Релевантность: что это и как использовать для продвижения сайта

15 декабря 2023, 10:00
0

Релевантность: что это и как использовать для продвижения сайта

Критерии релевантности и как ее улучшить
Релевантность: что это и как использовать для продвижения сайта

Какие ссылки окажутся на первой странице поисковой выдачи, зависит от целого ряда факторов и прежде всего от релевантности документа. Поэтому важно прокачать этот критерий, чтобы повысить видимость сайта и получать больше посетителей. Что такое релевантность, какой она бывает, как улучшить ее и проверить — рассказываем в статье.

Определение релевантности

Релевантность — это степень соответствия документа запросу пользователя. Простыми словами, сможет ли человек найти точный и подробный ответ на странице. Термин переводится с английского как «уместный» или «актуальный» и часто используется в контексте работы поисковых систем.

Роль релевантности в ранжировании

Поисковые системы сортируют и распределяют сайты в результатах выдачи по определенным критериям — этот процесс называется ранжированием. Когда пользователь вводит запрос, робот анализирует, какие документы больше ему подходят. Лучшие попадают в топ-10 и располагаются по убыванию релевантности. На первых позициях формируются максимально полезные результаты.

Например, на запрос «как переустановить Windows 10» мы получим список ссылок на пошаговые инструкции — это именно то, что нам поможет. Если бы выдача была недостаточно релевантной, мы бы увидели ссылки на статьи про ошибки в операционной системе, историю ее создания или еще что-то, не совсем точно отвечающее на наш запрос.

Пример релевантной выдачи в Яндексе

Особенности релевантности страниц в поисковых системах

Чтобы формировать качественную выдачу Яндекс и Google используют специальные алгоритмы. Они учитывают слова в запросе, а также его интент (намерение пользователя) и подбирают соответствующие документы. Например, по запросу «купить холодильник» мы увидим список магазинов, а по запросу «как выбрать холодильник» — список статей с рекомендациями по выбору. 

В Яндексе

В справке Яндекса указано, что для подбора релевантных страниц система анализирует:

  • содержимое документа и ключевые фразы;

  • историю взаимодействия пользователей со страницей;

  • взаимосвязи с другими страницами;

  • язык, географию и другие критерии. 

Яндекс строго оценивает контент, не любит опечатки и грамматические ошибки, много внимания уделяет региональному соответствию, то есть выдача максимально зависит от региона пользователя.

В Google

Google любит объемные тексты, фото и видео, которые дополняют материал, — такие документы ранжируются лучше. В справке Гугла написано, что при определении релевантных страниц ПС учитывает не только ключевые слова, но и обобщенные данные о том, как люди взаимодействуют с результатами поиска. Эти данные преобразуются в сигналы, которые помогают алгоритмам лучше справляться с оценкой. 

Какая бывает релевантность

По способу анализа данных выделяют три вида релевантности: 

  • Формальная. Оценивается поисковой машиной. Робот анализирует, насколько документ соответствует запросу внешне: по структуре, форме, ключевым словам. 

  • Содержательная. Проверяют живые люди — асессоры. Они оценивают смысловое соответствие между запросом и содержанием документа. Важен контекст, даже если точные ключевые слова не совпадают. Оценки асессоров используются для машинного обучения алгоритмов.

  • Пертинентная. Зависит от пользователей. Если они переходят на страницу, задерживаются на ней, значит, она отвечает на запрос. 

Поисковые системы стремятся учитывать все три типа оценок. Для этого алгоритмы проверяют большое количество критериев.

Виды критериев релевантности

Поиск релевантных страниц и их распределение в выдаче зависит от внутренних, внешних и поведенческих критериев (факторов). Работа над ними помогает попасть в топ-10 — это называется SEO-оптимизацией.

Внутренние критерии релевантности и как их улучшить 

Эта группа факторов связана с внутренним содержанием сайта, прежде всего это схожесть слов и фраз в документе с запросом пользователя. Также алгоритмы учитывают качество, актуальность и уникальность контента. Вот рекомендации, как улучшить внутренние критерии.

  • Соберите ключевые слова, ориентируясь на реальные запросы аудитории. Например, если человек хочет купить смартфон, он напишет в поиске «купить смартфон» или «заказать смартфон», а вот словосочетание «приобрести смартфон» используется реже. Соберите весь пул запросов, чтобы максимально охватить аудиторию. Узнать, как люди ищут ваш контент, можно в Яндекс.Wordstat.

Исчерпывающий гайд по сбору семантики найдете в этой статье.

  • Ключевые слова используйте в title, description, заголовках, подписях к картинкам (alt), в теле текста, главное — без переспама. Проверяют заспамленность в сервисах Text.ru,  Advego и подобных.

О важных для SEO метатегах читайте здесь.

  • Проанализируйте вашу аудиторию: для чего люди могут искать ваш контент, какую задачу хотят решить. Составьте список вопросов и подробно ответьте на них на странице. Чем полезнее материал, тем вероятнее, что он попадет в топ. Важна также оригинальность, поисковики могут негативно реагировать на плагиат.

  • Структурируйте материал. Заголовки, подзаголовки, списки, абзацы — все это делает информацию более понятной как для пользователей, так и для поисковых систем. 

  • Проработайте технические параметры. Создайте корректный файл robots.txt, sitemap, ЧПУ, исправьте битые (нерабочие) ссылки. Это поможет роботам правильно сканировать ресурс, а пользователям обеспечит удобное взаимодействие с сайтом. 

Всесторонняя оптимизация внутренних факторов — основа продвижения ресурса. Поисковая машина будет лучше воспринимать ваш контент и демонстрировать сайт выше в результатах поиска.

Внешние критерии релевантности и как их улучшить

Эти факторы находятся за пределами сайта. Ссылки с других площадок, положительные упоминания, отзывы — все это косвенно влияет на релевантность. Если контентом делятся и его обсуждают, значит, он интересный и ценный для аудитории. Вот как можно улучшить эти критерии.

  • Наращивайте ссылочную массу. Для этого публикуйте гостевые посты на посещаемых площадках, зарегистрируйтесь в различных тематических каталогах, общайтесь и оставляйте ссылки на форумах, если это актуально для вашей ниши. Можно также получать линки с помощью PBN-сетей.

  • Ссылки размещайте на тематически похожих ресурсах. Например, бэклинк на авторские туры более уместен в travel-блоге, чем на сайте про строительство и ремонт. 

  • Оптимизируйте страницы под локальную выдачу. Это особенно актуально для местного бизнеса (кафе, салоны красоты, службы доставки и т. д.). Поисковики учитывают регион пользователя и показывают места находящиеся поблизости. Чтобы попасть в топ локальной выдачи, зарегистрируйтесь в сервисах Яндекс Бизнес и Google Мой Бизнес, добавьте информацию в местные каталоги, получайте ссылки с региональных площадок.

В блоге PromoPult есть подробные гайды по работе с Яндекс Бизнесом и Google Мой бизнес.

  • Создайте группу в социальных сетях (если там есть ваша аудитория). Это поможет распространению контента и увеличит количество упоминаний.

Важно в целом работать с репутацией: отрабатывать негатив, поддерживать высокие стандарты этики, создавать позитивное восприятие бренда. В сервисах Google Alerts и «Яндекс.Блоги» можно отслеживать упоминания в сети, чтобы оперативно на них реагировать. Улучшение внешних критериев даст весомое преимущество в борьбе за топ. 

Как работать с Google Alerts, узнаете из этой статьи.

Поведенческие критерии релевантности и как с ними работать

Поисковики анализируют, как пользователи взаимодействуют с сайтом, и на основании этого делают вывод, насколько он соответствует их ожиданиям. Перечислим параметры, которые наиболее важны.

  • CTR — кликабельность сниппета в выдаче. Логика простая: переходы по ссылке означают, что она релевантна запросу.

  • Время сеанса. Если на странице проводят много времени, значит, именно такой контент искали люди. 

  • Частота отказов. Ресурс, который быстро покидают, поисковик может посчитать бесполезным для аудитории. 

  • Возврат к поиску. Если после просмотра сайта посетитель возвращается обратно к результатам поиска, значит он не нашел ответа на свой запрос.

  • Глубина просмотра. Переходы по внутренним ссылкам — признак хорошей структуры сайта и качественного материала.

  • Взаимодействие со страницей. Если люди комментируют, заполняют форму обратной связи, нажимают на кнопку «поделиться в соцсетях», значит, контент интересен.

Поведенческие факторы анализируют в Яндекс Метрике и Google Analytics. Оба сервиса показывают подробную статистику поведения пользователей: какие разделы посещают, сколько проводят времени, на какие объекты кликают, докручивают ли страницу до конца и т. д. Это помогает найти слабые места проекта и доработать их.

Один из отчетов Яндекс.Метрики

Изучите наши руководства по работе с Яндекс Метрикой и Google Аналитикой.

Чем лучше пользователи взаимодействуют с ресурсом, тем выше его релевантность в глазах поисковых систем. Вот рекомендации, как улучшить поведенческие факторы.

Сделайте расширенный сниппет. Это поможет выделиться в выдаче среди конкурентов и повысить CTR. Используйте разметку Schema.org и JSON-LD в соответствии с тематикой и типом сайта. Также в расширенные сниппеты попадают данные из Яндекс Бизнеса и Google Мой бизнес.

Улучшайте юзабилити. Логичная структура, приятный дизайн, интерактивные элементы — все это способствует удержанию посетителя. Бывает, что контент качественный, но сайтом просто неудобно пользоваться, поэтому люди быстро уходят. Не знаете, что можно улучшить, — изучите наше руководство по самостоятельному юзабилити аудиту.

Оптимизируйте скорость загрузки. Если страницы долго грузятся, будет много отказов. Самый популярный инструмент для анализа скорости загрузки страниц — Google PageSpeed Insights. Гайд по работе с ним — по ссылке.

Как определить релевантность страниц 

Проверить, насколько страницы соответствуют запросу, можно вручную. Для этого набираем в Яндексе: запрос site:название сайта (например, SEO-продвижение site:promopult.ru). В выдаче увидим ссылки, расположенные по степени убывания релевантности. То же самое можно проделать в Google.

Это трудозатратный способ. Упрощают задачу SEO-сервисы и платформы, в которых можно проверить релевантность страницы онлайн.

  • SEO-модуль PromoPult. Определяет релевантность страниц сайта для каждого ключевого слова на шаге «Целевые страницы». Можно в один клик определить релевантную страницу для конкретного запроса или для всех.

При наведении курсора на кнопку система покажет регион и поисковую систему, для которых будут определяться релевантные страницы

Если нужно определить релевантные страницы только для конкретных запросов, нажмите кнопку «Определить» в строке с нужным ключом. 

После этого в столбце «Релевантная» появится ссылка на страницу: 

При клике на нее откроется всплывающее окно, где будет еще несколько подходящих ссылок со сниппетами. Все они расположены в порядке убывания релевантности:

Вам останется выбрать наиболее релевантную и нажать «Применить». 

  • Majento.ru. Оценивает страницу по одному запросу и генерирует подробный отчет. Показывает общую релевантность документа, а также отдельно для title и содержимого. Из отчета можно перейти в раздел «Семантический анализ текста» и узнать SEO-параметры (объем, водность, заспамленность и т. д.)

  • Mainspy.ru. Определяет релевантность в Яндексе с учетом региона. Можно ввести до 50 запросов и проверить, какие документы на сайте им соответствуют. Результаты доступны в виде таблицы или списка ссылок. 

  • Megaindex.ru. Проверяет релевантность текста. Сервис подробно анализирует вхождения и показывает, что нужно добавить, чтобы повысить соответствие запросу. 

  • PR.CY. Удобный сервис для быстрой проверки. Показывает релевантность в баллах и выводит список рекомендаций, как ее повысить.

Анализ релевантности страницы на сайте PR.CY

Подобные сервисы помогают посмотреть на контент глазами поисковой машины и понять, как улучшить внутреннюю релевантность. При этом важно не забывать про внешние и поведенческие критерии — комплексная работа над проектом позволит быстрее достичь хорошего эффекта.

Реклама. ООО «Клик.ру», ИНН:7743771327, ERID: 2Vtzqv3xQVp

Ответить?
Введите капчу

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is