Ссылки — это то, что позволяет интернету функционировать. Без них мы не смогли бы ни находить, ни пользоваться интересующей нас информацией. Очевидно, что ссылки всегда были и остаются основополагающим фактором ранжирования. Принцип их оценки поисковыми системами эволюционировал и усложнялся вместе с развитием интернета. Сайрус Шепард — сотрудник команды Moz, которая снискала большой авторитет в среде сеошников — сформулировал основные принципы оценки ссылок алгоритмами Google1. О главных из них мы расскажем в этой статье.
Ссылки с авторитетных страниц передают больше веса
Для людей не понаслышке знакомых с SEO данный тезис звучит скорее как прописная истина. Это один из основополагающих принципов ранжирования в Google. Именно с алгоритма PageRank в 1998 году начиналась гугловская история и феноменальный успех компании. Сегодня на этой концепции в той или иной степени строится поисковая логика всего интернета.
PageRank — это числовой коэффициент, определяющий авторитетность страницы. Чем больше качественных ссылок собирает веб-ресурс, тем он важнее для поисковых систем. Накопленный ссылочный вес может передаваться от сайта к сайту и распределяться по внутренним страницам. Объясняя на пальцах логику PR важно понимать, что на деле все сложнее — в Google десятилетиями работали над усовершенствованием технологии, подстраивались под новые реалии и усложняли свой алгоритм. Но общая идея осталась неизменной: разные линки имеют и передают разный ссылочной вес.
Наверняка нас упрекнут в том, что мы копаемся на свалке SEO-истории. Рассказывая о PageRank, мы отдаем отчет, что алгоритм не играет такой роли, как раньше. В 2016 году Google и вовсе отключил тулбарный показатель PageRank, но это не значит, что сам принцип был списан со счетов. Он по-прежнему используется как один из базовых факторов ранжирования.
Ссылки из основного и второстепенного контента передают разный вес
Googlе по-разному котирует вес ссылок проставленных на одной и той же странице. Для большинства сеошников это не новость — как минимум три гугловских патента в той или иной степени отвечают за этот механизм. Линки, ведущие из основного текста, передают больше веса, чем из других мест — бокового меню, хедера или футера. Поэтому при создании перелинковки целесообразно уделять внимание именно основному контенту страницы.
Отдельно обращают внимание на то, что ссылки, размещенные в выпадающих меню и гармошках, созданных с использованием CSS или JavaScript, могут передавать меньший вес, чем обычные линки. На этом делают акцент многие оптимизаторы, хотя Google заявляет, что полноценно индексирует подобный контент.
Ссылки в первых абзацах текста более важные
Линкам, проставленным ближе к началу основного контента, присваивается больше веса. Возможно, это связано с тем, что они сами по себе активнее генерируют клики, т.к. расположены в более заметных позициях. Хоть в Google официально и не подтверждали факта такой приоритетности, в свое время один из членов команды советовал2 оптимизаторам уделять больше внимания именно первой ссылке в основном тексте.
Релевантный анкор повышает вес ссылки
Повышенное внимание к качеству ссылочной массы — общая тенденция для всех поисковых систем. Линкам, с релевантным анкорным текстом, Google присваивает больший вес. Ссылки, где анкорное окружение не соответствует тематике материала, на который они ведут, в меньшей степени ценятся поисковыми алгоритмами. Избыток ссылок с нетематическими анкорами может расцениваться как спам: в лучшем случае они будут просто игнорироваться, в худшем — приведут к пессимизации сайта в выдаче.
Эта особенность ссылочного ранжирования не означает, что все внутренние и внешние ссылки нужно делать исключительно анкорными. Наоборот, для Google и «Яндекс» важно разнообразие ссылочного профиля сайта. Использование анкорных конструкций должно компенсироваться безанкорными, в которых продвигаемый запрос или тематически релевантный контент находятся в текстовом окружении ссылки. О базовых принципах эффективного и безопасного наращивания ссылочной массы мы рассказывали в отдельной статье.
Сигналы с уникальных доменов имеют больший вес
Внешние ссылки с новых сайтов более ценные, чем линки с площадок, которые уже ссылались на вас. Если предельно просто — 20 линков с уникальных доменов принесут больше пользы, чем 100 ссылок с тех площадок, которые уже ссылались на вас. В этой идее нет ничего нового, и она логично коррелируется с принципами поискового ранжирования.
Уникальность ссылающихся доменов важна, но эта логика работает далеко не во всех случаях. Не следует забывать о таком значимом факторе как траст сайта-донора. Очевидно, что одна ссылка проставленная с условной Ленты.ру принесет больше пользы, чем пять ссылок с малоизвестных сайтов.
Внешние ссылки более важны для продвижения, чем внутренние
Это еще один базовый принцип ссылочного ранжирования, который очевиден и мало кем ставится под сомнение. Внешние линки, полученные от доноров с хорошей поисковой репутацией, передают несопоставимо больше веса. Но это не списывает со счетов важность перелинковки, которая является одним из главных факторов внутренней оптимизации. О принципах ее создания мы рассказывали в отдельной статье.
Тематические релевантные доноры дают более ценные ссылки
Релевантность — ключевой фактор поискового ранжирования. При наращивании внешней ссылочной массы в приоритете должны быть те сайты-доноры, которые хорошо ранжируются по вашей основной семантике.
Ссылки с актуальных страниц передают больше веса
Один из механизмов, на основании которого Google оценивает контент и качество ссылок, проставленных в нем, — это т.н. показатель «свежести» (FreshRank). Логика здесь проста: линки из «свежих» страниц более релевантные, чем из других.
Важно понимать, что, когда мы говорим о FreshRank, речь идет не столько о фактической новизне контента, а о его актуальности. Свежей может считаться статья, даже если она написана пять или более лет назад, но при условии, что она периодически обновлялась, ее тема по-прежнему востребована и она генерирует хорошие поведенческие факторы (комментарии, репосты, обсуждения на сторонних площадках).
Google пессимизирует неестественные ссылки
Этот факт не вызывает удивления, поскольку борьба поисковиков со спамом и накрученными ссылками — приоритетное направление последних лет. Закупка вечных и временных ссылок, прогон сайта по каталогам, автоматизированное размещение и другие приемы безнадежно устаревшего SEO не только обесценивают ссылочный профиль сайта, но и повышают вероятность его попадания под антиссылочный фильтр.
В современном SEO продвижение ссылками — это максимально деликатный процесс. В его основе лежит аккуратная и сбалансированная работа с разными типами линков — анкорными, безанкорными, краудом.
Эффект фантомных ссылок
Это явление, при котором эффект от ссылок сохраняется даже после их удаления. Они продолжают влиять на ранжирование в том числе после многократной переиндексации сайтов. Такой эффект может сохраняться на протяжении нескольких месяцев после снятия ссылки. Не исключено, что логика этого явления объясняется тем, что после укрепления позиций страницы краулеры сосредотачиваются на отслеживании других факторов ранжирования, например, поведенческих аспектах.
Реципиент влияет на ранжирование сайта-донора
Многочисленные SEO-наблюдения дают понять, что принцип, когда донор продвигает своим ссылочным весом реципиента, в упрощенном виде работает и в обратную сторону. Релевантные ссылки на авторитетный контент положительно влияют на позиции ссылающегося сайта в выдаче Google. Другими словами, система поощряет линки на хорошие и полезные материалы.
Ссылка на сомнительный контент ухудшает вес всей страницы
Ссылка, ведущая на спамный контент, обесценивает все остальные линки на странице. Если вы практикуете размещение ссылок на своем сайте, анализ профиля сайта-реципиента должен стать обязательной составляющей вашей ссылочной политики.
При наличии одинаковых исходящих ссылок учитывается только первый анкорный линк
Если в документе присутствует несколько ссылок, ведущих на один и тот же URL, алгоритмы Google будут ранжировать только первую анкорную конструкцию. При этом PageRank сможет распределяться через все имеющиеся ссылки. Бывают ситуации, когда дублирующие линки являются технической необходимостью, но по возможности лучше исключить их наличие на странице. Если по каким-то причинам вам все же нужно разместить несколько внутренних ссылок на один и тот же URL, лучше закрыть в скрипты все ненужное.