Больше, чем Facebook: фантазии на тему альтернативы соцсети. Читайте на Cossa.ru

04 декабря 2012, 18:20
12

Больше, чем Facebook: фантазии на тему альтернативы соцсети

Что, если в основу социальных сетей заложить идею краудсорсинга, а пользователей объединять по темам? В этом тексте — фантазии на тему будущего интернет-пространства, которое поможет людям постоянно создавать новые знания.

Больше, чем Facebook: фантазии на тему альтернативы соцсети

Синхроны Facebook

В ленте Facebook иногда появляются синхроны. Юнг под этим термином подразумевал неслучайные совпадения — например, однажды во время сеанса, когда пациент рассказывал психиатру свой сон, как-то связанный с жуками, в кабинет через открытое окно влетел настоящий жук. В ленте Facebook синхронами я называю такие случаи, когда несколько человек в ленте независимо друг от друга постят похожую информацию.

Например, месяц назад в моей ленте одновременно появились два схожих поста. Сергей Серов, руководитель ВАШГД, написал про суровые и радостные образы Серафима Саровского, а церковный архитектор Константин Камышанов в тот же момент запостил свои размышления о драматургии лика в иконописи. У этих двух постов есть объединяющая тема — выражаясь сетевым языком, у этих двух постов практически одинаковый набор тегов («икона, улыбка, драматургия лика, святые»). Про авторов этих постов Марсель Пруст сказал бы, что они имеют схожий «ментальный класс» — они работают с графикой и архитектурой и пишут о визуальном представлении религиозных сюжетов.

Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона

Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585. ERID LjN8K1P7y.

Генерация идей

Таким образом, вселенную Facebook можно представить состоящей из неких суперструн — супертем, вокруг которых организуются посты от людей со схожим ментальным классом. Каждый пост развивает и дополняет тему (сегодняшний довольно примитивный способ организации тем, который позволяет видеть супертемы — это хэштэги).

Усиливающийся тренд в интернете — работа над задачами силами множества людей. Самый близкий успешный пример краудсорсинга — Википедия. В социальных сетях группа своими действиями может сделать сообщение заметнее, чем один человек, а внутри группы каждый может внести свой вклад в развитие темы. Интернет дает прекрасную возможность для краудсорсинга, но инструменты пока достаточно слабы.

В последнее время к Facebook было представлено достаточно нареканий. Внесу свои пять копеек в это коллективное поношение. Если выделить те свойства социальных сетей, которые мешают им стать полноценными инструментами для коллективной разработки тем, то это будет три архитектурно-онтологических принципа построения системы.

1) Слабые инструменты фильтрации, систематизации и поиска информации. Facebook — это базарная «площадь», посты в которой появляются и уходят вникуда.

2) Механизм перепостов. Перепосты прекрасно подходят для распространения информации и дают возможность распространяться вирусам. Но при перепосте не создается ничего нового — это нулевой творческий акт, ready-made.

3) Развитие сообществ, а не тем. Facebook позволяет развивать сообщества, посвященные темам — таким образом, тема намертво связывается с сообществом и его руководителями. В этом механизме есть минусы: люди, которые не являются членами группы и не вносят свой вклад в развитие темы.

Учет этих архитектурных ошибок дало бы возможность создания более удобной социальной сети, предназначенной для совместного развития темы и коллективного творчества.

Люди в такой сети организуются по принципу схожего ментального класса вокруг общих тем. Каждый человек создает сreative point — точку на «стволе», из которой вырастает ветвь — развитие темы. Вместо кнопки Share может появиться кнопка Modify — пользователь может перепостить мысль, только изменив ее — переосмыслив, скомбинировав с другой мыслью, добавив в нее новое. Темы постоянно развиваются за счет личного вклада каждого из участников процесса.

Прототип этой сети и дополнительные подробности такого сервиса вы можете увидеть ниже (нажмите, чтобы увеличить). В комментарии к посту призываю всех желающих поделиться своим мнением.


Другие тексты Дмитрия Соловьева мы размещали в проекте новая среда жизни

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is