SEO для новичков
Эта подборка материалов послужит введением в поисковую оптимизацию (SEO), поможет применить ее методы и привлечь органический трафик.
Введение в SEO
SEO (Search Engine Optimization, поисковая оптимизация) включает целый комплекс мероприятий:
сбор и распределение ключей,
их внедрение в структуру сайта,
техническую оптимизацию,
работу над ссылочным профилем,
улучшение поведенческих и коммерческих факторов и т. д.
Следует учитывать множество факторов ранжирования, а также следить за обновлениями алгоритмов Google и Яндекса. SEO предполагает длительную работу над проектом.
Попав на первые строчки поисковой выдачи по целевым запросам, вы обеспечиваете постоянный приток трафика и экономите на рекламе. Если сайт качественный и грамотно оптимизирован, это может продолжаться месяцы и даже годы.
Работа над поисковой оптимизацией начинается уже на этапе проектирования сайта. Нужно разработать простую и понятную структуру, определиться с разделами, функционалом проекта, дизайном и контентом.
Полезно также провести анализ конкурентов в выдаче, отметить удачные моменты и ошибки и разработать индивидуальную стратегию развития проекта.
Поиск ключевых слов
На начальном этапе нужно определить все ключевые слова и фразы, по которым вы хотите продвигать сайт в поисковых системах. Можно использовать автоматизированные сервисы, список которых вы найдете ниже.
Самый популярный бесплатный инструмент — «Подбор слов» («Вордстат») от Яндекса.
Введите поисковый запрос в строке и перейдите в раздел «Топы запросов». Во вкладке «Популярные» вы найдете запросы, содержащие этот ключ, и увидите, сколько раз в месяц пользователи вводили эту фразу в поиске.
После сбора основных (маркерных) ключей, можно собрать дополнительные, или «хвосты». Например, «купить квартиру» — это маркерный запрос, а «купить однокомнатную квартиру в новостройке» — это «хвост».
Во вкладке «Похожие» найдете интересные ключи для дополнения базы.
Подробную инструкцию по Wordstat найдете в этой статье, а гайд по сбору ключевых фраз — здесь.
Внутренняя и внешняя оптимизация
Далее работаем над структурой и настройками сайта. Важно, чтобы он быстро загружался на любых устройствах, был доступен и правильно индексировался. Также нужно регулярно проверять сайт на наличие битых ссылок, дублей и других ошибок.
Первое, что нужно сделать в процессе внутренней оптимизации, — создать файлы robots.txt и sitemap.xml.
Robots.txt — это текстовый документ, который рекомендует поисковым системам, какие страницы нужно добавлять в базу, а какие — нет. Его загружают в корневую папку сайта, предварительно прописав нужные инструкции.
Пример одного из таких файлов:
В большинстве случаев рекомендуется скрывать от индексации страницы для печати, регистрации и авторизации профиля, сравнения товаров, а также дубли, которые нельзя полностью удалить. Проверить корректность работы robots.txt можно в Яндекс Вебмастере.
Sitemap.xml (карта сайта) — документ со списком всех индексируемых страниц. Ее можно сгенерировать онлайн в специальных сервисах, например, SitemapXML или Sitemap Generator, либо с помощью плагинов для CMS. Документ должен быть в формате UTF-8, весить до 50 Мб и содержать не более 50 000 ссылок.
Яндекс и Google оценивают сам сайт и ресурсы, которые на него ссылаются. Поэтому не покупайте ссылки на заспамленных и некачественных ресурсах (донорах).
Для получения естественных бесплатных ссылок публикуйте интересный контент, которым пользователи сами захотят делиться в социальных сетях и блогах. Также для эффективного и безопасного линкбилдинга можно воспользоваться автоматизированными сервисами. Например, в PromoPult есть технология продвижения ссылками с PBN-сетей, о ней мы подробно рассказывали в этой статье.
Технологиям внешней оптимизации в блоге PromoPult посвящен специальный раздел.
Оптимизация поведенческих факторов и юзабилити
Показатель юзабилити (usability) определяет, насколько просто и удобно пользоваться сайтом. Поисковые системы отслеживают, как посетители ведут себя на странице, кликают ли по ссылкам и кнопкам, насколько быстро уходят и т. д.
Для оценки поведенческих факторов используются различные метрики. Одна из важнейших — показатель отказов, который можно отследить с помощью Яндекс Метрики. Чем он ниже, тем лучше.
С помощью «Вебвизора» можно отследить, как посетители ведут себя на странице, куда чаще нажимают и на каком этапе уходят с сайта.
Коммерческие факторы
Вот элементы сайта, влияющие на решение о покупке товара:
кнопки для оформления заказа,
корзина,
информация о доставке и вариантах оплаты,
описание условий возврата,
блоки доверия с отзывами покупателей и т. д.
Коммерческие факторы важны в работе интернет-магазинов и сайтов, продающих товары и услуги.
Анализ ресурсов конкурентов поможет понять, какие коммерческие факторы нужно внедрить на сайт.
Оптимизация контента и метаинформации
Заполняя страницы сайта, важно помнить, что поисковые системы отдают предпочтение более подробному, качественному и уникальному контенту. Вписывать ключевые слова нужно естественно и без спама, только в соответствии с тематикой страницы.
Пользователи оценят:
структурированный материал, написанный понятным языком, дополненный видеороликами, картинками, опросами и другими элементами;
оптимизацию контента под голосовой поиск;
возможность поделиться данным контентом в соцсетях;
отсутствие чрезмерно навязчивой рекламы.
Проверить тексты на уникальность и заспамленность можно в Text.ru и Advego.ru.
Для каждой страницы заполняйте важные метатеги — title и description. Они отображаются в сниппете и напрямую влияют на частоту перехода пользователей из поиска на сайт. Здесь стоит разместить высокочастотные ключевые слова.
Обо всех важных метатегах и заголовках для SEO мы рассказывали в этой статье.
Санкции и фильтры поисковых систем
Поисковые системы следят за качеством сайтов, поэтому могут накладывать фильтры на ресурсы, нарушающие правила. Чаще всего санкциям подвергаются проекты, публикующие переоптимизированный или неуникальный контент и спам, а также занимающиеся продажей или покупкой ссылок в больших количествах.
Примеры фильтров Яндекса можно найти здесь, Google — здесь.
Как проверить сайт на санкции поисковых систем, читайте в этой статье.
Если сайт попал под один или сразу несколько фильтров, нужно сначала выяснить причину, а затем попытаться ее устранить. Определить наличие санкций можно через панели Google Search Console и Яндекс Вебмастера. Если никаких данных в сервисах нет, а сайт просел по позициям, нужно написать в техподдержку поисковой системы и уточнить, не наложен ли фильтр.
SEO-сервисы и расширения
Базовыми инструментами для вебмастеров и владельцев сайтов являются Google Search Console и Яндекс Вебмастер. С помощью этих бесплатных сервисов можно найти серьезные технические ошибки, проверить индексацию страниц, структуру проекта, наложение санкций и т. д.
Подробный гайд по работе с Яндекс Вебмастером найдете в этой статье, с Google Search Console — здесь.
Комплексные сервисы для SEO-специалистов и владельцев сайтов
SEO модуль PromoPult. Помогает провести полную внутреннюю и внешнюю оптимизацию, анализирует robots.txt, метаданные и технические настройки. Также в модуль встроены инструменты для сбора и кластеризации ключевых слов, отслеживания позиций, линкбилдинга и наполнения сайта контентом. Многие инструменты бесплатны, а при пополнении баланса от 3000 рублей специалист PromoPult бесплатно настроит SEO проект.
ПиксельТулс. Проверяет метаданные, дубли, редиректы и битые ссылки. Оценивает скорость загрузки проекта и показывает критические технические ошибки, которые мешают продвижению. Сервис платный, от 2490 руб. в месяц.
Сервисы для технического аудита
Screaming Frog SEO Spider. Десктопная программа для поиска битых ссылок, редиректов, проверки метатегов, структуры, robots.txt и карты сайта. В бесплатной версии можно проанализировать до 500 URL.
PR-CY. Проводит онлайн проверку метаданных, скорости работы сайта, адаптивности верстки, поиск битых ссылок и серьезных технических ошибок. Для доступа к большинству функций нужно оплатить тариф стоимостью от 990 руб. в месяц. Есть бесплатный тестовый доступ на неделю.
SiteAnalyzer. Бесплатная программа для аудита и создания sitemap.xml. Анализирует метатеги, помогает найти дубли, редиректы и битые ссылки.
PageSpeed Insights. Определяет скорость загрузки сайта и дает рекомендации для ее улучшения.
Сервисы для проверки внешних ссылок
MegaIndex. Помогает отслеживать позиции по запросам, проверяет исходящие и входящие ссылки.
Majestic SEO. Находит и показывает внешние ссылки на сайт. Подойдет для анализа ссылочного профиля и качества доноров.
Сервисы для сбора ключевых слов
Keys.so. Определяет ключи конкурентов, собирает дополнительные запросы и подсказки поисковиков, группирует их и ищет упущенные фразы для сбора дополнительного трафика. Сервис платный, от 5300 руб. в месяц, но можно приобрести доступ на день для решения небольших задач.
SpyWords. Парсит ключи конкурентов и отслеживает позиции, которые сайт уже занимает в выдаче. Помогает быстро собрать семантическое ядро. Платный, от 2900 руб. в месяц.
Key Collector. Программа для профессионального использования. Собирает основные запросы, «хвосты» и фразы из подсветки всех поисковых систем и рекламных сервисов. Умеет группировать ключи и чистить дубли. Лицензия бессрочная, дается на один ПК, цена 2200 рублей.
Rush Analytics. Парсит ключевые фразы конкурентов, подсказки и дополнительные слова в поиске, кластеризует запросы и снимает позиции сайта в выдаче. Платный, от 500 руб. в месяц.
Чек-лист для SEO-аудита
SEO-аудит можно провести по чек-листу от PromoPult. Его преимущество в том, что система сама сделает анализ сайта и покажет, что нужно доработать. Это очень удобно: даже если вы начинающий специалист, вы будете двигаться пошагово и ничего не упустите.
Чтобы проверить сайт по чек-листу, зарегистрируйтесь в PromoPult и заведите SEO проект.
Перейдите в раздел «Управление SEO» → «Профессиональные настройки».
Выберите блок «Оптимизация сайта».
Система автоматически проведет аудит и покажет список работ, которые нужно выполнить. Для ознакомления с подробной инструкцией по каждому пункту кликните на задачу. Ее описание появится в колонке справа.
Зеленая галочка рядом с задачей показывает, что все в порядке, и работа уже выполнена. Оранжевая метка означает, что нужны доработки. Вы можете пройтись по всему чек-листу и внести изменения в проект либо передать эту задачу специалистам PromoPult.
Бесплатные курсы для начинающих SEO-специалистов
На бесплатных курсах можно изучить основы SEO, понять стратегию поискового продвижения и получить общее представление о профессии. Выбирайте курсы с обновленной информацией, т.к. в SEO все постоянно меняется.
Подборка актуальных бесплатных курсов по SEO для новичков:
«Старт в SEO 2024» от Rush Academy.
На курсе расскажут о принципах ранжирования сайтов в ПС, разберут основные инструменты и понятия в SEO, покажут, как собирать ключевые слова и оптимизировать тексты.
Курс для тех, кто хочет освоить азы SEO и продвигать проект в PromoPult. Вы узнаете, как собирать семантику и кластеризовать запросы, создавать сильный ссылочный профиль, оптимизировать сайт и работать с отчетами по продвижению. Подойдет новичкам и уже опытным специалистам. После прохождения курса выдается сертификат и начисляются бонусы на счет аккаунта.
«Поисковое продвижение» от CyberMarketing.
На курсе покажут, как работают поисковые системы, какие проекты могут подвергнуться санкциям, как собрать семантическое ядро и выполнить внутреннюю оптимизацию сайта, как заниматься внешним продвижением и что такое коммерческие факторы ранжирования.
«Базовый курс по SEO» от Топвизора.
На уроках научат готовить сайт к продвижению, проводить технический аудит, анализировать проекты конкурентов, собирать семантику, работать над улучшением коммерческих и поведенческих факторов. По окончании курса и сдачи итогового теста ученикам выдают сертификат.
Веб-аналитика с нуля
SEO неразрывно связано с веб-аналитикой. При продвижении сайта важно уметь анализировать результаты проведенных работ, находить сдерживающие причины и точки роста проекта.
Изучить веб-аналитику с нуля помогут следующие курсы:
Бесплатный курс «Основы веб-аналитики для интернет-маркетологов» от Нетологии. Расскажут о метриках и бизнес-показателях, важных для развития проекта, покажут инструменты для работы с аналитикой и примеры реальных кейсов.
Бесплатные курсы по Яндекс Метрике от Яндекс Рекламы. Научат выбирать каналы для раскрутки бизнеса и получения трафика, анализировать отчеты и работать над увеличением конверсии.
Бесплатные курсы по Google Аналитике 4 на Skillshop. Познакомят с функциями Google Аналитики, используя данные готовых ресурсов, на тестовом аккаунте.
Этих знаний будет достаточно, чтобы научиться работать с основными метриками для анализа посещаемости сайта. Для освоения профессии веб-аналитика выбирайте платные курсы с поддержкой кураторов и прохождением практики.
SEO — важный инструмент для улучшения позиций сайта в поисковой выдаче. Благодаря SEO, сайты могут получать больше органического трафика, увеличивать конверсию и, в итоге, улучшать свои позиции, приносить лиды и продажи.
Реклама. ООО «Клик.ру», ИНН:7743771327, ERID: 2Vtzqwp6YbR