Сайтапокалипсис не за горами
Здесь сэкономили, там не доработали, тут поиграли в дизайнера — результат халатного вебпроектирования мы видим каждый день. Во что превращаются современные сайты?
Тенденция немного пугает. Только мы смирились с сайтами из 90-х (ну не все могут и хотят редизайнить свои “рабочие лошадки”), как появился новый бич. Назовем его конвейер. Сегодня каждый может сделать сайт — спасибо конструкторам, открытым CMS, бесплатным фотостокам и дешевым фрилансерам. Соорудив площадку, можно идти собирать трафик, лиды и конверсии. Вот только до прибыли доходит не у всех. Что не так?
“Где ввести промокод?”
Огромное число отвалов с сайтов происходит потому, что пользователи не могут найти или применить нужный элемент. Либо кнопка/поле не на своем месте, либо Call-to-action вводит в заблуждение, либо форма “слетела” и данные обнулились. Список можно продолжать еще долго.
Например:
У меня есть промокод, но на этапе корзины нет нужного поля для ввода. Во что обойдется покупка со скидкой? Чтобы выяснить, нужно авторизоваться, пройти девять кругов ада оформления заказа и в финале увидеть итоговую сумму к оплате.
Почему бы не сделать вот так?
Другое дело! Уже на странице корзины мы видим свою выгоду и можем принимать решение о покупке. Ведь это триггер, ведущий к росту конверсии, а многие почему-то от него добровольно отказываются.
Хочу снег, а лучше под музыку
Дизайн сайта — отдельная история. Внезапной музыкой и танцем снежинок уже никого не удивишь. А эти знакомые лица? Одна и та же девушка — то доктор, то бухгалтер, то консультант по визам. И такие примеры сплошь и рядом. Бесплатные фотостоки — популярный источник клипартов, применяемых без разбора.
Еще одна тенденция — любовь к модным эффектам вроде параллакс, типографика и большие фоновые картинки. Все это должно работать исправно и красиво. Однако реализация таких элементов — дело истинного мастера. Если сэкономить на разработке, можно получить тормозящую прокрутку и долгую прорисовку страниц. Часто пользователи отмечают, что им неудобно работать с “модными” сайтами. Дизайн — приятный, а навигация — точно квест. Пройдитесь по этому сайту, будет понятно, о чем речь.
Позаимствую героя
Очень странно, что некоторые компании позволяют себе красть личности и придумывать истории. На сайтах часто вешают отзывы покупателей. Вместо того, чтобы писать правду, контент-менеджеры копипастят фото людей и выдают их за благодарных клиентов. Вот наше маленькое разоблачение:
Доверяй, но проверяй. Компаний много, выбрать есть из чего — дотошные клиенты будут копать до последнего. Итак, копируем ссылку на фото из отзыва, ищем в Google. Вот сюрприз! Кочегаров Дмитрий вдруг стал Константином Шевченко из Екатеринбурга, и машинка у него не Fiat, а “крузак”. Под другими личинами он красуется еще на многих сайтах. В Москве и Питере — он трезвый водитель. В Пушкино — инструктор автошколы. Интересная история, а главное — совершенно недопустимая в бизнесе. Клиенты проверят и уже никогда не поверят.
И так купят
Непонятно, почему в продуктовой карточке иногда отсутствует описание. Возможно, нет денег на копирайтера, или владельцу магазина кажется, что и так все очевидно. Есть фото — этого достаточно. Такой подход — не клиентоориентированный. Одно дело, когда продаете известные смартфоны. Но если продукт нестандартный и сложный (одежда, обувь, кухни, мебель и т.д.), необходимо изыскать ресурсы для полноценного описания товаров.
Хочу не так, как у всех
У каждого из нас собственное чувство прекрасного. Но есть базовые вещи, которые лучше оставить неизменными. Например, меню и навигация. Люди за годы покупок в сети привыкли, что общее меню — вверху в шапке, а каталог — слева в сайдбаре. Однако не всех такая структура устраивает, и в ход идут эксперименты.
В левое меню помещается все, что только можно, отчего у посетителей возникает замешательство: большая и сложная структура вложенности затрудняет поиск информации.
Мы куем уже 20 лет
Любимый прием в описании компании — рассказать в двух тысячах знаков о достижениях за все годы работы. В ход идут слова “уникальный”, “передовой”, “лидер” и прочие. Это скучно и никому не интересно. Ну а если разместить историю или преподнести клиенту его очевидную выгоду, наверняка появится желание задержаться на сайте подольше. Вот, к примеру, презентация одного из продавцов алтайского меда:
Кто из нас, не жителей Алтая, знает что-то о перечисленных районах? О качестве и экологичности пишут все — почему нужно купить именно в этом месте? В противовес можно привести сторителлинг с конкурентного сайта, где рассказывается история пчеловода, его семьи, показаны фотографии из личного архива. Мы видим династию, тяжелый труд и любовь к своему делу. Ставка сделана на лояльность, и это работает.
Смартфонам — бой!
Последние лет пять нас готовят к тому, что трафик из десктопа перейдет в мобайл. О мобильной адаптации сайтов не пишут только ленивые, но все равно этот тренд многими игнорируется. Google и Яндекс обещают не показывать в мобильном поиске немобильные сайты. Алгоритмы порой ошибаются, и загружаемые страницы намекают, что комфортного пребывания тут не видать.
В первую очередь мобильная адаптация необходима интернет-магазинам: сейчас их аудитория утекает в маркетплейсы — мобильные приложения для удобных мобильных покупок.
Наступит ли сайтапокалипсис?
Все зависит от нас — тех, кто наполняет интернет ресурсами. Пора остановится создавать сайты по интуиции. Если площадка строится руками новичка, нужно не полениться пройти ликбез (благо сегодня много курсов и даже бесплатных), посмотреть на успешных соседей в ТОП10 поисковых систем. К сожалению, не всегда и профессиональные кадры выдают стоящий результат, ведь в основе ТЗ лежат предпочтения заказчика.
Чтобы понять, нравится ли сайт пользователям, лучше всего опираться на внешнюю информацию и точные цифры: собирать отзывы (в том числе с call-центра), отслеживать поведение, показатели отказов (Метрика в помощь). Также следует отдать сайт на аудит (например, “Персональному менеджеру” SeoPult). Кроме поведенческих метрик специалисты проверят все возможные пласты: от юзабилити до технической начинки.
В том-то и преимущество сайта, что его эффективность можно измерить вдоль и поперек, а найдя недочеты, оперативно исправить.
Стандартно, пока одни теряют, другие зарабатывают - слишком много примеров в последнее время.Кто этого до сих пор не понял, просто уходят с рынка с большим минусом, при этом обвиняя всю индустрию в своей неудаче.
Создать сайт за 15 минут на конструкторе уже не достаточно, нужен комплексный подход и работа по всем направлениям.