Эволюция мобильного маркетинга, или как Валентина Федоровна СМС-рассылки полюбила
Давным-давно, в далекой-далекой галактике, когда абоненты разных мобильных операторов в Москве еще не могли обмениваться смсками (напомним, что это досадное ограничение было снято в 2002 году), Валентина Федоровна получила в подарок сотовый телефон.
Жизнь ее заметно улучшилась: теперь она могла в любой момент позвонить внукам или назначить встречу соседкам, написав сообщение. Одновременно с этим изменилось еще кое-что: список отправителей пополнился незнакомыми номерами, владельцы которых регулярно пытались продать Валентине Федоровне все, на что хватало фантазии – от шаурмы до мотоциклов.
«Набор из 5 дискет всего за 65 рублей!», «23 октября – фермерское мясо 35 руб./кг» - надрывался мобильный. Очевидно, не у всех продавцов были русифицированые телефоны, потому что иногда Валентина Федоровна получала загадочные сообщения на латинице: «Skupaem metallolom po 50 kopeek, vigodno!». До 2007 года, когда Россвязьохранкультуры запретила мобильным операторам массовые рассылки с использованием транслитерации, оставалось еще пять лет.
Валентина Федоровна не знала, что количество отправляемых ежемесячно СМС исчислялось миллиардами, не знала она и того, что в России появилось более 300 компаний, занимающихся массовыми рассылками. Больше всего Валентину Федоровну волновали перипетии сюжета в «Улицах разбитых фонарей» и судьба майора Дукалиса.
Однако очередная волна спама заставила Валентину Федоровну отложить пульт от телевизора. Она начала писать жалобы в прокуратуру и обращения к президенту. Очевидно, недовольство населения оказалось всеобщим, потому что в марте 2006 года был принят федеральный закон «О рекламе», регулирующий правомерность СМС-рассылок.
Наивно было полагать, что нежелательные сообщения перестанут приходить. Наоборот, со временем количество рекламных СМС продолжало увеличиваться, и если в 2006-2008 годах сообщение стоило 1 рубль, то к 2012 году демпингующий рынок обвалил цену до 20 копеек. В зависимости от объема трафика цена могла доходить до 5 копеек, а регистрация имени отправителя все еще не требовала никаких документов.
Параллельно с неожиданными предложениями о цветочных горшках за 50 рублей Валентина Федоровна периодически получала гороскопы, которые сулили удачу в делах и финансовое благополучие. Чуть реже приходили рассылки про СМС-знакомства. Муж хмурился, дети и подросшие внуки вздыхали, отключая надоевшие подписки с ежедневной абонентской платой. Валентина Федоровна снова писала претензии, на этот раз – в Федеральную антимонопольную службу (ФАС).
В том же 2012 году была запущена система Interconnect, что ознаменовало новый этап в развитии мобильного маркетинга. Согласно правилам системы, для отправки сообщений абонентам определенного оператора требовалось отдельное подключение к оператору. В результате существенно усложнился биллинг, объемы рынка упали, а число игроков сократилось до 60-80.
В 2013 году цены на рассылку начали расти, а ФАС – выписывать реальные штрафы (до 10000 рублей). Вишенкой на торте стало направленное на борьбу с смс-спамом изменение в законе о связи, которое было принято в 2014 году и значительно повлияло на индустрию. Мобильные операторы были вынуждены ввести дополнительные фильтры для блокировки нежелательных сообщений.
В 2015 году хаос окончательно сменился порядком. Зарегистрировать имя отправителя теперь могли только юридические лица, причем на условиях обязательной абонентской платы. Это ограничение усложнило работу спамеров.
Валентина Федоровна ликовала. Конечно, она по-прежнему не догадывалась о происходящем в телекоммуникационных кулуарах, но заметила, что раздражающих СМС стало намного меньше. Валентина Федоровна была уверена, что это ее активная деятельность принесла плоды.
Спустя два года Валентина Федоровна уже почти забыла о любых СМС – все чаще родственники писали через мессенджеры, сопровождая сообщения красочными фото. Но кое-что неожиданно пошатнуло ее стабильный мир, и это была соседка Ангелина Витальевна. «Валя, - сказала она, - я теперь всегда покупаю только в «Продуктовом доме», у них еженедельные акции то на молоко, то на курицу, то на хлеб, каждый понедельник присылают СМС с кодом на скидку». Валентина Федоровна произвела в уме нехитрые расчеты и согласилась с тем, что покупать в «Продуктовом доме» - выгодно. Впервые за всю жизнь она добровольно стала участницей программы лояльности и дала согласие на получение СМС от магазина.
Валентине Федоровне нравилось, что сообщения приходят в удобное время и содержат исключительно полезную информацию (еще бы, ведь спам в рассылках практически исчез из-за низкой конверсии). Однажды она получила СМС от магазина «Все для вязания»: «Уважаемая Валентина, вся пряжа в марте – со скидкой 15%. Спешите!». Валентина Федоровна не помнила, чтобы посещала этот магазин раньше, но вязать она любила, да и обращение «уважаемая» звучало очень приятно. Так Валентина Федоровна, сама о том не подозревая, полюбила разные программы лояльности и организованные в рамках мобильной рекламы СМС-рассылки. Они всегда помогали сэкономить и предлагали ей то, что нужно.
Особую любовь Валентины Федоровны заслужили сервисные СМС от банка и МЧС. Банк своевременно оповещал о зачислении пенсии, а МЧС – о неблагоприятных погодных условиях. В такие дни Валентина Федоровна включала первые сезоны «Улицы разбитых фонарей» и гладила урчащего от удовольствия кота, ведь что может быть важнее, чем заслуженная пенсия, забота о безопасности населения, любимый сериал и довольный котик на коленях?
А как относитесь к СМС-рассылкам вы? На какие подписаны?