Да кто такой этот ваш форсайт? И что еще за карта трендов?
Кукилесс и сокращение сегментов, диджитализация всего подряд и подписки на всё подряд, отсутствие стандартов аналитики и законодательные запреты всего подряд — и еще десятки актуальных трендов, рисков, угроз и следующих из них возможностей, которые определяют настоящее и ближайшее будущее рекламного рынка. Актуальную карту состояния и развития индустрии — карту трендов — создали специалисты из разных отраслей в ходе первой в своем роде фосайт-сессии. Форчто? Форсайт! Вот что это такое и как это было.
В конце ноября компания Segmento, делающая одноименную систему автоматизации интернет-маркетинга, провела форсайт-сессию для интернет-маркетологов. Используя методы проектирования будущего, стоящие на службе правительств ведущих стран и крупнейших бизнесов вот уже полвека, специалисты из разных отраслей совместно определили актуальное состояние и ближайшие перспективы развития рынка digital. Погодите закрывать текст, это не астрология пополам с эзотерикой, а реальные работающие методики.
Что за форсайт такой? Почему это работает?
Что-то не слишком убедительно!
Правительство Великобритании активно развивает форсайт-проекты с 1990-х годов. Первый цикл был направлен на оценку перспектив сферы науки и технологий. Второй цикл ориентирован на решение ключевых проблем общества: стареющее население, профилактика преступности и др. Третий цикл затрагивает небольшое число специфических проблем, таких как киберпреступность или инфекционные болезни.
В числе успешных форсайт-проектов Великобритании стоит отметить программу по защите побережья от наводнений и эрозии берега.
Форсайт в этой области, несмотря на изначально скептическое к нему отношение, оказался очень востребованным после сильных наводнений начала тысячелетия. Сейчас он используется как основа долгосрочного стратегического планирования в этой сфере.
Слишком глобально, где польза для бизнеса?
Еще пример — прогнозы компании Shell. Используя методы форсайта, специалисты этой компании строят прогнозы развития рынка энергетики на 15-20 лет вперед. К этой же сфере относятся прогнозы Международного энергетического агентства (МЭА). Они основаны на нескольких возможных сценариях развития событий, что позволяет, в свою очередь, выявить наиболее эффективные для них технологические решения.
Ладно, а рекламный рынок и маркетологи тут при чем?
- Тренды рекламного рынка: что действительно является трендом, а что незаслуженно переоценено.
- Тренды потребительского поведения в post-Covid: есть ли реальная польза бизнесу и получает ли он прибыль от дигитализации потребительского опыта прямо сейчас?
- Интернет-тренды: безопасность пользователей, новые политики обработки данных браузеров и мобильных операционных систем, регулирование интернета в разных странах.
- Тренды профессии маркетолога: возможности и ограничения дистанционной работы, новые знания и компетенции, тревога и цейтнот, развитие личного бренда, работа в российских/международных компаниях. На что тратят деньги маркетологи? Инвестируете ли? Маркетолог как потребитель.
- Тренды рекламодателей в разных категориях: FMCG, Pharma, Auto
- Социокультурные тренды: diversity, inclusion, carbon neutrality. Как внутри компаний и рабочих коллективов все эти нормы задевают/влияют? Насколько это все всерьез и надолго?
Наш форсайт. Как всё было
В итоге собрали два десятка специалистов. И вот что сделали с ними.
После обязательного кофе-брейка и короткого инструктажа провели жеребьевку и разделили всех участников на шесть групп. Первым этапом стало знакомство внутри групп; нужно было найти что-то общее среди всех участников и на основе этого общего придумать название своей команды. Настрой поначалу казался не слишком серьёзным.
К примеру, одна из групп назвалась «Ноготочки», поскольку все участники бывали на маникюре.
Впрочем, даже игривый подход к делу решал первую задачу — знакомство. И, забежим немного вперед, не помешал продуктивной работе, а «Ноготочки» внесли достойный вклад в общее дело.
После знакомства каждая группа коротко представилась («Ноготочки» даже показали ноготочки), и началась основная часть сессии.
Первым заданием было определение трендов, рисков и угроз внутри каждой из глобальных тем. Каждая группа получила флип-чарт с одним из верхнеуровневых трендов, перечисленных выше, и за отведенное время сформулировала риски, угрозы и основные тенденции, которые видят участники. Все мысли записывались на доску. Важный принцип быстрого форсайта — никакой критики и осуждения, все идеи приветствовуются и записываются. Это позволяет не упустить ничего важного и помогает лучше раскрыться всем участникам.
Затем участники изучали творчество коллег из других групп и каждая команда коротко презентовала основные тренды и риски.
АНТРАКТ не предусмотрен: ритм интенсивный, на то и быстрый (или rapid) форсайт. Следующим этапом было определение возможностей, которые дают сформулированные тренды. Всё происходило по описанной схеме: команды начинали со своего флип-чарта, записывали все возможности, по сигналу отправлялись к соседней доске — и так, пока не замкнулся круг.
В результате получились пять плотно исписанных флип-чартов. И хотя маркер в каждой команде доверили обладателю самого аккуратного и разборчивого почерка, в пылу проектирования будущего твердая рука участников спешила записать всё важное, уже не обращая внимания на аккуратность.
И последним этапом стало голосование. Каждый участник получил три синие метки (для самых актуальных трендов) и одну зеленую (для тренда, который будет важнее всего в перспективе) и отметил ими на досках соответствующие пункты.
Ну а через полгода мы посмотрим на карту и расскажем, насколько она попала в наступившее будущее ;)
Тренды
Сокращение сегментов. Тренд на приватность приводит к уменьшению количества данных о пользователях и в результате к уменьшению емкости разных сегментов. Сторонние куки уже не поддерживаются в Safari и нескольких других браузерах, это довольно существенный процент пользователей, которые просто выпадают из таргетинга.
Привычка к персонализации . Покупатели привыкли получать персонализированные предложения, всё сложнее подбирать сообщение, которое привлечет их внимание.
Рост импульсивных покупок. Люди чаще совершают спонтанные, быстрые, необдуманные покупки. Это связано с возросшим уровнем стресса, вызванным пандемией и локдаунами, а также с бурным развитием онлайн-ритейла — сделать импульсивную покупку онлайн куда проще, для этого даже из дома не нужно выходить.
Лояльность (индивидуальные предложения). Онлайн-торговля дает массу возможностей собирать подробную 1st party data о своих клиентах и на основе этих данных для каждого формировать персональные предложения, порой даже опережая сфорумулированные потребности клиента. Это помогает формировать лояльность к бренду (но чаще все же к площадке, и обычно это маркетплейсы).
Персональные скидки. Те же данные дают возможность предлагать уникальные персонализированные скидки на те товары, которые, согласно портрету покупателя, этот покупатель с большей вероятностью купит. Такие скидки тоже формируют лояльность, а также повышают конверсию в покупку, да и другие целевые действия.
Недоверие головных офисов к локальным командам. Централизация управления, штаб-квартиры крупных компаний не дают региональным офисам свободы принятия решений часто даже в тех вопросах, где регионалы могли бы справиться лучше. Это может сказываться на эффективности ведения бизнеса на местах, поскольку локальные особенности просто не учитываются или учитываются недостаточно, а все мало-мальские важные решения принимаются на самом верху и одни на всех.
Отсутствие стандартов аналитики. Разные верификаторы, агентства и прочие участники рынка считают данные по-разному, и разница в результатах часто колоссальная. Неясно, каким результатам доверять, это часто приводит к неразберихе, сложностям во взаимоотношениях игроков.
Отзывы участников
Оказалось интересно придумывать решения для нетривиальных задач с коллегами из разных сфер в ограниченное время, заставляет мозг местами плавиться, но полученные в результате инсайты иногда поражают.
Мне кажутся наиболее значимыми социокультурные тренды, так как изменения в остальных сферах являются своеобразным ответом на них. И понимая что происходит с социумом, можно в принципе прогнозировать все остальные сферы.
Буду пользоваться получившейся картой трендов, особенно в моменты, когда кажется, что выхода нет. Возможности в ней отражены даже на самые безвыходные ситуации.
Самым ценным было узнать мнение коллег, осознать, что каждая проблема таит в себе потенциальные возможности роста. Помогло увидеть «слепые зоны», такие как например: вовлеченность людей старшего поколения, что потенциально расширяет для нас, как для бренда нашу целевую аудиторию. Получившаяся карта — супер! Уже заняла свое почетное место на стене в нашем офисе.
Светлана Атаманюк, интернет-маркетолог BAON