Рынок чат-ботов растет и быстро развивается. Компании используют виртуальных помощников, чтобы автоматизировать продажи и коммуникацию с клиентами, разгрузить службу поддержки и отдел маркетинга. Согласно исследованию Oracle, 80% предпринимателей в 2020 году планируют использовать чат-ботов для своего бизнеса.
Чат-бот — это программа, которая с помощью заранее созданных сценариев взаимодействует с сотнями пользователями одновременно. В этой статье мы приведем примеры чат-ботов и расскажем, как для них создать сценарий и выбрать надежный визуальный конструктор.
Какими бывают чат-боты
Существуют различные чат-боты. Условно их можно разделить на основании следующих параметров:
- Платформа размещения. Например, ВКонтакте, Telegram, Facebook Messenger.
- Предназначение. В зависимости от поставленных целей чат-бот может быть консультантом, менеджером, помощником или гидом.
- Технические возможности. Чат-боты работают с помощью кнопок, команд или искусственного интеллекта. Бывают так называемые смешанные боты, которые объединяют и команды, и кнопки.
Примеры чат-ботов во ВКонтакте
Посмотрим на конкретных примерах, как чат-боты помогают бизнесу.
«Сберкот»
Чат-бот Сбербанка, его аудитория — молодые люди. Он помогает скачать приложение, оформить молодежную карту, узнать адреса отделений и получить информацию о бонусах. А еще отправляет милые стикеры, которые так любит молодежь.
Чат-бот концепт-художника
Бот Дмитрия Коклюшкина рассказывает об авторе, курсах и специальных предложениях. Также пользователи могут посмотреть галерею работ студентов и узнать об условиях оплаты. Какой бы шаг пользователь ни выбрал, он всегда может вернуться назад. Это помогает пользователю эффективно взаимодействовать с ботом и менять свои решения при необходимости.
«ТурБот»
Этот чат-бот работает преимущественно с командами пользователей. «ТурБот» собирает у клиентов всю необходимую информацию, чтобы подобрать выгодный тур. При необходимости подписчик может подключить менеджера или начать заново, нажав нужную кнопку.
«Сувлаки гирос»
Чат-бот службы доставки еды «Сувлаки» в Кирове знакомит подписчиков с меню и стоимостью блюд. Когда клиент определится с выбором, бот перенаправит его на сайт для оформления заказа.
«Чат-бот Лиза в Эрмитаже»
Однако не все чат-боты что-то продают, знакомят с компанией или отвечают на вопросы клиентов. Еще есть развлекательные боты и боты-экскурсоводы. Например, чат-бот Эрмитажа. Он организовывает персональную экскурсию каждому гостю: погружает пользователей в небольшое приключение и параллельно рассказывает об экспонатах в галерее.
Руководство по созданию чат-бота
Разработку чат-бота лучше всего начать со сценария и создания архитектуры.
Сценарий — это последовательность сообщений, которые имитируют живой диалог с пользователем и плавно продвигают его к намеченной цели. Продумайте цепочки диалогов и точки их пересечения, чтобы мотивировать пользователя на конкретное действие. Например, перейти на сайт, зарегистрироваться или оставить контакты.
Архитектура чат-бота — это его меню вместе с цепочками сообщений.
Расскажем подробнее, как подготовить сценарий чат-бота.
1. Установите цели, иначе диалог с пользователями не принесет никакого результата. Подумайте, зачем вам чат-бот и чего вы хотите достичь с его помощью. Проанализируйте работу службы поддержки и отдела продаж. Позвольте чат-боту отвечать на часто задаваемые вопросы пользователей и закрывать рутинные задачи, которые отнимают много времени.
2. Пропишите задачи. Опираясь на цели, определитесь с тем, что должен уметь чат-бот, чтобы повысить эффективность вашей работы. Предположим, вы хотите автоматизировать знакомство новых клиентов с брендом. Тогда чат-бот должен рассказывать о компании и ее продуктах, делиться полезными материалами и подключать по запросу менеджера.
3. Продумайте меню. Когда вы обозначили цели и прописали задачи, создайте меню — возможности чат-бота.
4. Подготовьте цепочки сообщений под каждую задачу. Предположим, основное меню бота состоит из следующих разделов: «О компании», «Товары» и «Доставка». Это значит, что вам следует составить как минимум три цепочки сообщений, внутри которых могут быть дополнительные цепочки. Для проработки сценариев удобно использовать такие онлайн-сервисы, как Coggle, MindMap, Miro и другие.
5. Продумайте архитектуру чат-бота и переходы между цепочками сообщений. Если у диалога есть начало, то должен быть и конец. Но в чат-боте все не так, как в стандартной переписке. Продумайте точки пересечения цепочек сообщений: они не должны обрываться. Чтобы диалог не зашел в тупик, предоставьте пользователю возможность вернуться на шаг назад или в главное меню.
6. Выберите подходящий инструмент. Например, визуальный конструктор чат-ботов Sendpulse позволяет создать виртуального помощника без привлечения разработчиков. Конструирование бота по заранее подготовленному сценарию напоминает сборку конструктора по инструкции: шаг за шагом вы соединяете нужные элементы и выстраиваете архитектуру.
Как выбрать сервис для создания чат-бота
Есть множество конструкторов, которые помогают разрабатывать чат-ботов без знания кода. Например, Manychat, Botmother, SendPulse, Aimlogic, Chatforma. Все они обладают различными возможностями и предлагают разные тарифные планы. Мы расскажем, как не ошибиться при выборе визуального конструктора:
1. Выберите каналы коммуникации, для которых хотите создать чат-бота. Составьте портрет целевой аудитории и проанализируйте, в каких социальных сетях и мессенджерах зарегистрированы ваши потенциальные клиенты. Если они используют ВКонтакте и Facebook Messenger — выбирайте конструктор, в котором можно создать ботов для этих каналов коммуникации.
2. Проанализируйте тарифные планы. Сравните тарифные планы и их возможности в разных сервисах. Посмотрите, сколько чат-ботов вы можете создать и с какими возможностями. Обратите внимание на количество сообщений для рассылки и число цепочек, доступных на тарифных планах. Узнайте, от чего зависит цена. Стоимость пакета может быть фиксированной или меняться в зависимости от количества сообщений, подписчиков и других факторов.
3. Обратите внимание, какая статистика собирается в рамках выбранного тарифного плана. Убедитесь, что после создания бота вы сможете отслеживать открываемость, кликабельность и другие необходимые метрики.
4. Узнайте, как работает служба поддержки. В процессе работы могут возникать сложности. Поэтому важно, чтобы в нужный момент вы смогли получить консультацию или устранить проблему.
5. Попробуйте бесплатную версию, если она есть. Чтобы не покупать кота в мешке, сначала испытайте бесплатную версию, убедитесь, что сервис вам подходит, а уже после этого платите за него деньги.
6. Проанализируйте качество обучающих материалов. В мессенджер-маркетинге есть множество подводных камней. В разных каналах коммуникации существуют свои правила. Чтобы не пришлось самостоятельно искать нужную информацию, ознакомьтесь с обучающими материалами сервиса. Это значительно облегчит вам работу в будущем.
Правильный выбор визуального конструктора поможет избежать неоправданных расходов, простоя в работе и потери клиентов. Поэтому не торопитесь переходить к реализации сценария сразу после его подготовки.
Как привлечь подписчиков в чат-бот во ВКонтакте
Чат-бот может взращивать лиды, продавать товары и услуги, повышать лояльность клиентов. Однако он не может инициировать диалог и привлекать подписчиков. Чтобы бот стал надежным и результативным помощником, тщательно продумайте сценарий, воплотите его в жизнь, а потом регулярно привлекайте аудиторию.
Рассмотрим самые распространенные способы увеличения количества подписчиков.
1. Создайте виджет подписки. Добавьте виджет подписки на свой сайт, чтобы конвертировать посетителей в подписчиков. С помощью SendPulse это можно сделать бесплатно. Процесс создания виджета займет всего несколько минут, а в результате вы будете собирать лиды в любое время.
2. Подключите кнопку действия на странице ВКонтакте. В кнопку действия вы можете добавить ссылку на своего бота, чтобы направлять пользователей в мессенджер и увеличивать количество подписчиков чат-бота.
3. Настройте рекламу в поисковых системах. Создайте выгодное для целевой аудитории предложение и подготовьте рекламное объявление. Это поможет привлечь подписчиков из поисковых систем Google, Яндекс и других.
4. Запустите рекламу во ВКонтакте. Создайте таргетированное объявление в рекламном кабинете и найдите сообщества, с которыми можно сотрудничать.
5. Сделайте лид-магнит. Подготовьте всплывающую форму, которая будет обещать клиентам какую-то выгоду взамен на подписку на чат-бота.
6. Периодически делайте посты в ленте новостей. Сообщите своим подписчикам о появлении чат-бота. Например, объявите о запуске нового продукта, о котором можно узнать в мессенджере. Так вы привлечете первых подписчиков.
7. Задействуйте существующих клиентов. Если у вас есть список email-адресов, SMS-базы, подписчики в социальных сетях, предложите им подписаться на вашего нового помощника.
8. Используйте квиз-маркетинг. Это один из популярных и эффективных способов увеличения количества подписчиков. Подготовьте небольшой тест из 5-10 вопросов на актуальную для целевой аудитории тему, а в конце предложите подписаться на чат-бота. По результатам теста вы можете сегментировать подписчиков, чтобы создавать более релевантный контент и предложения.
Чтобы чат-бот приносил результаты вашему бизнесу, сделайте его эффективным помощником для потенциальных клиентов. Отслеживайте статистику, регулярно расширяйте возможности и улучшайте свою маркетинговую стратегию. Никогда не останавливайтесь на достигнутом: следите за трендами и анализируйте чат-ботов конкурентов. Так вы всегда будете на шаг впереди.