Азы авторского права для SMM-щиков
Процесс обоюдоострый, и, чтобы остановить это безобразие, требуется вмешательство здравого смысла и элементарные знания авторского права.
Объектом авторского права в соцсетях является сам паблик (страничка в той или иной сети), тексты постов, визуальный контент (фото, видео, инфографика). Но не всякие, а соответствующие определенным характеристикам — и это крайне важно!
Не требуют разрешения на публикацию и не нарушают авторское право: | Нарушение авторских прав: |
1. Фото/видео общественных и политических деятелей. | 1. Использование чужих изображений без устного или письменного разрешения автора (даже если это личные непрофессиональные фото/видео обычных пользователей Инстаграма). |
2. Фото/видео объекта (человека или продукта), который не является главным в кадре при съёмке публичных мероприятий. | 2. Публикация без имени автора и/или источника. |
3. Фото/видео, где человек позировал за плату (в том числе по бартеру на продукцию), например, модель для окрашивания во время семинара для парикмахеров. | 3. Любые изменения фото без разрешения автора. |
4. Размещение ссылки на чужой ролик из YouTube. | 4. Загрузка чужого видео из YouTube, даже в ваш личный аккаунт. |
5. Фото/видео из медиабанка производителя или бренда, с которым вы работаете. | |
6. Изображения из бесплатных медиабанков. |
Как не украсть объект авторского права, если очень нужно?
Используйте такой способ размещения чужих фото/видео, как хотлинк (in-line linking), — так вы включите изображение с другого ресурса на свою страницу, не копируя его. Это не требует разрешения, согласования, не нарушает авторские права и является автоматическим указанием автора/ресурса.
Каждое изображение в Facebook и Инстаграме имеет свой url. Скопировав его, вы копируете лишь ссылку, но не само изображение, в то же время оно будет видимым для подписчиков вашей страницы. В Твиттере заимствовать контент ещё проще и удобней: выбираете твит, копируете и вставляете куда нужно ссылку на него, в результате видны и твит, и комментарии, и фото к нему.
Не нужно бояться, что, кликнув на изображение, пользователь уйдёт к конкуренту. Если вы не копипастите, то вы просто показываете фолловерам свою включённость в тему, знание рынка, косвенно говорите: «Вам не нужно искать дополнительную информацию — мы сами найдём её и принесём вам на блюдечке, только будьте активным подписчиком нашей страницы».
Как защитить авторское право на свою страницу в соцсетях
Лучший способ защиты — работа на опережение. В случае нарушения авторских прав компании или человеку-владельцу страницы нужны будут доказательства, что у них они есть в принципе. Для этого уже сейчас необходимо позаботиться о следующем:
- Оформите официально или заключите официальные договоры со всеми, кто создает страницу, наполняет её контентом, поддерживает технически и материально.
- Покупайте права на чужой контент в соответствии с законом.
- Получайте разрешения на использование чужого контента исключительно в письменном виде (закон предусматривает и устные договоренности, но…).
- Ведите чёткую бухгалтерию расходов на создание страницы в соцсетях, а ещё лучше поставьте её на баланс в качестве нематериального актива.
В случае если придется обратиться в суд, любую страницу в соцсетях будут рассматривать как произведение науки, литературы и искусства (результат творческого и интеллектуального труда) или базу данных (совокупность материалов, структурированных с помощью ЭВМ). И здесь есть две большие разницы, поэтому учтите следующее:
Защищается авторским правом: | С трудом попадает под защиту авторского права: |
Страница, где подбор и расположение отдельных элементов (посты, фото, видео и т. д.) — это результат творческого труда. (Контент-планы и контент-стратегия – наше все!) | Страница как совокупность отдельных составляющих (идейно слабосвязанные посты, видео, фото и т. д.) |
Страница в соцсети как «совокупность материалов, систематизированных таким образом, чтобы они могли быть найдены и обработаны ЭВМ». (Для этого на странице должны использоваться теги!!!) | Страница в соцсети без меток и тегов, где сложно делать поиск и сортировку материалов в соответствии с содержанием. |
Страница, на изготовление и поддержание которой зафиксированы существенные затраты. | Страница, которую ведут фрилансеры без оформления официальных договоров. |
Что делать, если у вас украли контент?
Если у вас украли, например, фото, попросите воришку убрать его. Обычно это работает. Если тот не захочет, обращайтесь к администрации социальной сети и это фото или пост точно удалят. Если же контент вашей страницы существенно либо полностью скопировали, особенно конкуренты для продвижения своих продуктов, схожих с вашими, собирайте все документы, имеющие отношение к созданию и жизнедеятельности страницы и — срочно к адвокату.
Fair-use, или добросовестное использование
Данное понятие пришло к нам из американской судебной практики и активно используется сервисом YouTube во всём мире. Это очень правильный подход к определению нарушения/ненарушения авторского права, который базируется на четырёх китах:
- Копирование в образовательных целях — ок, с целью продвижения товара и получения прибыли — нарушение.
- Если охраняемый авторским правом объект базируется на общеизвестных фактах, то его использование скорее всего не является нарушением.
- Небольшие фрагменты можно копировать, а большие — нет.
- Если вы использовали объект авторского права и из-за этого автор потерял прибыль — это будет очень жестким нарушением.
Больше информации о добросовестном использовании советуем прочесть здесь: https://www.youtube.com/intl/ru/yt/about/copyright/fair-use/#yt-copyright-protection
Будьте внимательны и всегда старайтесь создавать свой оригинальный контент, а при копировании чужого для спокойствия и уверенности лучше получите дополнительное «добро» на его использование.
Удачи!
Источник: https://blog.publbox.com/ru/azy-avtorskogo-prava-dlya-smm-shhikov/