Growth hacking: развенчиваем мифы
Любой хайп или тренд легко может отойти от реальности и обрасти кучей мифов. Достаточно нескольких неверных прочтений или объективных мнений - и любой тренд начинает уходить от оригинальной идеи или сообщения. Так случается не всегда, но часто. И случай с growth hacking - не исключение, поэтому сегодня мы будем развенчивать мифы и докапываться до истинных значений данного термина.
5 самых распространенных заблуждений о growth hacking
Сейчас рост (growth) и стратегии для его достижения стали одной из самых обсуждаемых тем в Силиконовой Долине, Все больше и больше стартапов ищут себе в компанию менеджеров по росту (growth hacker’ов) или стараются разработать свою собственную стратегию по росту. Сегодня мы расскажем о 5 заблуждениях, которые могут увести вашу стратегию роста не в то русло или наделить ее ложные целями и надеждами.
Миф 1: Growth Hacking - это универсальная шпаргалка на пути к росту вашего бизнеса
Реальная картина:Универсального секретного набора инструментов не существует, зато существует “секретный” образ мышления
Growth hacker’ов часто принимают за гуру, обладающих знаниями о каком-то секретном рецепте успеха. Якобы каждый такой менеджер роста знает, как по щелчку пальцев создать стартап, который с первых же минут выстрелит на рынке. Да и стратегию роста в целом многие сейчас воспринимают как книгу секретов или гайдбук по правильным каналам распространения и продвижения вашей компании. Все эти секреты якобы скрываются в голове каждого гроусхакера под семью печатями и замками. На деле этот миф не учитывает, что каждый гроусхакер достигает успеха за счет тяжелой работы и приоритезации.
Иногда гроусхаки оказываются базовыми приемами продуктового маркетинга, которые просто выстрелили в данном конкретном случае. Магия growth hacking’а вовсе не является какой-то запредельной магической силой, - это образ мышления, который фокусируется на том, о чем обычно забывают большинство стартапов: дистрибуция. Когда гроусхакер что-то советует, - его совет редко оказывается чем-то новым, скорее тем, что вы оставляете на потом и чем решили не заниматься вначале создания и продвижения своего бизнеса. Дорог развития компании и продукта - бессчетное множество, но те функции, которые отвечают за рост, обычно оказываются забытыми или оставленными на очень далекое будущее.
Создатель 500 стартапов Дэйв МакКлюр как-то сказал, что большинство основателей стартапов привыкли фокусироваться именно на своих продуктах, тогда как большинство рисков для таких компаний лежит именно в сфере дистрибуции.
Миф 2: Growth Hacker поможет быстро решить любые проблемы компании.
Реальная картина:Growth hacking - это не то, что может быть сделано за одну ночь и не может решить все проблемы с вашим продуктом.
Вырасти за ночь получается далеко не всегда. Это единичные случаи. Виральный рост и инструменты для его достижения могут подойти далеко не любой стратегии бизнеса. И самое главное, если это сработало у одной компании, - никто не гарантирует, что точно такой же хак сработает у другой.
“Не все может стать виральным,” - признается Майкл Бирч, создатель стриминг-платформы Bebo. “К тому же, здесь требуется большая доля усидчивости. До успеха и виральности вас ждет целая полоса провальных экспериментов.”
К тому же, существуют два разных типа роста - маленькие победы и большие победы. Гроусхакеры обычно рассматривают вещи, которые находятся за пределами стандартной оптимизации, лежат в той области, где приходится основываться на одних лишь предположениях о фишках и фичах, которые перевернут привычный мир с ног на голову и позволят достичь успеха. А значит рост не может быть чем-то, что достигается легким путем, особенно когда рост означает не только привлечение новых пользователей и клиентов, но и удержание старых.
Если вы хотите нанять в команду growth hacker’а, - никогда не берите на работу человека, который занимается лишь одним А/Б тестированием и фокусируется только на локальных вещах. Настоящий гроусхакер - тот, кто может задаваться глубокими вопросами и планировать развитие вашего продукта на длительную перспективу.
Для того, чтобы отвечать на более глубокие вопросы, всегда требуется фокусироваться на изменчивых показателях и быстрых итерациях. Тактически, хорошая стратегия роста должна фокусироваться на результатах тестирования, а не каких-то фичах, вычитанных в книгах.
“Это чем-то похоже на инвестиции на бирже. Если бы и была какая-то формула успеха, о ней бы никто никогда не говорил вслух”, замечает Иван Киригин, который развивал Dropbox. “Думаю, все эти стратегии говорят лишь о том, чтобы создать процесс, благодаря которому ты будешь учить и тестировать как можно больше вещей и как можно быстрее, - в таком случае успех станет гораздо более вероятным.”
Миф 3: Growth Hacking - это что-то новое и неизведанное
Реальная картина:Если быть точным, growth hacking не такая уж и новая фишка.
Facebook и LinkedIn были одними из команд-первопроходцев, которые с самого начала своего создания фокусировались на стратегиях развития и роста вовлечения пользователей в работу со своими сервисами. И было это задолго до того, как впервые применили термин “growth hacking”.
Долгое время для такого типа стратегий просто не было отдельного названия.
Миф 4: Growth Hacking - это маркетинг
Реальная картина:У growth hacking’а такие же цели, как у маркетинга, но другая тактика достижения этих целей.Рост происходит благодаря грамотной продуктовой стратегии, основанной на данных, а не благодаря маркетинговой стратегии. Большинство гроусхакеров сходятся на том, что для развития и роста нужно быть вовлеченым во все активности, связанные с продуктом, - от дизайна до разработки, а не только в часть, связанную с продвижением.
Если, к примеру, у вас есть 1000 посетителей, которых вам требуется конвертировать в клиентов, то это генерация лидов и маркетинг. Если вы хотите взять продукт и с помощью него превратить 1000 посетителей в 10000 клиентов, - то это стратегия роста. Гроусхакинг идет чуть дальше, чем стратегии вовлекающего маркетинга. Обычно рост возникает не просто за счет переходов на нужную посадочную страницу, а за счет вовлечения в продукт и виральности.
Миф 5: Growth Hacker - это один человек
Реальная картина:Рост никогда не зависит от одного лишь человека.
При создании проекта за рост может отвечать один человек, зачастую это один из основателей стартапа. Однако при развитии компании и продукта эта идея может вырасти в целый отдел, отвечающий за развитие. Все зависит от необходимости каждой компании. Однако в команде всегда можно достичь максимальной объективности.
Стратегия долгосрочного развития компании - это целый комплекс работ, который требует множественного тестирования до того, как выигрышная стратегия будет найдена. Обязательно нужно обозначать метрики и результаты, которых хочется достичь, иначе стратегия роста постоянно будет меняться и ни к чему не приведет.
Если вы решили перейти к использованию стратегии роста, будьте готовы к сложностям. Такая стратегия предполагает совсем другой подход к продукту и приоритетам. Что важно, а что нет - эти вещи могут диаметрально измениться.
3 cамых распространенных характеристики growth hacker’а
После того, как мы развеяли несколько мифов о growth hacking, самое время рассказать о том, какими характеристиками менеджеры по росту и развитию должны обладать. Таких характеристик - масса, но в их основе лежат три основополагающие вещи.
Данные
Growth hacker’ы - настоящие маньяки до измерений и сравнений показателей. Именно благодаря этим показателем гроусхакер находит путь к росту. Для него показатели - это не только статистика и отчетность, это вдохновение на создание лучшего продукта путем теории и тестов.
Креативность
Кроме работы с упомянутыми выше данными, гроусхакеры также стоят на передовых по креативному решению задач. Грубо говоря, на данных такой человек не остановится, он пойдет дальше.
Любознательность
Гроусхакеру присуща любознательность. Такой человек не перестанет думать о вопросе, пока не докопается до истины. Тот же Facebook, к примеру, уже давно перешагнул через отметку в биллион пользователей, но у него до сих пор есть отдел развития.
“Останавливаться на этом пути просто нельзя. Остановка скорей всего означает упущение каких-то новых фишек”, - считают в Нeads and Hands .
Гроусхакеры всегда горят желанием выучить что-то новое. Из каждой новинки growth hacker выцепит то, что можно будет использовать в своем бизнесе.
Подводя итоги о growth hacking’е
Буквальный перевод термина Growth Hacking — «взламывание роста», но перевод мало передает смысл явления, которое в последнее время получило такое распространение среди русских компаний.
Основное, что отличает growth hack подход от обычной работы - это принцип fail fast (лучше провалиться быстрее).
Как уже говорилось выше, гроусхакинг - это настоящий комплекс работ по получению трафика, его анализу и постоянной работе c конверсиями. Комплексные работы чаще дают результаты, а принцип быстрого и дешевого провала позволяет избежать провалов долгих и фатальных.
Зачем сразу создавать полноценный сервис, если главную фишку можно протестировать и с помощью одного прототипа? Зачем тратить бюджету на рекламу там, где не выстреливает? Зачем создавать полноценный сайт, когда хватает и лэндинга? И главное - зачем создавать, если нет аналитики?
Подводя итоги, growth hacking - это не чек-лист и не гайдбук, по которому вы сможете достичь успеха. Это образ мыслей и глубокое использование аналитических инструментов.