Истории, которые удивляют, или Как стать джедаем сторителлинга
Вдохновение в словах
До недавнего времени рассказы на работе не приветствовались. Но все изменилось. Совсем как в случае с компьютером: когда-то он считался просто игрушкой, капризом, недостойным стола серьезного руководителя, — зато теперь... Подобно компьютеру, сторителлинг достиг своего совершеннолетия.
Сторителлинг стал навыком, которым обладают самые успешные, харизматичные и влиятельные люди.
Сегодня самые известные и прибыльные компании на планете намеренно включили «рассказывание историй» в набор ключевых инструментов лидерства: Microsoft, Nike, Disney, FedEx, Procter & Gamble, НАСА. На фото — Майк Паркер, CEO Nike, —источник.
Прочитав эту книгу, вы научитесь создавать условия для своей победы, превращая просто хорошую историю в грандиозную: метафоры, эмоции, правдивость и стиль — вы овладеете приемами, благодаря которым любая аудитория проникнется вашим рассказом.
Сила истории
Сорок лет назад молодой математик по имени Джим Бенджел поступил на работу в отдел исследований и разработок Procter & Gamble. Как и все сотрудники этого отдела, Джим ежемесячно отправлял руководителю отчеты об исследованиях за прошедшие тридцать дней.Однажды Джим решился на эксперимент. Вместо скучного отчета он написал историю и назвал своего главного персонажа Серьезным Инженером. Также там были герои с дерзкими, но весьма красноречивыми именами: Эд Зекутив — президент (executive — англ. «исполняющий», игра слов); Макс Профит — финансовый директор (max profit — «максимальная выгода»); Сэлла Кейс — директор по продажам (sell — «продавать» и case — «дело»). И все подавалось в форме захватывающей истории. Необычный отчет оценили по достоинству.
После пяти лет таких отчетов Джим был назначен официальным корпоративным рассказчиком. Так рядовой стажер стал чуть ли не самым влиятельным человеком в P&G — и все потому, что однажды вместо отчета о научно-исследовательской работе создал интересную историю.Вот вам ответ на вопрос «Зачем рассказывать истории?» Потому что это работает.
Злодей за углом
В истории всегда должен быть кто-то или что-то, что мешает: препятствие или враг. Это может быть босс, который обманул вас с продвижением по службе. Это может быть неодушевленный предмет, например гора, на которую герой пытается взобраться. Копировальный аппарат, который ему мстит. Это также может быть и ситуация, мешающая герою. Например, рутинный ежемесячный отчет.Многие рассказчики делают одну и ту же ошибку — не вводят в свое повествование злодея. В результате история получается скучной и бесполезной.Рассказы без «злодея» никому не помогут. Герои не преодолевают препятствий. Герои никому не бросают вызов. Они не извлекают уроков. Они просто счастливчики. Кроме того, слушателям просто не нравятся рассказы, если в них нет антагониста. «Аудитория ненавидит неискренность, — отмечает корпоративный тренер и эксперт по развитию Ричард Паско. — И самое ненавистное — это чистое везение и постоянный успех: в реальной жизни все складывается по-иному».
5 причин стать хорошим рассказчиком
Историивдохновляют. Убеждают. Мотивируют. Словом, делают то, что хотите вы сами. И вот пять причин научиться рассказывать классные истории.- Рассказывание историй — это просто. Это занятие доступно любому.
- Истории находятся вне времени, они востребованы всегда. Этот жанр в цене и у руководителей, и у сотрудников.
- Интересные рассказы любит слушать каждый. Истории — вне нации, пола и возраста.
- Истории заразны. Они распространяются, как лесной пожар, без каких-либо дополнительных усилий со стороны рассказчика. И легко запоминаются.
- Истории воздействуют на всех слушателей: визуалы, аудиалы и кинестетики одинаково хорошо усвоят мысль, которую вы хотите донести.
Откуда берутся рассказы
«Я не знаю, где найти хорошую историю» — это самая большая преграда для большинства людей. У них просто нет подходящих историй. Выход есть — не ждать, пока срочно понадобится история, а подготовить ее заранее. Начните коллекционировать их прямо сейчас. Если у вас есть описания реальных людей, в которых ваши слушатели узнают себя или трудности, с которыми сталкиваются, или примеры, когда один добивается успеха, а второй нет, — у вас уже есть идеальная основа для истории. В первую очередь следует искать неожиданные уроки или способы их получения.Вспомните истории из своего опыта. Часто люди считают, что хорошие истории рождаются из интересных событий, которые, увы, происходят с кем-то другим. «Откуда такому обычному человеку, как я, взять историю?» — думаете вы. Неправильный подход!Жизнь авторов отличных историй не ярче вашей. Они просто интерпретируют ежедневные трудности весьма захватывающим образом. Поступите так же!
Делитесь своим опытом
Вы наверняка слышали: «Надеюсь, вы мне простите, если я расскажу историю из личного опыта...» Некоторые, выступая, даже просят у зала разрешение: «Могу ли я рассказать вам историю?» — и продолжают только после пары утвердительных кивков из первых рядов.Такой подход сигнализирует о том, что вы не очень ценитесвою историю. Если бы она действительно была интересной, выступающий вел бы себя иначе, рассуждает слушатель. Если это так, то вам лучше пропустить рассказ и сразу перейти к «ключевым моментам на слайде No 72».Поверьте, ваша история очень ценна для слушателей: они счастливы, что вы потратили время на ее сочинение, хотите поделиться ею, и почерпнут для себя что-то новое.Если вы считаете, что ваш рассказ уместен в данной ситуации — просто начните его. Лидеры не спрашивают разрешения на то, чтобы быть лидером. Они просто действуют как лидеры. Они рассказывают свои истории, будучи уверенными в восхищенной реакции слушателей.
Важное — в мелочах
Стерлинг Прайс работал поваром в Pizza Hut. «Как-то одна женщина поинтересовалась, есть ли у нас сэндвичи с фрикадельками, — рассказывает Стерлинг. — Когда я ответил ей отрицательно, она чуть не расплакалась. Я счел нужным ее успокоить: я могу сделать сэндвич, не предусмотренный в меню. Она обрадовалась и объяснила, что ее муж тяжело болен, совсем потерял аппетит. И вот сегодня попросил у нее сэндвич с фрикадельками.Она была в нескольких кафе, но безуспешно. Мы последнее место, куда она решила зайти, прежде чем вернуться с пустыми руками. Я сделал ей сэндвич и быстро забыл про нее. На следующий день она позвонила в Pizza Hut и сердечно поблагодарила меня — мужу очень понравился сэндвич. Потом она сказала, что муж тихо скончался ночью.У него был рак четвертой стадии. Мой сэндвич помог ему скрасить последний день его жизни. С тех пор прошло много лет, но эта история по-прежнему трогает меня. Представляете, оказывается, любая мелочь, которую мы делаем для других людей, может иметь решающее значение!»Похожие истории, к счастью, не такие трагические, учат людей тому, что отзывчивость по отношению к клиентам всегда запоминается.
Что еще
Наиболее важный первый шаг на пути к успеху в искусстве рассказа — это, безусловно, переход к практике. Заикание, паузы, слова-паразиты вроде «э-э-э» и «как бы» — это нормально. И это пройдет. Главное — тренируйтесь.Писательница и поэтесса Майя Энджелоу однажды заметила: «Нет большей муки, чем носить в себе нерассказанную историю».«Увлекай, убеждай, вдохновляй» — девиз нового времени. Прочитав книгу, и вы почувствуете непреодолимое желание поделиться своими впечатлениями или знаниями. С этого момента вы будете знать, что истории — ваши верные помощники. Действуйте!
Только для читателей Cossa — скидка 50% на электронную книгу «Мастер историй». Промокод: 1406mif. Действует до завтра, 15 июня, 23:59 (мск).