Фантастические смайлы и где они обитают
Популярная программная клавиатура SwiftKey, которая тайно собирает данные о своих пользователях, сообщила, что 92% владельцев смартфонов используют эмодзи в повседневном общении. В среднем миллион человек генерирует около четверти миллиарда эмодзи в месяц. В 2015 году составители Оксфордского словаря назвали словом года значок «лицо со слезами радости».
История о том, как смайлик не лег под Набокова
Смайлик в виде двух точек и дуги в жёлтом круге нарисовал в 1963 году американский художник Харви Болл по заказу одной страховой компании. Это был обыкновенный корпоративный логотип и никто тогда даже не подозревал о том, какую важную роль в нашей жизни вскоре займет этот миленький значок на булавке.
Смайлик как эмоциональную единицу информационного поля предсказал в 1969 году писатель Владимир Набоков: он представлял себе типографский знак улыбки, в виде скобки, лежащий навзничь. Великий писатель угадал суть, но ошибся в деталях. БудущийASCII-смайлик (то есть смайлик, составленный из букв, цифр и знаков препинания, входящих в набор символов ASCII) не стал "ложиться" под человека и продолжил стоять, ориентированный слева направо, как обычные буквы.
Настоящий прорыв того смайлика, который мы все хорошо знаем, произошел уже в компьютерную эпоху. В 1982 году американец Скотт Фалман предложил коллегам использовать в переписке сразу два смайлика — веселый и грустный, составленные из двоеточия, дефиса и скобки. Видимо, ситуация в компании, где он тогда работал, была не из лучших, и Скотт считал, что грустный смайлик будет более востребован.
"На самом деле, учитывая нынешние события, более уместно выделять сообщения, которые шутками НЕ являются. Для этого используйте :-( "
Изобретение так понравилось человечеству, что началось настоящее "смайликотворение": удивление, гнев, злость, любовь, поцелуи — всего смайликов (или точнее "эмотиконов"), только в официальной таблице Unicode насчитывается более 2 600, а японских эмодзи уже более 10 000 и число это постоянно растет. Сочетание обычных типографских знаков давно вышло за пределы обозначения одних только эмоций — оно превратило эмотиконы в настоящие картины. Вот так выглядит Ктулху:{:€-,
а вот как можно изобразить такое абстрактное понятие, как сарказм:
( ͡° ͜ʖ ͡° ).
Эмотиконыяпонского 2channel вообще открыли направление ASCII-арта на 2-3 строчки.
| ̄ ̄|
_☆☆☆_
( ´_⊃`)
Американец, дядя Сэм (яп.- Samū)
Не менее причудливы математические смайлики на основе ΤΕΧ-разметки
Эмотикон и эмодзи – это одно и то же?
Эмотикон — это набор типографских символов, а эмодзи — это картинка. Смайлик-эмотикон выглядит так :-). Смайлик-эмодзи записывается в Unicode как символ U+1F600, чтобы его могли его распознать и превратить в картинку разные платформы — десктопные браузеры, Facebook, Apple, Google, Twitter. Правда,отображаютони его каждый по-своему.
Как поболтать буквами, чтобы никого не обидеть
Настоящий расцвет смайликов наступил с появлением интернет-форумов, чатов и первых мессенджеров, типа ICQ. Оказалось, что для имитации устной речи письменный язык подходит очень слабо. Характерным явлением в 90-е годы ХХ века стал "язык падонкофф", который пародировал разговорную речь, переведенную в текст. Фразы "Голактеко опасносте!" и "Аффтар, выпей йаду!" вошли в золотую коллекцию мемов того времени.
Одновременно смайлики с десятками оттенков эмоций стали обязательным элементом неформального общения. Вскоре никому уже не приходило в голову написать фразу типа "Я тебя убью" без подмигивающего смайла или кокетливого сердечка — ведь без них подобные слова воспринимались как прямая угроза.
Чем больше чаты, социальные сети и мессенджеры заменяли живое общение, тем прочнее укоренялись в них эмотиконы. Вполне нормальным стала переписка, как минимум наполовину состоящее из эмодзи.
Увлечение картинками вместо слов теоретик медиа Маршалл Маклюэн назвал трайбализацией – возвратом к состоянию племени, когда мы болтаем и сплетничаем, но уже не лицом к лицу, а через интернет-коммуникации. А еще современное общество, которое имитирует устную речь текстом и эмодзи, называют постписьменным.
Скорость появления новых эмодзи резко возросла с 2014 года. Раньше, чтобы стать стандартом Unicode, новому эмодзи нужно было доказать свою популярность теперь же новый смайлик можно добавить незамедлительно.
Курьезы и этикет
Если вы уже решили, что победное шествие смайликов уже не остановить и можно смело заменить ими половину слов, то хотим вас предостеречь. Исследование, опубликованное в Social Psychological and Personality Science показало, что смайлики в деловой переписке считаются признаком некомпетентности. Так что в рабочей сфере смайлики пока придется придержать при себе.
Но даже в частной переписке с некоторыми экзотическими эмотиконами можно попасть в неловкую ситуацию. Например, вот такой эмотикон в общем-то обозначает лицо милого котика.
=3
Но справочники рекомендуют использовать с его осторожностью из-за неоднозначности представления. Фантазии у всех разные.
Не все хорошо знают японские эмодзи и поэтому неправильно их трактуют.
Например, эту кошачью мордочку используют для выражения шока или удивления. Но, согласно описанию Unicode, так в традиции аниме/манга выглядит усталость.
Если с котиком еще можно как-то оправдаться, то с этими двумя эмодзи можно заработать серьезные неприятности.
Первый рыдающий символ называется "Смеюсь до слез", а вот второй — действительно обозначает плачущего человека. В последних версиях на популярных платформах оба эмодзи очень похожи — будьте осторожны, реагируя на какое-нибудь печальное сообщение.
Общаясь с иностранцами, тоже можно легко промахнуться с правильным значением эмодзи. Ну вот, казалось бы, вполне понятный жест одобрения.
Но если вы его вставите в сообщение своему гиду в Таиланде — вы станете его заклятым врагом. Для него этот эмодзи означает, что вы только что послали его в "пешее эротическое путешествие" (ну, вы поняли).
Так что если вы не уверены в точном значении эмодзи — пробейте его на emojipedia.org. Там собрана богатая база и образцы графического представления на разных платформах.
Но хулиганских "секретных" эмодзи вы там, конечно, не найдете. Их создавали энтузиасты для Skype и они до сих пор не входят ни в один официальный список. С самым знаменитым секретным эмодзи даже произошел скандал. В 2014 году руководство Microsoft решило подвергнуть цензуре знаменитое эмодзи (mooning) и еще несколько других. После цензуры виде черного квадрата эмодзи на PC приобрело странный вид.
Впрочем, в версии Skype для Mac эмодзи не тронули и мы можем по-прежнему выражаться без оглядки на политкорректность.
Эмодзи в бизнес-общении
Хотя бизнес не одобряет смайлики во внутрикорпоративной переписке, зато в общении с пользователями маркетологи используют их на полную катушку. В блоге Intercom можно найти интересные данные: количество сообщений с эмодзи, которые сотрудники компаний посылали в мессенджерах клиентам, выросло в 5 раз: в 2015 году было 30 тысяч сообщений, содержащих хотя бы один смайлик, а в 2016 — уже 150 тысяч. Популярность разных эмодзи, которыми общались с клиентами, тоже менялась. Если в 2015 году доминировали "салют" и "круто", то в 2016 году в топ вышли смайлик и смущенное лицо (к чему бы это?).
Популярные эмодзи в 2015 году.
Популярные эмодзи в 2016 году.
Push-уведомления с эмодзи пользователи открывают на 85% чаще, а посты с эмодзи получают на 57% больше лайков и на 33% больше шеров и комментариев.
Стикеры и GIF: жизнь после смайлика
Старый добрый смайлик привнес в нашу будничную жизнь целую гамму эмоций. И его популярностью не мог не воспользоваться бизнес. С распространением мессенджеров и мобильных устройств смайлики начинают вытесняться стикерами.
"Виновником" внезапного успеха стикеров стал отличный дизайн. В 2013 году эмодзи и смайлики в виде двоеточия и скобки уже казались устаревшими. Стикеры на экранах мобильных гаджетов выглядели намного актуальнее и быстро вызывали у пользователя лояльность к приложению, где они использовались.
Сейчас интерес к стикерам активно подогревается магазинами стикеров в мессенджерах, например в Facebook и Telegram. Особую популярность получили наборы стикеров (стикерпаки), такие, как серия с котомPusheen.
Стикеры активно заказывают корпорации для продвижения бренда и рисуют рекламные агентства, чтобы повысить качество коммуникаций.
Но триумф стикеров, кажется, уже на излете. На сцену выступает новый игрок - анимированные сюжеты в формате GIF. Под них уже разработаны gif-клавиатуры, сервисы типа GIFY, в которых собраны сотни тысяч "гифок" на любые сюжеты, уже встроены по умолчанию в большинство мессенджеров. И на вопрос "Как дела " замороченный копирайтер в состоянии дедлайна уже отвечает одной гифкой, которая заменяет сотни слов.