В статье расскажем, какая функциональность обязательна для интернет-магазина, без чего можно обойтись на старте и сколько может стоить разработка.
Во сколько обойдется разработка интернет-магазина и как не переплатить на старте
Из опыта Атвинты заказчиков интернет-магазинов можно условно разделить на несколько типов:
1. Пытается сэкономить на разработке сайта, не задумываясь о развитии магазина.
Когда менеджер агентства спрашивает о планах по масштабированию, считает, что мы пытаемся продать им ненужные фичи, чтобы раздуть чек.
2. Старается реализовать максимум функций за раз.
Боль этих заказчиков в том, что когда-то они не заложили запас для развития интернет-магазина и теперь вынуждены переделывать сайт. И теперь они хотят сразу воплотить как можно больше бизнес-процессов, чтобы «уже точно на века».В результате стоимость проекта сильно возрастает, запуск откладывается, а владелец магазина недополучает прибыль.
3. Хочет сначала запустить основную функциональность, а потом дорабатывать, как только выйдет на устойчивый поток клиентов.
Владелец магазина уже изучил рынок, подобрал товар, сформировал ассортимент. И теперь ему нужен сайт интернет-магазина, который поможет наладить бизнес-процессы.
Сложность — определить, каких возможностей сайта будет достаточно для старта. Если смотреть на конкурентов, особенно крупных, то каждая опция кажется важной, а пул работ и стоимость оказываются запредельными.
Именно о третьем подходе пойдет речь: как расставить приоритеты, выделить главное и запустить MVP (Minimum Viable Product) интернет-магазина — веб-продукт с базовыми ключевыми функциями.
Такой подход сэкономит средства, позволит быстрее выйти на рынок и вносить доработки, учитывая реальные потребности покупателей и бизнеса.
В конце приводим пример сметы на разработку стартовой версии интернет-магазина. Это не показатель, что именно ваш магазин будет столько стоить. Зато будет проще понимать порядок цифр и структуру работ.
Как определить, какие функции — базовые и ключевые
Сайт интернет-магазина — это инструмент, который разрабатывается в соответствии с бизнес-процессами. Все, что в нем есть, нацелено на главный процесс — эффективное привлечение и обслуживание покупателей. Следовательно, базовые функции интернет-магазина — те, без которых проблематично работать с товарами и покупателями.
Как выявить конкретную функциональность, которую нужно реализовать? Для этого сначала разберемся, что с помощью интернет-магазина будет делать основные пользователи: покупатели, владелец бизнеса и его сотрудники.
Что нужно покупателям
- Выбрать товары в каталоге
- Сравнить товары
- Добавить понравившиеся товары в корзину
- Узнать условия доставки, возврата и обмена
- Оформить и оплатить заказ
- Отслеживать доставку
- Узнавать про скидки и акции
- Посмотреть или оставить отзывы
Что нужно владельцу магазина и сотрудникам
- Размещать товары в каталоге
- Получать заказы и оплату
- Редактировать и размещать информацию на сайте
- Управлять статусами заказов
- Управлять доступом для сотрудников
- Размещать информацию об акциях
- Продвигать магазин в поисковиках
- Привлекать клиентов через маркетинговые инструменты
- Анализировать эффективность маркетинга
За каждой потребностью для каждой рыночной ниши стоит свой пользовательский сценарий. А значит, техническая реализация тоже отличается.
Подробно все эти сценарии в агентстве определяем на этапе аналитики, проектирования и дизайна. Этап занимает порядка 2-3 недель.
Зачем нужна аналитика
Например, магазин продает хозяйственные товары. У них разные поставщики предоставляют выгрузку из номенклатуры товаров разными типами полей, у некоторых есть нестандартные поля. При разработке нужно настроить импорт из 1С и поля карточек товаров таким образом, чтобы в каталоге информация верно подтягивалась и отображалась единообразно.
Другой пример — сайт магазина женской одежды. Женщины выбирают одежду не только по типу, размеру и цвету, но еще и по поводам, к которым подойдет одежда: в офис, на мероприятие, повседневное и т.д. Тогда для каталога интернет-магазина одежды понадобится дополнительный тип сортировки и фильтрации товаров.
Вот так несколько типов сортировки реализованы в интернет-магазине Asos:
Именно из-за таких нюансов не стоит опускать этап аналитики и проектирования. Иначе на этапе разработки окажется, что в ходе планирования что-то забыли или не учли какую-то деталь, которая повлияет на ход проекта. А главное — на сроки и стоимость в большую сторону.
И уже на основании аналитики оценивается техническая реализация MVP: какие функции первичны, что именно нужно разработать, сколько часов потребуется разработчикам на программирование и верстку дизайна.
Необходимая и достаточная функциональность интернет-магазина
Самое главное в интернет-магазине — запустить его быстро и начать зарабатывать.
Отсюда первый принцип MVP для интернет-магазина: в нем должно быть только то, что помогает пользователям покупать и не мешает владельцу получать прибыль.
Второй принцип — сравнение трудозатрат на автоматизацию и выгоды от сэкономленного времени после ее внедрения. Например, если вы только запускаете интернет-магазин, еще не ведете учет в 1С и у вас немного покупателей, на старте для импорта товаров в каталог будет достаточно выгрузки Excel.
Ниже приводим набор стартовых опций интернет-магазина на примере Smart Logistic, сервиса доставки товаров из магазинов IKEA. Некоторые из них можно вынести за рамки MVP, возле этих функций стоит пометка «не обязательно на старте».
Каталог товаров
С его помощью покупатель просматривает ассортимент, сравнивает и выбирает по характеристикам.
- Карточки товаров
- Категории товаров
- Фильтры
- Поиск по каталогу
- Сравнения характеристик нескольких товаров — не обязательно на старте
Оформление покупки
Позволяет добавить товар в корзину и перейти в нее с любого экрана, а также оставить контактные данные и оформить заказ.
- Корзина и оформление заказа
- Заказ в один клик
- Регистрация и авторизация
Личный кабинет покупателя
Связан с функциональностью оформления покупки. В личном кабинете покупатель может изменить контакты и платежные данные, отслеживать заказ, отложить товар «на будущее».
- Редактирование пользовательской информации
- История заказов и статусы
- Выгрузка платежных документов в ЛК (для b2b)
- Добавить товар в «Избранное» — не обязательно на старте
- Добавить товар в «Отложенное» — не обязательно на старте
Административная панель для управления сайтом
Опции для управления магазином и работы сотрудников
- Настройка пользовательских ролей
- Управление контентом и каталогом
- Управление заказами
Интерфейс управления заказами для Smart Logistic, сервиса доставки товаров из магазинов IKEA
Backend и интеграции со сторонними сервисами
Превращает сайт из набора экранов в инструмент управления магазином и позволяет автоматизировать бизнес-процессы.
- Интеграция интерфейса с административной панелью и базами данных
- Интеграция с 1С
- Импорт товаров через Excel — альтернатива интеграции с 1С, подойдет для небольших магазинов до 100 товарных позиций.
- Интеграция с платежными системами (эквайринг)
- Онлайн-касса
- Интеграция с CRM
- Интеграция со службой доставки — желательно, но если у вас не больше 10-15 заказов в сутки, можно вынести за MVP
Так выглядит интерфейс управления каталогом для Smart Logistic, сервиса доставки товаров из магазинов IKEA
Функциональность для SEO и маркетинга
- Рекламный слайдер на главной странице — не обязательно на старте для маленького магазина, актуально — для средних
- Интеграция систем аналитики: Яндекс.Метрика и Google Analytics
- Пиксели рекламных систем для ремаркетинга
- Технические SEO-работы: метатеги, robot.txt, etc.
- SMS-уведомления — не обязательно на старте
- Настройка триггерных рассылок — не обязательно на старте
- Система лояльности — не обязательно на старте
Информационные страницы
- Страница о доставке, оплате, возврате
- Страница с отзывами и возможностью их публиковать
- Страница о компании с адресами
Сколько стоит MVP интернет-магазина
Как и обещали, ниже приводим примеры расчета разработки для двух интернет-магазинов.
ВАЖНО! Эти сметы можно использовать только как ориентир: из каких технических компонентов складывается разработка всех тех функций, которые мы описали в предыдущем разделе статьи.
Каждый интернет-магазин имеет свои особенности, которые зависят от сферы торговли, количества товаров, специфики их фильтрации, пожеланий по дизайну и т.д. Поэтому конкретный расчет для вашего конкретного интернет-магазина можно сделать только после разговора с вами и выяснения всех деталей и пожеланий.
В приведенных ниже сметах мы убрали позиции, которые не относятся к MVP. Хотя они и были оценены сразу, в финальной стоимости сейчас они не учитываются. Сметы публикуются обезличенно с разрешения наших заказчиков.
Стоимость разработки будет зависеть от платформы, которую подбираем исходя из задач создания веб-продукта. Классические варианты: платная или бесплатная CMS-система, либо фреймворк.
В России самая популярная CMS-система — 1С-Битрикс. Один из ее минусов, что нужно оплачивать лицензию. Есть бесплатные варианты CMS. Мы среди таких выделяем ModX: в ней много гибких настроек и возможностей для кастомизации функций.
Стоимость разработки с готовой CMS
Для среднего интернет-магазина без сложных бизнес-процессов лучший вариант — CMS-система. В ней есть уже готовые плагины и удобная административная панель для управления каталогом и контентом. А значит не нужно их проектировать с нуля, разработка займет меньше времени и обойдется в полтора-два раза дешевле.
Ниже — ориентировочная смета разработки интернет-магазина хозяйственных товаров на бесплатной CMS. В ассортименте магазина порядка 10 000 наименований. Учет ведут через 1С-бухгалтерию, магазин обслуживает несколько менеджеров.
В зависимости от задач можно выбрать любую платформу: хоть платный Битрикс, хоть фреймворк, хоть даже Shopify или Tilda.
Конкретно в этом случае с учетом всех технических задач выбрали разработку на ModX. Именно для него и приводим расчет.
Стоимость кастомной разработки на фреймворке
Для сложных или крупных интернет-магазинов лучше создавать MVP на фреймворке. Такая разработка выйдет дороже, ведь нужно будет с нуля разрабатывать административную панель.
Зато с такими технологиями возможно автоматизировать любые внутренние процесс, плюс больше возможностей для гибких настроек и развития сервиса. Следуя этой логике, больше половины интернет-магазинов в России используют фреймворки для создания собственных CMS.
Вот пример сметы разработки на Laravel для интернет-магазина электротоваров. В каталоге — 50 000 товаров, а среди клиентов — как розничные покупатели, так и компании. Бизнес-процессы при обслуживании b2b-клиентов имеют специфику, поэтому разработка на CMS не подходит.
Итого
Толковая минимальная рабочая версия интернет-магазина на готовой CMS и с учетом интеграций обойдется 800-900 тыс.рублей. Индивидуальная разработка на фреймворке выйдет более 1 млн. рублей.
Интернет-магазин можно делать долго и дорого, пытаясь реализовать все и сразу. А можно спланировать разработку так, чтобы как можно скорее запустить продажи, начать зарабатывать и окупать вложения.
Описанный подход разработки через MVP актуален не для всех. Он подойдет, только если владелец магазина всерьез и надолго настроен заниматься этим бизнесом: изучил рынок и конкурентов, протестировал нишу, определился с ассортиментом. Тогда инвестиции в разработку интернет-магазина и последующее его развитие — экономически целесообразны.
Если же вы только присматриваетесь к нише, хотите оценить рынок или протестировать гипотезу, можно попробовать сделать интернет-магазин на конструкторе за пару недель.
Такой вариант обойдется в 150-200 тыс.рублей. Основную часть этой стоимости рекомендуем заложить на дизайн интерфейса: даже с минимальной технической реализацией это поможет вам выделиться среди конкурентов, а пользователям — легко сориентироваться в вашем интернет-магазине и купить подходящий им товар.