зависимости от данных по эффективности.
Кейс
Клиент: школа английского языка в Москве. Исполнитель: Агентство GreenPR.Цели кампании:
- повышение продаж;
- повышение количества повторных продаж;
- отстройка от конкурентов.
Инструментарий: основной инструмент, который был выбран – создание, ведение и продвижение группы ВКонтакте.
Изначально было выбрано позиционирование группы ВКонтакте, как официальной группы школы. Первичное продвижение показало, что эффективность такого позиционирования минимальна и отклик на приглашения составляет 7%. После того, как мы сменили позиционирование группы и назвали ее «Клуб изучающих английский язык», процент отклика увеличился до 14%. После того, как были проведены дополнительные работы по повышению конверсии группы, процент отклика увеличился до 19%, что является хорошим показателем для узкоспециальной группы.
В группе были брендированы все основные элементы, в частности: логотип, описание, фотоальбомы, новости, видеозаписи, аудиозаписи, стена, опросы, wiki-страницы. Однако брендирование носило неагрессивный характер и гармонировало с основной концепцией группы. Для продвижения группы использовалась максимально таргетированная немассовая рассылка приглашений самими учениками школы. Таким образом, мы добились максимальной безопасности для группы. Результаты:
- рост продаж на 22% за 4 месяца продвижения;
- каждая четвертая продажа происходит из группы ВКонтакте;
- 21 000 сообщений в обсуждениях группы;
- численность группы 9200 пользователей;
- рентабельность группы (соотношение затрат на ее развитие и поддержание с чистой прибылью, которую она принесла) составила 1 100%;
- среди участников группы на 60% больше повторных продаж, нежели среди других учеников.
- В группу были специально приглашены эксперты, в частности преподаватели школы, которые давали бесплатные консультации участникам.
- В группу постоянно закачивался ценный контент – в частности, видеокурсы, аудиокурсы, подкасты, схемы, ролики с субтитрами.
- Благодаря грамотно организованному коммьюнити-менеджменту мы смогли добиться действительно живого общения в группе. Пользователи организовали своеобразный клуб по интересам, обсуждали различные вопросы связанные с изучением и даже провели несколько оффлайн встреч.
- максимум информации об образовательных продукта (преподаватели, расписание, сетка уровней);
- информацию о ценовой политике;
- контакты менеджеров школы.
Предполагалось, что эти пользователи и станут в дальнейшем основными покупателями. С другой стороны, мы приглашали людей с высоким уровнем знания английского, закончивших соответствующие вузы, профессиональных переводчиков и т. д. Для них отводилась роль экспертов в группе. Наконец, в-третьих, мы пригласили в группу выпускников школы, а также преподавателей. Задачей этих групп являлось быть носителями положительного опыта общения со школой.