Заряд<шесть>е или такое непростое народное голосование

7 апреля 2017, 10:51
1

Заряд<шесть>е или такое непростое народное голосование

Директор по новому бизнесу BBDO Branding Сергей Костров о том, почему народное голосование не всегда верный формат для выбора профессиональных решений.


Про результаты конкурса на разработку логотипа парка «Зарядье» написало абсолютное большинство людей, близких к отрасли дизайна и брендинга. И в основном мнение едино: выбран самый слабый и неинтересный вариант. Ругали все: от автора логотипа, который «только баннеры рисовать и умеет», до логотипа, который читается как «Заряд<шесть>е».

Но народ выбрал именно этот вариант. И основная проблема в том, как к результату относятся те, кто считают себя (и не без оснований) профессионалами рынка брендинга. Ругают не столько результат, а формат, с помощью которого он получен. Знаковое место в центре Москвы, «стройка века», архитектурный проект от лучших международных бюро, а логотип выбирали из присланных кем угодно вариантов народным голосованием.


Безусловно, понятно желание организаторов снять с себя ответственность за выбор и понятна их идея вовлечь жителей города в создание проекта. В итоге выбор делегировали москвичам, а о том, из чего они будут выбирать, не особо позаботились. В то же время архитектурный-то проект парка в рамках народного конкурса не выбирался. Для этого пригласили специалистов. Попросили их разработать проект, презентовать и защитить. И уже потом выбирали (кстати, не уверен, что народным голосованием). Почему подобный формат работы не был выбран для разработки логотипа парка — непонятно.

Количество шуток, которые появились в результате народных конкурсов на разработку различных логотипов и маскотов национальных событий, огромное. И кот Прекрас как символ чемпионата мира по хоккею, и олимпийский ЗОИЧ, и гениальные концепции туристического логотипа России, — все это, конечно, осталось в интернет-мемах, но народных конкурсов меньше не стало. Ведь это самый простой способ вовлечь аудиторию в проект и сделать ее сопричастной к его созданию.

Однако не все должно быть просто. Иногда надо искать другие варианты вовлечения людей.

Можно вспомнить про конкурс на туристический логотип России. Все начиналось также с народного конкурса с такими вариантами, которые заставляли задуматься о том, любят ли наши соотечественники свою страну, если они такие для нее логотипы рисуют. Однако по инициативе профессионального сообщества конкурс был закрыт и формат разработки логотипа и фирменного стиля изменен. Голосовать за логотип по-прежнему будет народ, а вот разрабатывать концепции — профессионалы. Процесс разработки концепций делают максимально публичным, что позволяет не только увидеть итоговую картинку, но и понять (при желании) что в эту картинку заложено и что мы хотим сказать про нашу страну внешним аудиториям. Да, не все гладко в этом конкурсе. Да, некоторые из предложенных именитыми дизайнерами концепций не многим лучше «народного творчества». Однако выбранный формат — единственный вариант, который позволяет получить профессиональный результат, который нравится обществу. Максимально прозрачно.

Возвращаясь к голосованию по логотипу парка «Зарядье», нельзя не отметить, что сама процедура народного голосования на проекте «Активный гражданин» выглядит немного несерьезной. Есть претенденты, есть их очень короткое описание концепций с парой картинок и есть несколько обтекаемых мнений экспертов. Все! Базовые условия голосования соблюдены, и хватит. Дальше народ смотрит на картинки и лайкает.

Однако же логотип и фирменный стиль любого проекта — это не просто красивая картинка на вывеске или упаковке. Это способ визуальным языком передать идею проекта/продукта, раскрыть его особенности и сделать пользование проектом/продуктом удобным. Четкое понимание идеи парка должно было стать одним из условий возможности проголосовать за предложенный вариант. Представленные концепции должны показывать себя не на абстрактной футболке или сумочке, а в контексте, то есть в данном случае в навигации парка, в вывесках и других коммуникационных элементах, которые улучшат взаимодействие посетителей с инфраструктурой парка. Ну и в конце концов, дайте не отвлеченные комментарии экспертов, а их четкий и обоснованный выбор одной из концепций. Так «активные граждане» получат дополнительный набор фактов для формирования точки зрения и более обдуманного голосования.

В основе большинства «ругательных» постов на тему результатов конкурса лежит, скорее, не сам логотип. Мало ли на свете плохого дизайна? В основе лежит немного наплевательское отношение к теме графического дизайна со стороны тех, кто руководит подобными «Зарядью» проектами. Возможно, они думают, что серьезные работы (архитектурные концепции, стройка) должны делать профессионалы, а картинки рисовать может каждый. Вот и получается в результате, что одни не могут, а другие, может, и хотят, но им не дают сделать профессиональную, наполненную и, наконец, просто достойную работу.

- 0 +
Самое бестолковое, что можно сделать с логотипом — спросить мнение большинства
Ответить?
Введите капчу

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is