Восстановить репутацию в сети: типичные ошибки и как их исправить
Ежедневный мониторинг – залог сохранения вашей репутации. Только тогда вы сможете оперативно реагировать на негативную информацию. Но прежде, чем бросаться в бой, давайте разберем, что делать точно не надо:
-
Не спешите писать под каждым негативным комментарием, что это ложь и провокация. Во-первых, вам все равно никто не поверит. Во-вторых, переизбыток эмоций сделает ситуацию только хуже.
-
Не пишите гневные письма администрации сайтов и соцсетей с требованием удалить не устраивающую вас информацию. Администраторы получают десятки таких сообщений и прекрасно знают свои права. Как минимум – вам просто откажут или проигнорируют ваши запросы. Как максимум – на странице бренда появится плашка “угрожает судом” (такое практикуется на некоторых ресурсах). Если вы хотите действительно довести дело до конца – сразу начинайте собирать доказательную базу и запасайтесь временем.
-
Не накручивайте положительные отзывы. Возможно, вы решили, что накрутка положительных отзывов – решение вашей проблемы. Вы даже захотели лично зарегистрироваться на тематических сайтах и оставили там несколько позитивных отзывов о себе или попросили ваших сотрудников сделать то же самое.
Почему от этих действий стоит отказаться?
-
Часть ресурсов просто сразу отклонит ваши отзывы, например, сервисы использующие BigData (поисковые интересы, возраст аккаунта, геоданные) – это Яндекс, Google
-
Часть будет удалена из-за одинаковых IP
-
Еще часть помечена серым цветом как сомнительная
-
На некоторых сайтах на странице бренда появится табличка “оставляет фейковые отзывы”
Пользу всё это явно не принесёт.
Вы могли пойти дальше и набрать в поисковике фразу “купить отзывы”.
И если вы думаете, что в агентстве, которое вы найдете по своему запросу, использует какие-то другие алгоритмы действий и реакция на них будет иная – вы очень сильно ошибаетесь.
К нам часто обращались клиенты, у которых был опыт взаимодействия с такими конторами – например, банились их фермы аккаунтов в ходе ручной проверки модераторов на сайте, а вместе с ними и все оставленные с них отзывы (порой это были результаты шестимесячной работы).
Поэтому к выбору агентства вы должны подойти максимально вдумчиво и взвешенно, это решение ни в коем случае не должно быть эмоциональным.
С тем, что делать не нужно, вроде бы разобрались. Время поговорить о плане действий.
План действий
Чтобы работать с мнениями, нужно сперва правильно их найти. В этом нам поможет сервис от Яндекс – Wordstat. Введите название бренда и вы обнаружите запросы, по которым пользователи чаще всего ищут о вас информацию в интернете.
С данной информацией отправляемся на сайт promopult.ru и создаем свой проект. Добавляем наиболее высокочастотные запросы через кнопку “добавить слова”. Очень важно, чтобы туда вошли репутационные запросы – такие как “название бренда + отзывы/отзывы сотрудников/развод/обман и пр”.
Также вы можете вручную разметить тональность и отсеять нерелевантные результаты. Это позволит представить общую картину и визуализировать динамику изменения вашей онлайн-репутации. Вам следует обратить особое внимание на страницы, которые чаще всего встречаются в топ-20, и поставить их на отслеживание.
Сбор мнений
1. Структурируйте содержимое сайтов, выделив для себя основные плюсы и минусы вашего бренда на основании откликов ваших клиентов.
Плюсы – это ваши сильные стороны и может окажется так, что вы их никак не освещаете. Если вам удастся избавиться от информационного голода, в дальнейшем сможете обзавестись адвокатами бренда.
Минусы – это ваши “болевые точки”. Условно разделите их на три категории:
-
которые вы сможете исправить в долгосрочной перспективе
-
которые получится разрешить в ближайшее время
-
которые не удастся решить вовсе
2. Составьте для себя план по исправлению того, что вы в силах исправить без дополнительных расходов пота и крови. Но исправить – мало. Пользователи могут этого не заметить. Такая ошибка очень распространена – бренд исправляет свои недостатки, но никак не освещает этот момент, и в глазах обывателя картинка не меняется. Об изменениях, особенно позитивных, надо всегда сообщать.
3. Создайте или расширьте канал связи с конечным потребителем. Он служит для трансляции информации о ваших сильных сторонах и для нивелирования вашей слабой стороны – отсутствия обратной связи. Этот минус часто служит причиной для значительной части негатива в сети.
4. Заведите представительства вашего бренда на тех площадках, которые чаще всего встречаются в поисковой выдаче по вашим брендовым и репутационным запросам.
Если нет возможности зарегистрироваться официально в качестве представителя бренда – не беда. Для вас достаточно возможности комментировать записи.
5. Работайте с отзывами. Поблагодарите людей за позитивные отклики, ответьте на вопросы, если таковые имеются. Когда люди сообщают о проблеме, дайте понять автору о том, что вы принимаете информацию к сведению и что вам она не безразлична.
Если вы видите негативный отзыв и сомневаетесь в его достоверности – укажите об этом в комментарии и предложите связаться с человеком для уточнения деталей. Если спустя время автор не выйдет на контакт – смело пишите об этом администрации сайта, прикрепив ваши аргументы. Скорее всего, вам пойдут навстречу и отзыв удалят. Тревожный звоночек – большое количество негативных отзывов, размещенных в течение короткого промежутка времени. Вероятность, что такие отзывы заказные – крайне велика.
Не бездействуйте! И очень скоро люди обратят внимание на то, что вам не безразличны их мнения, и вы сможете избавиться от одной из болевых точек.
От элементарного – к более сложному
Заведите представительства в социальных сетях. Это замечательный канал связи с вашей аудиторией, где вы можете транслировать информацию о ваших сильных сторонах, о работе над вашими слабыми сторонами, а также смягчать влияние ваших минусов на общественное мнение. Но заниматься ведением соцсетей нужно на постоянной основе и ни в коем случае их не забрасывать. Контент должен регулярно обновляться. Вид заброшенного сообщества однозначно вызывает негативный эффект, и если у вас такие имеются – надо обязательно это исправить.
Рассмотрите возможность использования таких средств как YouScan или BrandAnalytics в вашей работе с репутацией. Во-первых, это еще один инструмент для отслеживания упоминаний о вашем бренде. Во-вторых, поскольку упор в этих инструментах делается на социальные сети, вы сможете составить портрет говорящего о вас человека, а также выделить тренды в обсуждениях.
Ну и разумеется – обнаружить основные источники дискуссий, к которым вы можете подключаться с помощью сообщений от имени бренда. Набор действий тот же, что и при ведение представительств на площадках-отзовиках.
Как обеспечить приток положительных отзывов?
Еще раз настоятельно рекомендуем вам отказаться от необдуманных действий и обращений в сомнительные агентства.
Низкокачественные фейковые отзывы подрывают веру пользователей в их достоверность. Причем, это касается только положительных отзывов. На доверие к негативу это не влияет, и он вызывает все то же отторжение к бренду у пользователя. Поэтому, чем больше фейковых положительных отзывов будет размещено – тем меньше будет доверия к каждому из них.
Включите в свой маркетинговый план стратегию по мотивированию пользователей к оставлению отзывов. Главное, помните – вам важны любые, не только положительные. Если вы будете мотивировать оставлять только положительные отзывы, вы можете столкнуться с неприятными последствиями. Во многих европейских странах за это юр.лица получаются штрафы. Яндекс.Карты тоже не отстают – если замечен факт спекуляции общественным мнением, на бренд могут быть наложены определенные санкции.
Призывайте людей делиться мнениями, а не хорошим оценками и отзывами. В этом помогает геймификация – например, приз за самый развернутый отзыв (не путать с самым положительным) или какие-нибудь бонусы самым активным авторам. Ваш канал связи в соцсетях поможет вам в информировать пользователей о таких акциях.
Аккуратно направляйте пользователей на наиболее часто встречаемые площадки из топ-20 выдачи. Отдавайте предпочтение тем, где присутствие негатива наиболее заметно и где требуется исправить ситуацию в первую очередь.
Что делать, если вас не устраивает какая-то публикация или обзор, оставленные в негативном ключе?
Вспоминаем то, о чем мы говорили выше – забудьте о требованиях. Они не приведут ни к чему хорошему, а вот список плохого, к чему они могут привести – довольно обширен. Например, к появлению нового негативного обзора.
Вежливо обратитесь к автору или администрации и укажите, что конкретно вас не устраивает и почему. Деликатно узнайте о возможности редактирования существующих материалов или создании нового обзора с учетом новых сведений, которые вы им предоставите.
Однажды вы можете столкнуться с тем, что площадка предложит вам удалить ту или иную негативную информацию о себе за вознаграждение. “Новой эпохе – новые виды рэкета”. Разумеется, от подобных предложений лучше отказываться.
Подводя итоги
Это список минимальных действий в поле репутации вашего бренда, с которыми вы можете справиться самостоятельно, и мы целенаправленно не включили SERM мероприятия в этот список – скрытие негатива не решает проблему, а только маскирует ее. Хотя инструмент безусловно, действенный.
Даже маленький шаг от игнорирования проблемы к началу работы над ней обязательно положительно скажется на отношение людей к вашему бренду и предотвратит разрастание негатива. Но стоит помнить о том, что репутация требует долгого и упорного труда, и быстрых результатов ждать не стоит. Если кто-то обещает вам исправление репутации за месяц – он лукавит. Будьте терпеливы и внимательны к своему инфополю!
Больше полезного контента по ORM ищите в наших соцсетях ВКонтакте и Facebook