Стратегия больших компаний в мобильной среде. Современные тенденции мобильных решений.
Мобильные решения широко варьируются в зависимости от отрасли. Соответственно каждому предприятию нужно иметь собственную мобильную стратегию.
Эта стратегия должна:
• Соответствовать отраслевой специфике
• Отвечать конкретным бизнес-потребностям
• Основываться на текущей стадии развития мобильных технологий
Вот несколько примеров мобильных решений, которые радикально меняют различные отрасли:
Финансы и банки
Мобильные решения здесь особенно быстро развиваются, предлагая потребителям все больше возможностей для использования мобильных устройств.
Сначала небольшая история из личного опыта.
В 2001 году нелегкая стартаперская судьба занесла автора этих строк в Нью-Йорк на Венчурную ярмарку.
Часть расходов оплачивал один из американских общественных фондов. По прибытии в США нам с коллегой был вручен чек с логотипом Bank of America и напечатанной суммой. Милая девушка, уже начавшая забывать когда-то родной для нее русский язык, объяснила нам, что все просто — нужно только найти отделение банка и предъявить этот чек в кассу.
Простая задачка, правда? Открываем в телефоне GoogleMaps, ищем ближайшее к нам отделение BoA и идем туда...
...Стоп, это хоть и США, но март 2001 года... Кругом только наружная реклама Lycos, InfoSeek, AmericaOnline, Palm и Yahoo!...
Интернет — только из розетки, а из подобия смартфонов только Palm, в котором интернет тоже из розетки!
Единственный для нас способ найти нужную компанию — Yellow Pages! Толстенный телефонный справочник!
Находим адрес, который на месте оказывается одной из башен World Trade Center (их снесли двумя самолетами полгода спустя).
Увы, отделение работает только до 15 часов, а на часах полчетвертого... Не судьба!
Опустим дальнейшие детали и вернемся к тем возможностям, которые создают современные мобильные технологии в сфере финансов и банков.
Мобильные платежные решения.
С появлением платежных решений типа ApplePay, GooglePay (бывш. AndroidPay), SamsungPay, виртуальных карт от Яндекс.Деньги, QiwiVISA и других с огромной скоростью (на 25% в месяц) растет доля платежей с помощью смартфонов с технологией NFC (90% продающихся в данный момент в России) вместо банковских карт.
По данным Тинкофф-Банка на середину 2017 г почти 20% клиентов производили оплаты с помощью смартфонов вместо банковских карт.
Мобильные POS-терминалы, позволяющие организовать торговлю в считанные минуты и в любом месте создают совершенно новые возможности для выездной торговли и услуг. При этом обеспечивается полный набор услуг, свойственных прежде только стационарной торговле — онлайн-учет движения товаров, поддержка системы скидок и программ лояльности.
Все чаще мы встречаемся с возможностью расплатиться с помощью привязанного к банковскому счету приложения на смартфоне даже при покупке товаров и услуг у частных лиц — частных парикмахеров, продавцов на рынке, в маленьких кафе. Путем прямого и мгновенного перевода денег внутри одного банка, где и продавец и покупатель имеют счет.
Мобильные банковские услуги
Один из основных векторов — перенос в мобильное приложение все большего числа клиентских сценариев, ранее реализовавшихся через офисы банков, банкоматы и контакт-центры:
- закрытие вкладов,
- досрочное погашение кредитов,
- активация карт,
- смена PIN-кода карты
- другие
С ростом популярности программ лояльности в мобильных банках появляется возможность управлять кешбэками, бонусными баллами и скидками, например менять категории, видеть бонусы, понимать, за что они накопились, и как-то использовать.
Приложения для мобильной коммерции
Основные тенденции в 2017 году здесь такие:
- 27% рост продаж со смартфонов
- 32% рост конверсии при покупках со смартфонов
- 50% выручки магазинов - от покупок со смартфонов
Также наблюдается повсеместное внедрение кросс-девайс технологий в продажах, позволяющих идентифицировать одного и того же покупатели при использовании им разных устройств: смартфона, планшета и настольного компьютера или ноутбука.
Услуги по управлению инвестициями в реальном времени
Ключевые факторы здесь:
- Бурный рост сервисов, дающих возможность онлайн-торговли акциями, опционами, фьючерсами, сырьевыми товарами и прочими ценными бумагами без взимания комиссии, по подписной модели
- Свободный или крайне недорогой доступ к огромному массиву рыночной аналитики
- Возможность создания собственных торговых алгоритмов или копирования действий большого числа профессиональных участников
- Нулевой порог входа на рынок для начинающих инвесторов
Думаю, нет необходимости уточнять, что все это полностью и прежде всего доступно через мобильные приложения.
Возвращаясь к рассказанной личной истории можно сказать следующее: да, сейчас мы бы в два счета нашли отделение нужного нам банка и узнали режим его работы.
Но, пожалуй, это и все. При современном уровне развития платежных технологий мы по-прежнему не получили ли бы денег без целой череды утомительных формальностей.
Мир мобильных решений в банковской сфере, несмотря на свое быстрое развитие, находится пока еще в самом начале пути.
Строительство
Мобильные технологии заметно трансформируют недвижимость и строительство. Достаточно представить себе строителя, архитектора или потенциального владельца, гуляющего вокруг или внутри будущего жилого или промышленного здания с помощью технологий дополненной и виртуальной реальности (AR/VR). Например так, как описано в [этом практическом кейсе](http://www.cossa.ru/special/realty/192359/). Внедрение виртуальной реальности в этой области будет расти в ближайшие годы.
Однако основной вектор усилий — обеспечение доступа к актуальной и полной информации на месте строительства для всех участников процесса, повышение согласованности действий работников разных компаний, находящихся на площадке и в пути.
Мобильные технологии используются для:
- Доступа полевых служб к актуальным данным в режиме реального времени
- Организации совместной работы клиентов, строителей и поставщиков
- Оптимизации и мобилизации бизнес-процессов строительных компаний
Розничная торговля
Та отрасль, которая никак не может упустить возможность прямой коммуникации с покупателями. И прежде всего — в момент их нахождения в магазине. Еще бы — ведь в кармане всех покупателей находится устройство, через которое они доступны — их смартфон.
Сценариев взаимодействия уже сейчас создано более чем достаточно. Часто они включают в себя как использование сетей специальных маячков (proximity beacons), размещенных внутри торговых помещений.
С их помощью можно идентифицировать каждого покупателя, формировать для него индивидуальное предложение, помогать ему найти необходимые ему товары и т.п.
Почти как в футуристических фильмах. Будущее становится все ближе, частично оно уже здесь.
Другое направление — создание магазинов полного самообслуживания — без касс и продавцов. По этому пути активно движутся Amazon и Alibaba, например.
При входе в такой магазин пользователь идентифицируется по смартфону, помещая товар в тележку — сканирует его своим телефоном, а при выходе из магазина — оплачивает товары в корзине, поднеся телефон к платежному терминалу
Логистика
Логистика в реальном времени стала явью уже сейчас — с использованием технологий глобального позиционирования (GPS/Глонасс) является реальностью.
У предприятий теперь есть доступ к актуальным данным для:
- Оптимизации графиков выполнения заказов
- Управления цепочкой поставок с помощью приложений по трекингу автопарка, управлению запасами и выполнению заказов на поставку
- Упорядочения процессов для сокращения ошибок и повышения эффективности работы
- Использование геопространственных данных из транспортных сетей. Например, данные о текущей загруженности дорог и статистика такой загрузки по дням недели и времени суток позволяют строить оптимальные маршруты курьерской доставки внутри мегаполисов.
- Повышения скорости оборота запасов и снижения затрат на их хранение
Медицинские услуги
Используя мобильные технологии для телемедицины, поставщики медицинских услуг могут предложить своим пациентам удобство, широкий выбор, кастомизацию и контроль с помощью удаленных цифровых медицинских услуг.
По данным Американской Ассоциации Телемедицины, в 2016 году более 15 миллионов американцев получили какую-либо медицинскую помощь удаленно. В то же время, почти 40 процентов высокотехнологичных потребителей не слышали о телемедицине (см. Исследование, проведенное HealthMine).
Благодаря тому, что мобильные устройства становятся стандартным каналом доставки данных от персональных приложений для фитнеса, индустрия здравоохранения имеет огромные возможности для предложения профилактических программ с использованием мобильных технологий.
Резюме.
Вне зависимости от типа бизнеса мобильные решения уже сейчас могут создать бесконечные возможности. Так почему же не каждое предприятие сосредоточено использовании этих возможностей?
Наш опыт создания мобильных решений для различных предприятий позволяет назвать самую распространенную болевую точку:
Они не знают, с чего начать
Осознание необходимости — есть, желание — есть. Есть и собственные опытные IT-службы.
Но обычно не хватает специфических знаний и актуального опыта. Прежде всего — в силу крайне быстрого темпа и масштабов изменений, которые происходят в мобильной среде.
Поэтому мы расскажем по шагам как разработать стратегию обеспечения мобильности предприятий и добиться успеха при ее реализации.
О самых важных шагах на этом пути — в нашей следующей статье.