Как мозг придумывает, и как ему в этом помочь
Вместе с экспертами mads разберём строение креативного процесса, а также посмотрим, что мешает, а что помогает мозгу придумывать.
Для начала немного фактов о мозге
Факт № 1
Мозг ленится придумывать. Точнее он почти всегда работает в режиме экономии. Потому что главная его функция — это сохранение нашей жизни, а не творчество и создание нового.
Факт № 2
Мозг прожорливый — тратит 25% всей энергии, которая поступает в организм.
Факт № 3
Мозг обожает паттерны (алгоритмы действия, шаблоны) и все время их создает. Потому что это облегчает ему жизнь и помогает сохранять энергию. Примеры паттернов: чистка зубов, дорога домой, завязывание шнурков. Для творчества паттерны — худшее, что может быть.
Факт № 4
Наш древний рептильный мозг сильнее современного неокортекса, заправляет большинством процессов с девизом: «Главное — безопасность».
Факт № 5
Мозг развивается только на практике, с получением новой информации и решением неизвестных задач. Поэтому очень важно кормить его тем и другим регулярно.
Факт № 6
У процесса обучения мозга две стадии: изучение и закрепление. Изучение помогает узнать новые действия, а закрепление (создание паттерна) помогает делать их максимально эффективно.
Факт № 7
Творчество — это, как занятия в спортзале. Им нужно заниматься регулярно, потому что мозг в этом случае подобен мышце — пропустили пару месяцев тренировок, и мышца стала слабее.
Как вообще мозг придумывает? Процесс создания идей
Нельзя просто так взять и начать придумывать. Создание идей состоит из четырех стадий, нужно качественно пройти их все:
1. Погружение
2. Генерация
3. Отбор
4. Артикуляция.
Рассмотрим каждый этап отдельно вместе с Максимом Пономаревым, сооснователем mads и friends moscow.
Погружение
Представьте, что вы антрополог. И с каждым новым брифом изучаете новый мир той или иной аудитории. Например, сегодня — родителя младенца, а завтра — сноубордиста. Важно погрузиться в эту жизнь, понять ее: над чем здесь смеются, а над чем плачут, какие проблемы решают, какие планы строят.
Что делаем на этом этапе
Главная цель — узнать все о задаче и максимально загрузить себя разной информаций. Нужно быть максимально любопытными и открытыми, смотреть на проблему под разными углами и насыщаться: статистикой, исследованиями, всем о продукте и конкурентах, разговорами с представителями аудитории, опросами, форумами, трендами и технологиями, референсами и примерами кампаний по теме и тд.
Чего не делаем на этом этапе
Нельзя считать, что эту стадию можно пройти быстро или, что кто-то (например стратег) пройдет ее за вас. Это классическая ошибка креатива. Помните, что качество идей на стадии генерации напрямую зависит от того, как хорошо прошло погружение.
Чего опасаться
— Первые идеи
Мозг сумбурен, будет подкидывать мысли уже на этой стадии. В большинстве случаев это шаблонные идеи — не стоит на них возлагать больших надежд. Просто продолжайте изучать проблему.
— Синдром «Колонизатора»
Не надо оценивать людей с вашей точки зрения и думать, что вы знаете лучше, как им жить. Такое может происходить, когда работаете с незнакомой аудиторией.
Генерация
Мозговой штурм и накидывание идей. Это стадия ошибок и гипотез.
Что делаем на этом этапе
Главная цель — максимальное количество разных идей и направлений. Не бойтесь фантазировать, говорить глупости, шутить и быть неточными. Выписывайте все, что приходит в голову.
Чего не делаем на этом этапе
Критика — это худшее, что может тут случиться. Поэтому не отбрасываем идеи сразу, не критикуем их, а стараемся докрутить.
Чего опасаться
— Ожидание вдохновения
Риск сорвать сроки и словить стресс. Примените дисциплину, начните что-то делать — вдохновение придет во время работы.
— Творческий ступор
У него может быть две причины:
- Вы не понимаете задачу, или что-то вас в ней смущает — возвращаемся
к брифу и уточняем, все ли верно поняли.
- Это новая задача, вам не хватает знаний о способах ее решения — ищем информацию, смотрим вокруг, говорим с коллегами, привлекаем дополнительных людей.
— Apple для творческого мышления
Не сидите на шторме, уставившись в экран. Намного полезнее взять листок и ручку.
— Блокнот в уме
Пришла мысль/идея — сразу запишите. Не стоит все держать в уме, перегружать мозг — забывать половину придуманного.
Важный совет
— Устраивайте короткие шторминги по 45 минут — мозг не может концентрироваться на одной сложной задаче дольше.
— Также на этом этапе важно давать себе отдых: поштормили, все записали и перестали думать. Для этого подходит что-то монотонное и по шаблону (мытье посуды, бытовые дела) или что-то расслабляющее (прогулка, спорт, сон, встреча с друзьями). Это дает мозгу переключиться в бессознательное и строить свободные ассоциации. Поэтому после и во время отдыха часто появляются отличные идеи.
Отбор идей
Что делаем на этом этапе
Итак, перед нами десятки идей и путей, по которым можно пойти. Теперь нужно выбрать верный. Самые лучшие помощники здесь — здравая критика, свежий взгляд и бриф.
Чего не делаем на этом этапе
Совершенно точно нельзя выбирать идеи, которые непонятно, как реализовать. Критерии отбора: тайминг, бюджет и цель проекта.
Чего опасаться
— Синдром «Правильного ответа»
Когда мозг начинает жестко фильтровать и отвергать все неправильные с его точки зрения мысли. Там можно остаться совсем без идей и вогнать себя в больший стресс.
Всегда нужно помнить — мы решаем задачи клиента, а не свои.
- Нельзя выбирать идеи, потому что «это Канны».
- Нельзя выбирать идеи, потому что «красиво».
- Нельзя выбирать идеи, которые «понравятся КД».
- И уж тем более нельзя выбирать идеи, потому что «клиент точно купит».
Артикуляция
Это самая сложная часть проекта. Главная цель — объяснить и убедить клиента, что ваша идея решает его задачу. Логика и структурность — лучшие друзья на этой стадии.
Чего не делаем на этом этапе
Не углубляемся в детали (красивые образы, игры слов). Всегда держим в голове единый смысл идеи, ту самую простую мысль, которую хотим быстро передать.
Чего опасаться
— «И так понятно»
Мозг постоянно будет говорить эту фразу. Это ловушка. Не слушайте его. Вам будет казаться, что идея простая, и все остальные ее сразу же поймут. Это не так. Люди понимают идеи, исходя из своего опыта, точки зрения на проект и того, что сегодня вторник.
— Ребусное мышление
Попытка усложнить идею и сделать ее более «гениальной». Часто это игры слов, которые далеко не всем понятны.
Прием
Расскажите идею человеку, который вообще не связан с вашим проектом так, чтобы он все понял.
Как проходить этапы создания идей максимально эффективно мы расскажем в следующей статье, а если ты чувствуешь необходимость прокачать своё мышление и научиться мыслить креативно, то скорее присоединяйся к курсу «Креативные техники и приемы». Будем раскачивать шторминги, помогать мозгу думать быстрее, качественнее, находить решения для любых задач и генерировать идеи 24/7.
С чем уйдете:
— Поймете, как устроено креативное мышление на практике;
— Разберёте процесс придумывания по косточкам;
— Освоите 15 проверенных креативных техник и приемов;
— Научитесь применять их в зависимости от типа задач;
— Придумаете ворох идей;
— Получите обратную связь от Арины Авдеевой, сооснователя mads и friends moscow.
Запись по ссылке.
Бонус. Что почитать для мозга и про мозг
— «Мозг освобожденный», Тео Компернолле;
— «Правила мозга», Джон Медина;
— «Ловушки мышления», Ден Хиз, Чип Хиз;
— «Драйв», Дэниель Пинк;
— «Хэгэрти о креативности», Джон Хэгэрти;
— «Эссенциализм. Путь к простоте», Грег МакКеон;
— «Тайна Бога и наука о мозге», Винс Рауз, Эндрю Ньюберг;
— «Думай медленно. Решай быстро», Даниэль Канеман;
— «Будда, мозг и нейрофизиология счастья», Йонге Ринпоче.