Продвижение сайта без специальных сервисов — малоэффективное занятие. Когда же речь идет о сборе семантики — без помощи дополнительных инструментов просто не обойтись. Существует довольно много сервисов для работы с поисковыми запросами, но если спросить у любого SEO-специалиста, какой инструмент для него наиболее значим, большая часть наверняка ответит — Яндекс.Вордстат.
Для чего нужен Яндекс.Вордстат
Каждая страница сайта должна создаваться с учетом спроса. Проверить, интересуются ли люди тем или иным поисковым запросом помогают специальные анализаторы. Яндекс.Вордстат — один из таких инструментов. Это бесплатный сервис, с помощью которого проверяют популярность того или иного пользовательского запроса в поисковой системе Яндекс. На основе этих данных можно:
- Создать семантическое ядро для сайта.
- Оптимизировать статью под ключевые запросы.
- Собрать анкоры для максимально эффективного (и безопасного) ссылочного продвижения.
- Спрогнозировать, сколько трафика сможет в перспективе получать сайт.
- Оптимизировать рекламную кампанию в Директе.
- Проверить сезонность спроса.
Как видно, возможностей немало. Помимо функциональности Вордстат ценят за простоту использования, точные данные (это официальный сервис Яндекса) и, конечно же, то, что он полностью бесплатный. Далее мы подробно поговорим о том, какими возможностями обладает этот инструмент.
Вам также может быть интересно: Как работать с ключами, чтобы попасть в топ поисковой выдачи?
Как пользоваться Вордстатом
Чтобы начать использовать сервис, достаточно авторизоваться в Яндексе и перейти на страницу Wordstat. Введя интересующий вас запрос и нажав кнопку «Подобрать», инструмент предоставит следующую статистику.
- Общее количество запросов с указанной фразой.
- Расширенные запросы, т.е. все формулировки, включающие заданную вами фразу.
- Похожие запросы по теме.
Цифры показывают, сколько раз в месяц интересуются каждой фразой, т. е. указывают на ее частотность.
По умолчанию Вордстат отображает долю запросов со всех устройств. При необходимости статистику можно сегментировать: посмотреть, как интересуется фразой отдельно мобильная и отдельно десктопная аудитория. Также доступна фильтрация по устройствам: смартфонам и планшетам.
Это очень удобная опция, которая помогает оценить процент мобильного трафика в тематической нише и принять стратегические решения по оптимизации. Например, если вы видите, что в вашей теме ощутимо преобладает мобильный трафик, но у вашего сайта нет надлежащей мобильной адаптации — это повод принять меры.
Читайте по теме: Как понять, что вы недооценили мобильный трафик и успеть исправить ситуацию
Статистика показов по регионам
По умолчанию статистика запросов в Вордстате собирается со всего поиска. Если вы хотите узнать, как ищут запрос в конкретном регионе, необходимо задать соответствующие настройки в отдельной вкладке.
Перейдя во вкладку «По регионам», можно сравнить, насколько популярен запрос в разных регионах в процентном соотношении. Эта информация помогает в принятии стратегических бизнес-решений. Например, проанализировав региональную популярность запроса, можно предварительно спрогнозировать в каких городах услуга будет пользоваться большим спросом, а в каких меньшим. Конечно, для более точного прогноза придется учесть и дополнительные факторы: конкуренцию на местном рынке, средний доход в регионе и пр.
История запросов и прогнозирование сезонного трафика
В «Истории запросов» можно посмотреть, как меняется интерес аудитории к тематике на протяжении года. Если спрос имеет сезонный характер, это будет четко видно на графике.
Что значит абсолютное и относительное значение?
Статистика отображается в виде двух графиков.
Абсолютный показатель отражает, сколько раз пользователи водили указанный запрос. Это основной график, к которому нужно привязываться при анализе сезонности.
Относительный показатель — это отношение показов по указанному запросу к общему числу показов в сети.
Оба графика должны плюс-минус повторять друг друга. Выраженное расхождение может говорить о том, что с запросом происходят неестественные процессы. Возможно, имеет место его накрутка или, несмотря на сезонный спад, по каким-либо причинам интерес к теме остается высоким (при таких сценариях красный график будет выше синего). Когда фактический спрос ниже ожидаемых значений, красная линия сильно проседает вниз.
Как на практике использовать сезонную статистику?
Графики из истории запросов помогают в эффективном планировании продаж. Из них можно извлечь много пользы даже для бизнеса с очевидной сезонностью. Например, мы знаем, что продажа лыж — это сугубо сезонная история, но в Вордстате видно, что интересоваться этой тематикой начинают намного раньше, чем стартует сезон. Эту информацию можно использовать для стратегического бизнес-планирования, например, для первого запуска рекламной компании.
Существует много товаров и услуг, для которых сезонность спроса не столь очевидна. Например, мало кто задумывался над тем, что продажа палок для селфи также подчиняется определенным циклам — Яндекс.Вордстат наглядно показывает, каким именно.
Понимая, что ваша тематика имеет ярко выраженную сезонность, вы будете готовы к тому, что в определенные месяцы поисковый трафик будет сильно проседать. В этот период целесообразно заниматься подготовкой сайта к новому сезону продаж, а не переживать на счет того, куда делся трафик.
Вам также может быть интересно: На сайте упала или перестала расти посещаемость. Что делать?
Понимание сезонных колебаний важно учитывать при составлении семантического ядра. Если по запросам нет частотности, возможно, сейчас период тематического простоя, и они появятся в выдаче позже. Проверив историю запросов, вы проясните эту ситуацию.
Статистика из истории запросов также способна помочь в контент-планировании. Как это работает на практике? Например, мы подготавливаем контент для блога туристического магазина. У нас есть тема про спальные мешки. Вбиваем в Вордстат высокочастотный запрос, и видим, что, как и предполагалось, тема имеет выраженную сезонность. Статью лучше написать на спаде. Пока этой темой никто не интересуется, материал успеет проиндексироваться, «отстояться» в поиске и будет нормально ранжироваться, когда пойдет волна пользовательских запросов.
Операторы в Яндекс.Вордстат. Уточняем данные по статистике
Вордстат собирает статистику по широкому спектру запросов. В выдачу попадает много нерелевантных ключей, а также тех, которые не несут нужного смысла. Для более точного поиска и отсеивания ненужных запросов используют операторы — это специальные знаки, уточняющие параметры подбора слов.
Оператор «»Кавычки позволяют собирать статистику только по указанному слову или фразе. Например, если ввести уже упомянутый запрос «спальный мешок» — получим статистику 57 164 показов в месяц. Но в это число включены вариации запроса с дополнительными словами: «спальный мешок купить», «спальный мешок цена» и т.д.
Если они вам не нужны, берем запрос в кавычки и получаем статистику только по исходной формулировке.
Оператор !
Данный оператор фиксирует форму слова в точном вхождении: без изменения падежа, числа, времени. Например, нам нужно узнать частотность запроса «доставка грузов в Москву» строго в таком вхождении, т.к. другие словоформы изменят смысл фразы.
Вот что Вордстат выдает без оператора:
Используя восклицательный знак, мы получим статистику с точным вхождением слов.
Этот оператор очень полезен при поиске анкоров для ссылок.
Оператор +Вордстат по умолчанию игнорирует предлоги и союзы, считая их стоп-словами. В некоторых запросах эти части речи имеют принципиальное значение, т.к. без них смысл фразы становится совершенно иным. Оператор + дает указание учитывать все отмеченные предлоги и союзы.
Сравните результаты выдачи с ним и без него:
Оператор —Логика работы этого оператора обратная: он убирает из выборки нежелательные слова.
Например, если компания изготавливает только шкафы, то все ключи, связанные с мягкой мебелью или «своими руками» будут засорять статистику. Их убирают при помощи знака минус.
Оператор (|)Оператор перебора используют для проверки серии похожих запросов.
Например, у нас есть три запроса:
- купить беговые лыжи;
- купить лыжи для конькового хода;
- купить охотничьи лыжи.
Мы можем вводить каждый запрос отдельно, но куда удобнее все сделать в один заход. Для этого группируем слова следующим образом: «купить (беговые|для конькового хода|охотничьи) лыжи».
Таким образом, используя оператор (|) можно не вводить один за другим похожие запросы, а сразу получать сводную статистику. Это очень помогает при сборе семантического ядра, когда нужно собрать частотность по большому количеству похожих запросов.
Оператор [ ]Данный оператор фиксирует порядок слов в запросе.
Например: билет из [из Новосибирска в Москву]. Благодаря квадратным скобкам Вордстат не будет предлагать ключи, связанные с направлением Москва-Новосибирск.
Другой пример: запрос [лечение при осложнениях] бронхита. Оператор фиксирует порядок слов и в выдаче не будет запросов осложнения при лечении бронхита, которые придают фразе совершенной иной смысл.
Совет! Для еще более быстрого и точного сбора запросов некоторые операторы сочетают друг с другом. Например, операторы «» и ! работают в комбинации. При этом команды «» и (|) не сочетаются.
Отдельно отметим, что операторы поддерживаются только при поиске по словам. При просмотре истории запросов они не работают.