Боты в социальных сетях: поддельные друзья и реальная прибыль
Несмотря на то, что количество фейковых подписчиков у любого пользователя социальной сети можно подсчитать, индустрия ботов не только не сходит на нет, но и развивается, в частности, появляются новые инструменты, с помощью которых даже школьник может потешить свое эго за счет несуществующих подписчиков. Колумнист The New York Times Ник Билтон размышляет о том, кто зарабатывает деньги на «мертвых душах» соцсетей, и о том, зачем рекламщикам нужны выдуманные лайки и шеры.
Ник Билтон — колумнист, репортер, автор колонки the Disruption в The New York Times, пишет о технологиях и их будущем, о влиянии интернета на культуру и медиа. Прежде чем стать колумнистом, писал для блога Bits на сайте NYTimes.com и сотрудничал с The Times с 2003 года в качестве редактора и исследователя в научной лаборатории. Билтон — автор двух книг, включая бестселлер NY Times Hatching Twitter. Он также сотрудничал с Wired, Engadget, Scientific America, CNet, O’Reilly Radar, AlleyInsider и выступал в роли приглашенного профессора в Нью-Йоркском Университете. |
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
Я владыка миров. Вернее, так: я владыка одного очень маленького мира ботов. Мои Twitter-боты похожи на реальных людей: у них есть фотографии на юзерпиках и биографии. Познакомьтесь с Фабиолой Шаффер: она симпатичная, у нее длинные темно-русые волосы, она писатель и научный исследователь из Нью-Йорка, любит шоколад. Карри Б. Сегал — утонченная женщина около 50, работает в рекламной сфере, живет в Нью-Йорке, любит Etsy. Рик Энгбарг — космический специалист, носит смокинги, фрилансер в SpaceX, живет в Сан-Франциско.
Неважно, что эти выдуманные персонажи, созданные несколькими строками компьютерного кода, не существуют и их аккаунты никто не ведет. Я могу сделать так, что они будут ретвитить посты, посвященные конкретным темам (шоколаду или Эболе), добавлять их в избранное, добавлять в друзей тех, кто добавляет их. В сравнении с большинством бот-коллекций, или можно даже сказать бот-армий, которые состоят из десятков тысяч пользователей, мои несчастные 20 больше похожи на детский зоопарк.
Боты — явление не новое (я писал про них раньше в этом году: про то, что любой может купить себе несколько тысяч «друзей» за $5). Но раньше создавать фейковые аккаунты было сложно, требовались программистские знания. Теперь даже я могу себе создать ботов — а мои познания в программировании минимальны, поверьте. В результате в социальных сетях сложилась огромная пирамида, в которой фейковые друзья могут управлять реальными деньгами.
Как работает пирамида: минимальными усилиями я скачиваю программу под названием Twitter Supremacy. За ее полугодовое использование я плачу $50, программа (нарушая условия предоставления услуг Twitter) позволяет создавать неограниченное количество друзей. Более того, я могу запрограммировать эти фейковые аккаунты так, чтобы они твитили, ретвитили и фолловили других пользователей автоматически, как если бы они были живыми юзерами. Есть дюжины аналогичных сервисов, которые делают то же самое для Instagram, Vine, Tumblr, YouTube и Facebook.
Имея в распоряжении армию фейковых друзей, я могу «подзаряжать» людей, которые хотят увеличить число своих фолловеров или продвинуть конкретные твиты. Один создатель ботов, с которым я общался (только на условиях анонимности, потому что такая работа нарушает пользовательское соглашение с социальными сетями), рассказал, что он управляет сотнями тысяч инстаграм-ботов и неплохо зарабатывает, продвигая посты на странице Popular. Он также может генерировать любые типы вовлечения, включая добавление аккаунтов в друзья и комментирование.
Кто платит за такие услуги? Создатель ботов говорит, что среди его клиентов — широко известные селебрити и бренды, а также обычные люди, которые хотят потешить свое эго с помощью социальных сетей. Он не разрешил мне называть имена и названия, но в его списке — селебрити первого эшелона и сеть фаст-фуда.
Вот где крутятся настоящие деньги. Представьте, например, что знаменитости типа Ким Кардяшьян, у которой 25 миллионов фолловеров в Twitter, заплатили $10 тысяч, чтобы она написала твит о ShoeDazzle. Или Чарли Шин, у которого 11 миллионов фолловеров — ему, говорят, заплатили $50 тысяч, чтобы он написал про internships.com. Что если большинство их фолловеров поддельные? Множество отчетов говорят о том, что селебрити, политики и бренды часто покупают фейковых фолловеров, чтобы увеличить масштаб своей важности в онлайне.
Эта практика настолько распространена, что StatusPeople, лондонская компания по social media-менеджменту, создала инструмент под названием Fake Follower Check, который, по их словам, может сказать, сколько у юзера фейковых фолловеров. Согласно их данным, 6% фолловеров Кардашьян — фейки, также как и 12% фанатов Шина.
Шин ничего не ответил на просьбу прокомментировать эти цифры. Кардашьян ответила через своего пресс-агента, что никогда не покупала фолловеров. Будет справедливым отметить, что знаменитости и обычные пользователи часто не контролируют количество своих фейковых фолловеров. Бот-фермы часто подписываются на знаменитостей независимо от того, являются ли они их клиентами.
Так или иначе, за один твит, пост на Facebook или фото в Instagram бренды платят от $1500 до $2500 знаменитостям попроще типа Марлона Вэйанса или Холли Мэдисон и до $50 тысяч таким, как Кардашьян и Шин. Социальные сети в курсе происходящего. Каждый год Facebook находит от 67 до 137 миллионов фейковых аккаунтов. Twitter заявляет, что около 5 процентов их пользователей, то есть около 24 миллионов людей — боты. А Instagram просто захламлен миллионами ботов, которые копируют чужие профайлы и оставляют дурацкие комментарии.
При этом социальные сети больше беспокоятся об уничтожении вредоносного ПО и вирусов, чем о разоблачении ботов, которые пишут о бой-бендах. Что удивительно в этой пирамиде — это то, как просто она устроена. Создатель ботов, с которым я общался, сказал, что программное обеспечение по созданию фейковых аккаунтов так просто в использовании, что даже тинейджеры сейчас им пользуются.
Это также удовлетворяет голод рекламщиков, которые пытаются достичь свой аудитории через социальные медиа. «Реклама в соцсетях — это один большой пузырь, — говорит Тим Хуанг, руководитель исследовательских работ в Pacific Social Architecting Corporation, исследовательской группе, которая занимается ботами. — Все рады получать большие цифры, для них это показатель успеха, даже несмотря на то, что ретвиты и добавления в избранное — лишь деятельность ботов».
Ну вот так. Если хотите подзаработать немного денег и завести себе новых фейковых друзей, в пирамиде социальных сетей есть еще много свободного места. Можете подружить своих ботов с моими. Они даже зафолловят вас в ответ.
Источник картинки на тизере: Wired