О поисках третьей колонки, канарейках в голове и неприятии перемен
Но поскольку она течет в противоположных направлениях, машина не двигается с места. Каждый из нас в разные моменты жизни ощущал нежелание перемен. Причем даже в самых важных вопросах. Это касается не только отдельной личности, но и целых организаций. Искреннее желание изменений с одной стороны и их полное неприятие с другой — газ и тормоз многих современных компаний, нажатые одновременно. Книга «Неприятие перемен» рассказывает о парадоксе неприятия перемен и учит с ним справляться.
Один из семи
Пример из статистики: когда врач советует изменить образ жизни, а на кону стоят здоровье и долголетие, то лишь один пациент из семи начинает следовать рекомендациям. Означает ли это, что у остальных шестерых нет силы воли? Оказывается, сила воли ни при чем. Дело в особом качестве психики, которое называется «иммунитет к переменам». Именно оно приводит к парадоксу, когда люди сопротивляются любым изменениям — даже если всем сердцем их поддерживают.
Даже экономические трудности не могут служить оправданием. Ведь в одних и тех же условиях одни руководители «спят», а другие идут к новым рынкам, решениям и вершинам, — источник.
Многие компании похожи на таких пациентов. Они не могут решиться на перемены.
Карта неприятия перемен
Пример неприятия перемен можно рассмотреть на проблеме лишнего веса. Итак, составляем карту неприятия перемен. Есть человек, у которого цель: похудеть. Записываем ее в первой колонке. Но он не может достичь своей цели — у него своя причина: ем, даже когда не голоден. Пишем причины во второй колонке. Обычно любая проблема ограничивается этими двумя колонками. И это часто не приносит результата — нужна более четкая формулировка — третья колонка. В нашем случае причина — переедание не от голода, а от скуки.
Невозможно похудеть исключительно за счет диеты, необходим поиск истинных причин проблемы. В масштабах организации все происходит точно так же, как и с личными целями. Всегда найдется то, что стоит за помехами на пути и по-настоящему мешает переменам.
Найди свою третью колонку
Одно из главных условий успешного развития компании — умение руководителя делегировать полномочия. Без этого сегодняшние способности людей оказываются невостребованными, а завтрашние — недостаточно развитыми.Лидер, не умеющий пользоваться таким инструментом, быстро оказывается перегруженным и теряет производительность. Дэвид — СЕО компании, и он давно хотел «стать тренером на трибунах» и «перенести акценты с „героев“ на „народ“». Ему помогла личная карта неприятия перемен. К цели — научиться делегировать полномочия — добавились мешающие факторы, такие как отвлечение на новые возможности, обилие новых задач и не вполне четкое следование графику.
В третьей колонке всегда прячется искомая иголка, — источник.
Для решения проблемы был нужен более глубокий подход — и третья колонка.Туда были вписаны стремление во всем быть лучшим, боязнь отстать и не довести начатое до конца. Это позволило бороться с истинными причинами проблемы, а не с их внешними проявлениями.
Канарейки в голове
Обычно люди не соглашаются на откровенные разговоры, особенно руководители. Есть разные отговорки. «Не стоит говорить об этом». «Не следует касаться этого вопроса». «Мы не знаем, как это воспримут другие».Слышали про канареек в шахте? Они сигнализируют об опасном снижении уровня кислорода в шахте.
Если не следить за уровнем негатива, то он, подобно метану в шахте, быстро достигнет критической отметки. источник.
Люди, открыто обсуждающие проблемы, работают над другой системой сигнализации — «канарейкой в голове». Это очень мощный фактор, определяющий действия людей. Негатив не копится и не разрастается, а исчезает в самом начале.
Расширяем систему взглядов
Когда нечто выглядит маленьким (например, люди и машины, если взглянуть на них с крыши высокого здания), то ребенок считает, что оно и вправду маленькое. Дети трех—пяти лет могут воскликнуть: «Смотри, какие внизу люди маленькие!» Но те, кому уже исполнилось 8–10 лет, способны отстраниться от своего восприятия. Они скажут: «Смотри, какими маленькими кажутся отсюда люди!» Чтобы решаться на перемены, нужно уметь принимать и рассматривать любые точки зрения, отличные от ваших собственных. Добиться прогресса проще, когда в процессе задействованы другие люди. Человек перестает быть заложником своих схем и идеологии.
Очень интересно посмотреть на свою систему взглядов, а не с помощью нее, как обычно. Это и есть развитие.
Что еще в книге
- Как составить личную и коллективную карту неприятия перемен
- Что такое коробка переживаний
- Как не попасть на крючки прежних убеждений
- Как превратить свою организацию в фабрику талантов
- Как помочь людям пересилить себя, чтобы полнее раскрыть потенциал
Решаться на изменения всегда страшно. Это неизвестность. Но перемены — единственный путь развития. Открытый взгляд на самого себя и понимание истинных причин — вот что главное. Только так получится менять себя, свою организацию и мир вокруг.
Только для читателей Cossa — скидка 50% на электронную книгу «Неприятие перемен». Промокод: MAY2017. Действует до завтра, 17 мая, 23:59 (мск).
По материалам книги «Неприятие перемен»
Обложка поста:pexels