Заголовок и подзаголовки — едва ли не самая важная часть как лонгрида, так и небольшой заметки. От их привлекательности зависит, как часто пользователи будут открывать статью, а от расположения — скорость и комфорт чтения. Для поисковых роботов заголовки тоже важны. Они помогают понять содержание материала и ранжировать его в выдаче Google и Яндекс.
Что такое заголовки и как их выделить
Заголовки размечают тегами H1-H6, формируя название и логические блоки. Цифра рядом с буквой говорит о приоритете информации: 1 — самая важная, 6 — наименее значимая. Чтобы обычный текст превратился заголовок, его нужно окружить открывающим и закрывающим тегами: <h2>Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing</h2>. Информация, которая расположена внутри, всегда отображается с новой строки, символы, идущие после тегов, тоже автоматически публикуются с новой строки.
Н1 — самый главный
Н1 — это название статьи, заголовок 1-го уровня. Он является обязательным элементом даже небольшого текста. Н1, в отличие от других, употребляется на странице только один раз. В статье, которую вы сейчас читаете, Н1 — это «Заголовки: все что, нужно знать, чтобы нравиться пользователям и поисковикам».
Замечание. Яндекс считает нарушением присутствие нескольких Н1. Google разрешает такое использование, если оно оправдано. Но потребность в нескольких Н1 возникает исключительно редко, например, если речь идет о длинной инструкции с разными логическими подразделами или очень большом лонгриде. Поэтому SEO-специалисты обычно говорят, что Н1 может быть только один.
Этот элемент страницы — самый приоритетный для роботов. А значит, слова в нем будут иметь максимальный вес при ранжировании. В тоже время на него обращают внимание и пользователи. Поэтому, несмотря на наличие ключевых слов, название должно быть понятным и интересным. Оптимально, когда каждая статья на сайте имеет уникальный Н1.
Вам также может быть интересно:
Оптимизация раздела со статьями. Улучшаем поисковую видимость и получаем лиды из блога
Заголовок первого уровня нельзя делать слишком длинным, хотя точных рекомендаций по вопросу нет. Кто-то советует ограничиться 50–70 символами, кто-то — использовать не более 8 слов. Но точно не стоит превращать Н1 в полноценный абзац, иначе можно попасть под санкции. Обычно размер не превышает двух небольших предложений. В конце не ставят точку, как и в других заголовках.
H1 и Title: отличия и написание
Иногда начинающие SEO-оптимизаторы путают Н1 и Title, хотя это два разных элемента. Мета-тег Title выводится как название в поисковой выдаче, а также отображается вверху — возле фавикона.
Н1— это заголовок, который видно при переходе на страницу статьи.
С точки зрения SEO лучший вариант — использовать в Title и Н1 один и тот же ключевик. Но сами названия должны быть разными.
Например, Title можно сформулировать так: «Как выбрать чайник: проверенные советы, частые ошибки». В Н1 тот же ключ используют в другом окружении: «Как выбрать чайник, если вы молодая хозяйка» или просто: «Понятные советы о том, как выбрать чайник». Иногда в Н1 употребляют менее частотный запрос, чем в Title.
Нельзя:
- использовать одинаковые Н1 и Title. В этом случае поисковик может посчитать, что страница переоптимизирована и понизить рейтинг;
- прописывать сильно различающиеся Н1 и Title. Это может запутать робота, и он неправильно выделит основной ключевой запрос;
- употреблять много ключей. Обычно достаточно 1–2. При этом важно, чтобы заголовок оставался органичным и читаемым.
Н2-Н6: как использовать
Теги Н2-Н6 называют заголовками младшего уровня или подзаголовками. Они делят статью на тематические блоки, это делает чтение удобным и позволяет роботам лучше понять содержание. Такие теги не обязательны. Их количество зависит от размера материала и наличия в нем логических разделов.
Также как и Н1, теги младшего уровня содержат ключевые слова. Обычно здесь используют менее частотные запросы, чем в Н1. Это позволяет раскрыть подтемы основного ключа более полно.
В отличие от Н1, подзаголовков одного уровня в статье может быть несколько. Но не стоит нарушать иерархию. Первым должен следовать Н2, за ним — Н3 и т. д. В противном случае робот потратит больше времени на обработку страницы. В длинных статьях заголовки используют по принципу матрешки, например, так:
Как слишком большое, так и недостаточное количество подзаголовков плохо воспринимается роботами и читателями. Это сказывается на позиции в выдаче. Сложная структура в основном используется только в лонгридах. Нормальным считается один подзаголовок на 2–5 абзацев.
В большинстве текстов можно встретить теги Н2 и Н3, а необходимость в Н4-Н6 возникает очень редко. Последние в основном используют для визуального оформления, например, чтобы выделить какую-то мысль внутри подраздела.
Важно! Теги Н4-Н6 могут понизить вес ключа, который в них используется. Если поисковик найдет два лонгрида с подзаголовками «Как отличить настоящую икру от искусственной», например в тегах Н2 и Н5, то выше в выдаче окажется статья с подзаголовком более высокого уровня. Также на вес, по мнению роботов, влияет близость к началу документа. Более приоритетным будет Н2, который идет сразу за названием, а менее значимым — тот, что расположен внизу текста.
Общие требования
Что можно делать?
- Использовать ключи, но в умеренном количестве и без вреда для читаемости.
- Установить более крупный и жирный шрифт. При этом нежелательно выделять заголовок отдельными тегами, например <strong>. Это может понизить позиции в выдаче. Менять форматирование лучше в настройках админки или с помощью стилей. Оптимально, если у всех заголовков шрифт будет крупнее, чем у основного текста. При этом размер должен соответствовать иерархии: самый крупный — у Н1, более мелкий — у Н6.
- Разделять заголовками логические блоки объемом от 700–1000 знаков. Если есть необходимость разбить текст чаще, используйте выделение <em>. <strong>, <font> и т. п. Слишком частое употребление Н2-Н6 может быть воспринято как переспам.
- Дополнительно выделять заголовки жирным, добавлять в них другие теги или ссылки.
- Употреблять омонимы (слова одинаковые по звучанию, но разные по смыслу, например, за́мок и замо́к), иносказания и другие фигуры речи, которые робот может неправильно интерпретировать.
- Использовать заголовки с большим количеством ключей или слишком часто, это может приводит к переспаму.
- Забывать удалять лишние символы, пробелы, теги и т. п. Роботы относятся к таким ошибкам негативно.
- Использовать вместо Н1-Н6 выделение с помощью размера шрифта, курсива и т. п. Поисковик не заметит такой заголовок.
- Отмечать как Н1-Н6 другие элементы на странице: блок с комментариями, меню, название сайта. Эту ошибку часто допускают при верстке.
Вам также может быть интересно:
ТОП-10 инструментов для работы с текстом — копирайтерам, редакторам, seo-оптимизаторам
Как поставить теги?
1. Н1-Н6 можно проставить вручную в любом текстовом редакторе, а затем скопировать в статью в админку.
2. Еще теги расставляют с помощью визуального редактора, который есть в большинстве админок. С тегом Н1 нужно быть внимательным, его не всегда прописывают в теле статьи. Например, в вордпрессе для него отведено поле.
Как не стоит проставлять теги?
Если выделить заголовки в текстовом редакторе, а затем скопировать все в админку, автоматически система проставит теги. Но делать так нельзя, потому что при копировании часто появляются лишние символы. На их удаление уйдет больше времени, чем на ручную расстановку.