Тренды брендинга в социальных сетях на 2017 год
Маркетинг, особенно в социальных сетях, развивается и меняется с безудержной скоростью, поэтому, делая прогнозы в этой области, я всегда акцентирую внимание на том, что все весьма и весьма относительно. Появится на рынке новая технология или закроют в России все иностранные социальные сети и вектор движения резко изменится. А пока, учитывая существующую реальность, дело обстоит так.
Готова поспорить, что технологам будет, чем нас удивить. Поэтому вперёд вырвутся те команды маркетологов, кто умеет улавливать в воздухе еле заметный аромат перемен, кто ставит на неизвестную лошадь и поддерживает стартапы, которые рискуют покорить мир. Большинство специалистов на рынке научились быстро подстраиваться под мейнстрим, но лишь единицы этот поток создают или, по крайне мере, попадают в него на стадии ручейка. Мало кто мог представить, что Snapchat превратится в серьезный ресурс для СМИ и повезло тем, кто не пожалел сил и времени на этот небольшой проект на этапе его развития. Так что, держим уши на макушке. Спойлер: на следующей неделе расскажу вам, за чем следить и что читать, чтобы ничего не упустить!
IDC прогнозирует, что к 2020 году более 1,5 млрд. человек или четверть населения планеты будут охвачены инструментами сбора персональных данных в сети. Механизмы становятся все более хитроумными, хотя пользователи послушно ведутся и на давно проверенные трюки, вроде онлайн тестов и других простых уловок. Аналитики утверждают, что победу Трампа на выборах обеспечили как раз маркетологи и собранная ими информация. Правда, наряду с ростом "собирателей", плодиться будут и "охотники". То же исследование IDC показывает, что из-за развития блокировщиков рекламы, корпорации сегодня анализируют менее 1% данных клиента, из-за чего 75% клиентов остаются не задействованными в дальнейшей работе. В маркетинговых отделах ожидается прирост аналитиков. За 2016 год было введено в эксплуатацию более 740 млн. устройств, отслеживающих данные, утверждает Gartner. Этот показатель на 20% превышает уровень 2015 года. То ли ещё будет!
Кажется мне, что в следующем году бренды перейдут ещё одну черту и начнут всплывать в наших личных разговорах с друзьями. Представляете себе программу или бота, которые "ненавязчиво" вклиниваются в ваш чат с актуальным предложением? Договариваетесь вы о встрече, а тут появляется сообщение об услугах местного такси. Обсуждаете новый ресторан с приятелем, а вам автоматически приходит информация о скидке или акции от конкурирующего заведения. Собираетесь оплатить онлайн покупку, а на экране встречное и более выгодное предложение от Apple Pay и магазинчика за углом.
Люди все больше привыкают полагаться на технологии. Это как зависимость от автопилота у молодых штурманов. Так и маркетологи все больше доверяют автоматике, а не на личному опыту. Контент-маркетологи доверяют написание и редактуру текстов автоматизированным генераторам новостей. Автомобильные бренды инвестируют в разработку машин на самоуправлении. Все больше потребителей выбирают умные дома. Технологии сокращают время на обучение специалиста, снижают процент ошибок и оптимизируют процессы. Вырастет спрос на специалистов по обработке данных и других технических гениев.
Переходим от технологий к контенту и понимаем, что популярное в 2016с году понятие "подлинности" в 2017 никуда от нас не денется, а будет требовать все более весомых доказательств и подтверждений. Подлинность слоганов, обещаний, легенды, позиционирования. Недоверие потребителей к брендам и их обещаниям растёт с каждым днём. На то есть причины: снижение доходов населения, усиление конкуренции на рынке труда, сокращение личного пространства, потеря социальной идентичности, растущее чувство отчуждения. Как расположить к себе людей в печали, в тревоге, в депрессии? Работа с "болью" потребителей выйдет на первый план, так что пора нанимать психологов в штат для помощи отделу маркетинга. Учимся извиняться по-человечески, одобрять и поддерживать по-отечески, а ещё мотивировать как заправский тренер в фитнес-зале.
Как следствие предыдущего пункта, пропадет безымянность сотрудников корпораций. Бренды будут стремиться все больше и подробнее показывать реальных людей, которые скрываютсяза логотипом. Прислушиваться к человеку, доверять ему, прощать, привязываться проще, чем к компании.
Сотрудники и их активное участие в социальных медиа становится эффективным маркетинговым инструментом. Пусть конкретный человек с именем и фамилией отвечает на запросы клиентов в Facebook, избегая официальных формулировок. Мотивируйте сотрудников становиться бренд-адвокатами и использовать свои персональные аккаунты в социальных медиа, чтобы распространить информацию о компании. Их слово значит гораздо больше, чем любая реклама. А ещё это даёт компании легальный и бесплатный доступ к огромной сети потенциальных лидов.
Вернее насыщаем содержание, но упрощаем форму. Растущая популярность "живых" видео, которая дошла уже и до Instagram, диктует новое отношение. Ищите харизматичных спикеров, которые способны удержать аудиторию у экранов, даже сидя за рулем автомобиля. Соединение концепций "здесь и сейчас" и "из первых уст о главном" творит чудеса. Средняя же длительность профессиональных видео сократится с 4х минут до двух.
Мой последний прогноз на 2017 год посвящен анти-консьюмеризму. Эта общая тенденция, которую нельзя игнорировать. Увеличение продолжительности жизни приводит к концепции сокращения расходов, отходов и усилению внимания к ценностям, критичным для общества. Это не значит, что надо прекратить продавать, но надо научиться предлагать товары и услуги, приправленные общественным благом. Давайте возможность клиентам поучаствовать в вашем благотворительном проекте, приложив минимум усилий. Включайте отчисления на добрые дела в стоимость покупки и сообщайте об этом, используйте в производстве переработанную бумагу или пластик и сделайте это сильной стороной своего бренда. Вы должны быть там, где ваш потребитель и беспокоится о том, о чем он переживает.
Уверена, нас ждёт интересный год!