С помощью фильтров можно создавать дополнительные посадочные страницы под узкие товарные категории. Если сделать все правильно — сайт начнет приносить качественный трафик, хорошо конвертируемый в доход. Возможен и обратный сценарий, при котором многочисленные страницы превратятся в бомбу замедленного действия. Как подружить фильтры с поисковиками, привлечь много низкочастотного трафика и не навредить SEO — рассказываем в нашем материале.
Фильтр магазина — это механизм, позволяющий сузить большой ассортимент товаров до нужной выборки, эффективно ускорив процесс поиска. Он представляет собой набор блоков с чекбоксами, которые обычно располагают в сайдбаре. В дополнение к этому имеется фильтровый слайдер — ползунок, с помощью которого пользователи задают ценовой диапазон. Такая незамысловатая механика позволяет в несколько кликов сузить обширную группу товаров до небольшого перечня вариантов по заданным параметрам.
Фильтры и SEO
Первое с чем ассоциируется фильтр — это юзабилити. Продуманный механизм сортировки улучшает поиск, стимулирует покупки и хорошо оптимизирует поведенческие факторы. Взаимодействуя с фильтром, пользователи не спешат покидать сайт, увеличивают среднюю продолжительность сессий и глубину просмотра страниц — такая модель поведения нравится поисковикам, что отражается на ранжировании. Но оптимизация поведенческих это еще не все.
Вам также может быть интересно:
Создание тегированных страниц, или как небольшим магазинам выбороть свое место в выдаче?
Фильтры способны принести намного больше пользы интернет-магазину: не просто удерживать людей на сайте, а приводить их из поисковой выдачи. Для этого под популярные комбинации товарных характеристик создают отдельные страницы: с уникальным URL и базовой SEO-оптимизацией. Пользователи, ищущие в поисковике товары по узким признакам, например «часы наручные мужские CASIO G-Shock» или «ноутбуки Lenovo процессор AMD Ryzen 5», смогут переходить на сформированные под их запросы страницы. Конечно, при условии, что документ грамотно оптимизирован и проиндексирован поисковыми роботами.
Что дает оптимизация страниц фильтров?
Увеличение трафика по среднечастотным и низкочастотным запросам. Страница, созданная с использованием товарных фильтров, по умолчанию будет «заточена» под нишевые запросы с небольшой частотой.
Прирост «горячих» пользователей. На страницы фильтров попадают люди с конкретными потребительскими намерениями: знающие чего хотят и готовые покупать.
Возможность поисковой конкуренции с крупными магазинами. Ставка на низкочастотные запросы позволяет отхватить часть выдачи у гигантов онлайн-коммерции.
Низкий трафик — высокие конверсии. Нишевые запросы дают меньше переходов, но лучше конвертируются в доход. Пользователь, попадающий на страницу, сформированную под узкий запрос, с большей вероятностью завершит покупку, чем человек, пришедший на сайт по запросу без конкретики.
Оптимизация поведенческих факторов. Как уже говорилось выше, аудитория, попадающая на сайт по низкочастотному поиску, уменьшает процент отказов, увеличивает глубину просмотров и время на сайте.
Почему со страницами фильтров не все так просто?
Создание посадочных страниц на основе фильтров — это тот случай, когда в попытке привлечь дополнительный трафик, можно легко испортить все SEO. Ну, или в лучшем случае, провести глобальную работу и получить нулевой результат. Конфликты с поисковиками здесь возможны по многим причинам:
Из-за большого числа страниц нерационально используется краулинговый бюджет, т.е. лимит на количество документов, которые поисковые роботы способны просканировать за один обход сайта. Таким образом из-за обработки второстепенных документов приоритетные разделы могут долго не попадать в индекс.
В категориях, сгенерированных из трех-четырех и более характеристик может быть мало товаров. Или же вовсе одна-две позиции. Такая картина не только непривлекательна для пользователя, перешедшего на станицу, но и негативный сигнал для поисковиков, поскольку ассортимент — один из значимых факторов ранжирования.
Далеко не все сочетания фильтров интересуют пользователей. Соответственно многие из созданных страниц не будут приносить трафика, но будут расходовать краулинговый бюджет. Эффективность сгенерированных страниц нужно систематически отслеживать, удаляя или закрывая от индексации те, которые дают мало трафика.
Создав непомерно большое количество страниц фильтров, в индексе поисковиков окажется слишком мало полезных документов, что, скорее всего, приведет к обесцениванию сайта и его пессимизации в поисковой выдаче. Отдельно отметим проблему дублей, которые в большом количестве появляются при автоматической генерации документов и также негативно влияют на SEO.
Таким образом, бездумная штамповка посадочных страниц с большой долей вероятности станет бомбой замедленного действия для SEO. Также эта стратегия продвижения — однозначно не вариант для небольших магазинов. В противном случае они окажутся переполненными некачественными страницами с минимальным количеством контента и нулевыми поведенческими. Подобная картина не понравится поисковикам — скорее всего «мусорные» документы вылетят из индекса и «просадят» в выдаче весь сайт.
Вам также может быть интересно:
Оптимизация интернет-магазинов под ключевые запросы. На какие страницы делать ставку?
Может показаться, что на деле страницы фильтров приносят больше вреда, чем пользы. Это не так. Они способны давать много конвертируемого трафика, если соблюдено пять ключевых условий:
1. У магазина большой ассортимент.
2. По сгенерированным заголовкам присутствуют поисковые запросы.
3. Созданные страницы имеют базовую внутреннюю оптимизацию: у них прописаны метатеги (Title, H1, description) и сделана перелинковка для перераспределения ссылочного веса.
4. В каждом документе содержится минимум три-четыре товара.
5. На сгенерированных страницах использованы статические человекопонятные URL-адреса.
Последний пункт — критически важное условие. О нем мы поговорим более подробно.
Какой метод фильтрации лучше всего совместим с SEO?
Из всех типов фильтрации для создания посадочных страниц подходит только один — с генерированием статических человекопонятных URL-адресов. Чтобы лучше понять, почему только он на 100% соответствует требованиям SEO, бегло рассмотрим, как работают основные виды фильтров.
Фильтрация с помощью AjaxПри использовании ajax-фильтрации выборка формируется без перезагрузки страницы. То есть, даже если набор товаров на странице меняется, ее URL-адрес остается неизменным. Такие документы не индексируются, и их не получится использовать для привлечения органического трафика. С другой стороны, ajax-фильтры удобны с точки зрения внутренней оптимизации, поскольку не создают дублей и прочего технического спама.
Фильтрация GET-методомПри таком типе фильтрации используется динамический адрес — для каждой страницы с выборкой товаров создается новый URL. Сортировка происходит с применением get-параметров. Их присутствие легко определить по знаку вопроса в сгенерированном URL.
При такой фильтрации создается очень много страниц, большая часть из которых — дубли. Все они доступны для поисковых роботов, поэтому важно закрывать этот потенциально опасный массив документов от индексирования. В противном случае можно столкнуться с описанными выше проблемами.
Конечно, среди посадочных страниц генерируются и полезные. Их можно оставлять открытыми и привлекать трафик по низкочастотным запросам. Но GET-параметры не любят в том числе и потому, что они искажают вид адреса. URL выглядит громоздко и нелогично, что создает некоторые сложности при работе со ссылками и ухудшает показатели кликабельности в поисковой выдаче.
Фильтрация с использованием статических ЧПУВ этом случае посадочная страница фильтра создается с постоянным URL-адресом. Все документы уникальны и имеют человекопонятный урл (ЧПУ). Вероятность образования дублей остается, но она значительно ниже. В отличие от фильтрации с использованием обычных статических адресов, в названии страниц присутствуют не буквы и цифры, а прописаны установленные фильтры. URL становится понятным для пользователей и лучше ранжируется поисковыми системами. Это наиболее оптимальный механизм для создания посадочных страниц фильтров. Он обеспечивает минимум «мусорных» документов, оптимизирует ранжирование ссылок и повышает CTR в выдаче.
Генерацию страниц фильтров с ЧПУ поддерживают далеко не все CMS. В лучшем случае проблема решается покупкой отдельного модуля, в других ситуациях — самостоятельной разработкой фильтра. Поэтому целесообразно озадачиваться этим вопросом еще на этапе создания магазина. Сделав все правильно, вы сможете получать большой объем трафика по локальным запросам и эффективно конвертировать его в доход.