Как сделать перелинковку для успешного SEO и роста конверсий
Правильная перелинковка на сайте — один из важных моментов внутренней оптимизации. Она нужна не для распределения веса между страницами, как кто-то может полагать по старинке. Это пути по сайту, которые проходит пользователь. И следует проложить их таким образом, чтобы он обязательно пришел к совершению целевого действия. Рассказываем, как это сделать.
Что такое перелинковка и зачем она нужна
Перелинковка — это связывание страниц сайта с помощью ссылок.
Перелинковка бывает внутренней и внешней.
Внутренняя перелинковка — это расстановка ссылок в пределах одного сайта.
Задачи внутренней перелинковки:
улучшение юзабилити (сайт становится удобным и понятным);
ускорение индексации страниц (поисковики лучше понимают структуру сайта — какие страницы куда ведут, какие из них более важные);
повышение релевантности страниц (за счет использования разных ключевых запросов в анкорах ссылок поисковые системы лучше понимают, по каким запросам ранжировать страницу в поиске).
Правильная внутренняя перелинковка может:
улучшить поведенческие показатели (увеличить время нахождения на сайте, глубину просмотра, снизить отказы) и, следовательно, «подтянуть» позиции в поиске;
увеличить показатели конверсии на сайте (покупки, заявки, подписки и т. п.).
Внешняя перелинковка — это расстановка ссылок с собственного сайта на другие площадки (сайты, страницы соцсетей, каталоги и т. п.).
Не стоит путать внешнюю перелинковку с линкбилдингом. Когда говорят о внешней перелинковке, имеют в виду исходящие ссылки, а под линкбилдингом понимают наращивание входящей ссылочной массы.
Задачи внешней перелинковки:
предоставлять пользователям доступ к полезной информации, размещенной на внешних ресурсах;
указывать первоисточник данных (например, при цитировании или переводах);
перенаправлять трафик на партнерские и аффилированные ресурсы.
Внешние ссылки полезны для посетителей, поскольку им не нужно совершать дополнительных действий для перехода на сторонние ресурсы. Более того, поисковые системы повышают рейтинг сайтов, которые ссылаются на авторитетные площадки.
Как правильно сделать внутреннюю перелинковку
В сети можно найти много разных схем перелинковки — «кольцо», «звезда», «елочка» и т. п. В 2020-х перелинковка базируется не на условных фигурах, а на пользе для посетителей и, в конечном итоге, владельца ресурса (ведь действия пользователей должны приводить к конверсии).
Сбор данных для перелинковки
Если ваш сайт уже работает некоторое время и собрал достаточно статистики, информацию о кликах по ссылкам можно получить с помощью инструмента «Карта ссылок» в Яндекс Метрике. Вы увидите, по каким ссылкам кликают чаще, и сможете найти закономерности.
Но если сайт новый, «Карта ссылок» не даст информации. В этом случае используйте поисковые подсказки Яндекса и Google, которые формируются на основе пользовательских потребностей.
Рассмотрим на примере. Допустим, у вас есть интернет-магазин техники. Вы хотите расставить быстрые ссылки на ходовые модели со страницы каталога «Смартфоны». Для этого введите в Яндексе фразу «купить смартфон» и получите список подсказок. Пользователей, которые хотят купить смартфон, с высокой вероятностью заинтересуют недорогие смартфоны, смартфоны Samsung и Xiaomi, популярные модели и новинки.
Выписываем все «пожелания» и получаем, по сути, список страниц, на которые стоит сослаться и на которые точно перейдет часть пользователей. Даже если они не купят товар, вы получите улучшение поведенческих показателей, а значит, позиции сайта вырастут.
Вручную собирать подсказки трудоемко. Чтобы ускорить работу, используйте инструмент «Сбор поисковых подсказок» в PromoPult. Укажите список ключевых фраз, выберите поисковые системы (Яндекс и/или Google), регион, правила и глубину сбора (максимум — до 3 уровня) и нажмите кнопку «Запустить проверку».
Готовый результат можно скачать в формате XLSX.
Итоговый отчет выглядит так:
В отчете собрано достаточно информации для того, чтобы понять потребности пользователей и сделать качественную перелинковку.
Подробная инструкция по сбору поисковых подсказок в Яндексе, Google и YouTube.
Помимо поисковых подсказок можно использовать для перелинковки похожие запросы, которые выводятся под результатами поиска.
Запросы, которые выводятся внизу выдачи Яндекса, доступны в разделе «Топы запросов», вкладке «Похожие» Яндекс.Вордстат:
Гайд по работе с Wordstat найдете в этой статье, а для сбора похожих запросов подойдет другой инструмент PromoPult — «Сбор фраз ассоциаций». Работает он аналогично инструменту по сбору поисковых подсказок, рассмотренному выше.
Подробная инструкция по сбору фраз-ассоциаций в Яндексе и Google.
Почему мы так подробно остановились на сборе фраз? Дело в том, что без понимания потребности пользователей работа над перелинковкой не имеет смысла. Если расставлять ссылки наугад, хаотично или, наоборот, «кольцевать», по ним не будет целевых переходов.
Способы внутренней перелинковки
Настроить перелинковку на сайте можно разными способами — ниже разобраны типичные примеры расстановки ссылок между страницами сайта.
Главное меню
Это сквозные ссылки, которые содержатся на всех страницах сайта. В горизонтальном меню обычно ссылаются на страницу «О нас», «Контакты», «Условия оплаты и доставки» и т. п. Не рекомендуется ссылаться на главную страницу, поскольку обычно на нее ведет ссылка из логотипа и/или заголовка сайта.
Ссылка на текущую страницу не должна быть активной (например, если вы перешли на страницу «Контакты», то при нажатии на пункт меню «Контакты» страница не должна перезагружаться).
Кроме того, не используйте более 7 ссылок в меню, иначе восприятие информации может ухудшиться.
Товарное меню (меню каталога, категорий)
Это тоже сквозные ссылки, которые ведут на страницы категорий интернет-магазина или рубрики информационного сайта.
При размещении ссылок в товарном меню обращайте внимание на такие моменты:
Учитывайте только самые популярные поисковые запросы (например, прихожие могут быть коричневыми, светлыми, оранжевыми и какими угодно, но вы определили, что пользователей больше всего интересуют белые, черные и черно-белые — именно эти цвета стоит указать в меню. Если же указать слишком много ссылок, то сайтом будет неудобно пользоваться, что приведет к ухудшению поведенческих факторов).
В названиях подпунктов избегайте переспама (например, в пункте «Прихожие» не нужно называть подпункты «Модульные прихожие», «Маленькие прихожие» и т. п. Для понимания сути достаточно указать только описательную характеристику — «Модульные», «Маленькие». Пользователи и так поймут, что речь идет о прихожих).
Добавьте к названиям разделов картинки. Этот ход поможет улучшить визуальное восприятие сайта. Ни в коем случае не заменяйте текст картинками — названия пунктов и подпунктов должны быть в виде текста, понятного для поисковых систем.
Модуль SEO в PromoPult: доверьте всю работу по внутренней оптимизации и продвижению сайта специалистам. Все инструменты — в одном месте. Запуск кампании — в три клика. Автоматический расчет бюджета и рассрочка.
Рекомендательные блоки
Как правило, рекомендательные блоки используются в карточках товаров. Здесь можно выводить похожие товары (смартфон 1, смартфон 2, …), связанные товары (наушники, зарядное устройство, …) или популярные товары из разных категорий. Не делайте вывод комплиментарных позиций хаотично без какой-либо логики — это не даст нужного результата.
Товары можно предлагать и с учетом истории просмотров — в этом случае вероятность кликов по ссылкам повышается.
Подробнее о технологиях допродаж при помощи рекомендаций — в этой статье.
Рекомендательные ссылки можно разместить также на странице раздела каталога для уточнения запроса пользователя. Например, тем, кто находится в категории «Столы», можно предложить перейти в подкатегории «Обеденные столы», «Компьютерные столы», «Стулья». Опять же такой прием позволит разгрузить сложное и объемное меню каталога в левом сайдбаре.
Для информационных сайтов рекомендательные блоки выглядят по-другому: здесь важно вовлечь пользователей в просмотры новых страниц с контентом. Поэтому используются блоки с интересными записями, последними новостями, самыми популярными страницами, самыми комментируемыми статьями и т. п.
Тегирование
Каждый товар можно описать разными параметрами, которые невозможно вместить в меню. Например, шкаф может быть коричневым, из ДСП, шириной 100 см, глубиной 50 см. Для того чтобы упростить поиск товаров и навигацию по сайту, используют теги — ссылки на специально созданные страницы, на которых сгруппированы товары заданной категории.
Возможно, вы возразите, что все это можно учесть в фильтрах. Да, это можно и нужно сделать — все возможные характеристики поиска вынести в фильтры. Однако результаты фильтрации не индексируются поисковым роботом, поэтому наиболее популярные запросы следует вынести на отдельные посадочные страницы и сослаться на них с помощью тегов.
Теги подходят и для информационных сайтов — с их помощью связываются схожие статьи. Выносите в теги только те запросы, которые наиболее популярны (см. выше, как определить спрос). Иначе вы рискуете визуально утяжелить страницу. Соблюдайте баланс.
Контекстная перелинковка
Эти ссылки расставляются в описательной части страницы (например, в статье) и ведут на другие страницы сайта. Подобные ссылки редко используются в карточках товаров, поскольку они уводят пользователей с них. А вот на главной странице и в категориях они вполне уместны. Например, в категории «Смартфоны» можно отослать пользователей на статьи с полезной информацией о том, как выбрать гаджет под разные цели.
Если на сайте магазина есть информационный раздел, контекстные ссылки, вписанные в текст, помогают перенаправить трафик на коммерческие страницы, например, в карточки товаров, и повысить конверсию.
Также можно линковать между собой различные статьи (этот прием мы используем в постах нашего блога), но важно, чтобы они были связаны тематически и дополняли друг друга.
SEO с гарантией в PromoPult: увеличим позиции сайта в Яндексе и Google за 30-40 дней. Если результата не будет, вернем деньги за первый месяц работ.
Навигационные цепочки («хлебные крошки»)
Обязательно используйте этот способ перелинковки на всех страницах, чтобы посетитель понимал, где он находится, и мог в любой момент вернуться на предыдущий этап.
Лучше использовать подробные цепочки, которые показывают весь путь к текущей странице, а не сокращенные (когда указывается только первая страница и ссылка «Назад»). Подробнее о создании «хлебных крошек» читайте в здесь.
HTML карта сайта
Это отдельная страница, на которой размещены ссылки на все страницы сайта. Она помогает понять его структуру. Это полезно и для пользователей, и для улучшения индексации страниц поисковиками. Посмотрите инструкцию по созданию карты сайта.
Советы по грамотной внутренней перелинковке
Вот несколько советов, которые стоит учитывать при перелинковке:
используйте только dofollow-ссылки;
не подгоняйте перелинковку под какие-то правила — пользуйтесь принципом здравого смысла и пользы для посетителей;
не рекомендуется делать избыточную линковку с карточек товаров (например, на страницы о доставке и оплате), это может увести пользователя от цели; всю необходимую сервисную информацию размещайте тут же в карточке в кратком виде;
избегайте циклических ссылок (когда страница ссылается сама на себя);
не ставьте слишком много ссылок с одной страницы (только наиболее уместные);
не ссылайтесь часто с внутренних страниц на главную;
страницы, на которые идут ссылки с главной, быстрее индексируются;
регулярно проверяйте сайт на наличие «битых» ссылок (которые ведут на страницы с кодом, отличным от 200) и удаляйте их.
Как правильно сделать внешнюю перелинковку
Многие вебмастера боятся ссылаться на внешние ресурсы, мотивируя это тем, что по внешним ссылкам утекает «вес» страниц и это негативно сказывается на ранжировании. Действительно, раньше так и было. Но сейчас поисковые системы работают на основе искусственного интеллекта, и для них на первом месте удовлетворенность пользователя.
Например, в этой статье при упоминании Яндекс.Вордстата мы поставили исходящую внешнюю ссылку. В итоге вам не нужно заходить в поисковик, вводить «Яндекс.Вордстат» и кликать по ссылке в поиске — вы переходите на этот сервис прямо из статьи. Это удобно? Да. Если вам интересна статья, вы открываете Вордстат, переходите между страницами, тестируете описанную в статье методику и читаете ее дальше. И ничего по этой ссылке не «утекает», а вот поведенческие факторы, напротив, улучшаются.
Несмотря на очевидную пользу исходящих внешних ссылок, их нужно правильно ставить. Вот основные правила:
каждая внешняя ссылка должна быть уместной, органично вписываться в контекст (в противном случае поисковые системы могут посчитать, что ссылка размещена на платной основе, и применить санкции);
если вы не уверены в надежности сайта, на который ссылаетесь, добавьте к ссылке атрибут nofollow — в этом случае поисковики не будут ее индексировать, но пользователи смогут переходить по ней;
не маскируйте ссылки с помощью скриптов;
сделайте ссылки хорошо отличимыми от основного текста;
используйте естественные анкоры (названия брендов, URL сайтов, указательные анкоры — «по ссылке», «здесь», «инструкция», «сайт», «полезный ресурс»);
избегайте анкоров с явной коммерческой окраской (со словами «купить», «заказать», «цена»);
с помощью окружающего текста дайте пользователям понять, что после клика по ссылке они перейдут на внешний ресурс;
обязательно настройте открытие внешних ссылок в новом окне — в противном случае будут страдать поведенческие показатели.
Если будете придерживаться этих советов, исходящие ссылки с вашего сайта сработают только в плюс.
Перелинковка на сайте — задача не из простых
Для решения этой задачи потребуется провести анализ запросов, изучить поведение посетителей сайта, определить, какие страницы и каким образом будут связаны между собой. Если вы затрудняетесь выполнить ее самостоятельно, можете заручиться поддержкой специалистов PromoPult. Для этого зарегистрируйтесь и выберите инструмент «Поисковое продвижение (SEO)». В рамках модуля «Оптимизация сайта» специалисты выполнят работы по внедрению перелинковки основных разделов, сквозных ссылок, «хлебных крошек» и другие задачи по чек-листу.
Реклама. ООО «Клик.ру», ИНН:7743771327, ERID: 2VtzqxiVzV6