Разработали маркетплейс для ММК. Кейс гиганта стальной промышленности и веб-интегратора «Факт»

9 марта 2022, 11:13
0

Разработали маркетплейс для ММК. Кейс гиганта стальной промышленности и веб-интегратора «Факт»

Оптовики сегодня тоже хотят делать заказы онлайн. Однако B2B-сервисы требуют больше проработки, интеграций и внимания к нюансам конкретного бизнеса. Рассказываем на примере маркетплейса для ММК.
Разработали маркетплейс для ММК. Кейс гиганта стальной промышленности и веб-интегратора «Факт»

О компании 

«Магнитогорский металлургический комбинат» — один из крупнейших мировых производителей стали, компания также лидирует среди предприятий черной металлургии России. Это комплекс с полным производственным циклом: от подготовки железорудного сырья до глубокой переработки черных металлов.

Цель

Компании требовалось увеличить долю онлайн-покупок и автоматизировать процесс продажи напрямую оптовым и розничным клиентам с помощью современного маркетплейса.

Предыстория

Заказчик пришел к нам с идеей создать с нуля площадку, где будет представлена продукция трех компаний: ПАО «ММК», ООО «Торговый дом ММК», ОАО «ММК-Метиз». Для компании новый сервис — возможность сократить цепочку между производителем и конечным покупателем. Основная целевая аудитория маркетплейса — постоянные клиенты, официальные дилеры и розничные потребители.

Предпроектная аналитика

Чтобы маркетплейс привлекал клиентов и увеличивал долю онлайн-продаж, перед проектированием и созданием сайта мы изучили отрасль и решения, которые используют конкуренты.

Прежде всего, мы выделили основных пользователей будущего маркетплейса, это: 

1)   официальные дилеры,

2)   постоянные покупатели,

3)   разовые розничные потребители.

Для каждой группы важны свои задачи и, соответственно, будут свои пользовательские сценарии. Например, официальные дилеры заказывают продукцию в больших объемах, для них важен ассортимент, а также возможность повторить заказ, сделанный ранее, получить электронные версии документов, оформить заказы с отсрочкой платежа и т.д.

Этот анализ каждой группы пользователей помог составить основные рекомендации. Например, мы предложили, наряду с фильтрацией продукции по характеристикам и поиску по наименованию добавить в карточку возможность просматривать наличие того или иного товара на складах различных поставщиков. А в разделе «Каталог» вывести все подразделы второго уровня, чтобы навигация была прозрачной, а путь пользователя до конверсионного действия — минимальным.

Решения

Каталог

Так как новый сервис предполагает продажу товаров разных производителей, нам требовалось объединить информацию в каталоге маркетплейса из учетных систем трех компаний. Это мы реализовали с помощью интеграционного слоя. Работу вели совместно с ООО «ММК-Информсервис». В будущем другие компании, которые присоединятся к маркетплейсу, смогут передавать номенклатуру изделий, а менеджеры «Торгового дома ММК» будут размещать продукцию на сайте.  

Так как продукция заказчика имеет свои специфические свойства (вид, прочность, толщина и т.д.), мы настроили динамическое формирование наименований продукции на основе данных из карточки товара. Система сама создает название товара в каталоге по определенной схеме, ориентируясь на те значения, которые описаны в свойствах.

Для удобства пользователей в каталоге для каждого товара отображается информация о наличии на складах в разных городах. Если есть ограничение по кратности количества товара, то число автоматически округляется в большую сторону до ближайшего значения. Также система подскажет, какой объем рекомендован в этом случае. 

Для разных категорий клиентов в каталоге «Торгового дома ММК» выводятся разные цены. Разницу видят авторизованные пользователи.

Одна из особенностей каталога для этого маркетплейса — в карточке товара можно выбрать единицу измерения (тонна/штука/погонный метр), и система автоматически пересчитает цену. Это справочная информация, при оформлении заказа товар указывается в базовых единицах измерения (например, канаты — в метрах, листы — в тоннах и т.д.). Инструмент перерасчета в каталоге важен в случае, когда пользователями площадки являются не только оптовые покупатели, которые заказывают большими объемами, но и розничные клиенты, которым нужны несколько метров той или иной продукции. 

На сайте предусмотрены разные сценарии поиска. Например, кроме фильтрации с учетом специфики товаров, мы добавили теги. Их создает и настраивает администратор маркетплейса на основании частых запросов. 

Личный кабинет

При регистрации клиенты могут выбрать статус — физическое или юридическое лицо. Во втором случае необходимо оставить реквизиты компании. Для этого на сайте в форме регистрации настроена возможность приложить документы в разных форматах. В дальнейшем любой пользователь может добавить в личный кабинет другие юридические лица и оформлять заказы от их имени.

В личном кабинете, кроме привычных разделов, появляются вкладки «Аукционы», «Претензии», «Сертификаты качества». Например, в «Сертификатах качества» для каждой единицы продукции отображается сертификат либо на всю партию, либо на рулон/пачку.

У юридического лица на маркетплейсе есть вкладка «Управление сотрудниками», так как доступ к личному кабинету могут иметь несколько человек. В рамках одной компании на маркетплейсе они различаются разными ролями и функционалом. Например, верхнеуровневый доступ в качестве администратора дает право создавать, просматривать и редактировать все заказы конкретного юридического лица, а также управлять другими пользователями и их уровнями доступа.

Оформление и доставка заказа

Кроме привычной для интернет-магазинов функции «Купить в один клик» мы также реализовали возможность сделать быстрый заказ. Пользователь может загрузить список товаров с помощью файла Excel по представленному шаблону, и все товары отправятся в корзину. На странице есть пояснительный текст по загрузке и файл-пример, доступный для скачивания. 

Еще одна особенность маркетплейса: способы доставки зависят от склада и типа продукции. Например, со складов «Торгового дома ММК» доступен самовывоз, также продукцию могут доставить автотранспортом поставщика. При этом оформить доставку транспортной компанией можно при заказе продукции со складов «ММК-Метиз». Тариф и стоимость автоматически рассчитываются во время оформления заказа. 

Интеграции

Чтобы реализовать весь задуманный функционал потребовалось связать веб-ресурс с разными системами, например, в списке интеграция с 1С. Также мы подключили платежные системы онлайн-оплаты, систему кредитования Сбербанка, интегрировали сайт с онлайн-кассой «Такском», сервисами расчета доставки транспортных компаний, сервисом определения города и смс-сервисом.

Результат

Площадка работает с апреля 2021 года. С каждым месяцем количество онлайн-заказов растет. У компании есть планы достигнуть к 2025 году статуса лучшего поставщика, развитие продаж через цифровые каналы — часть стратегии. Переход в онлайн значительно упростил клиентам процесс поиска и заказа нужной продукции. А заказчик получил сервис, который включает все необходимые для развития E-commerce элементы:

  • удобный каталог с учетом нескольких сценариев поиска товара на основе пользовательских сценариев;

  • личный кабинет для физических и юридических лиц;

  • нестандартные интеграции с несколькими системами заказчика и внешними сервисами;

  • дизайн с проработкой адаптивности для популярных платформ.

Маркетплейс для производителей — пока ещё новая форма взаимодействия бизнеса с бизнесом. Российский B2B-рынок только в начале развития электронной коммерции. На этапе реализации возникает много сложностей. С какими рисками и проблемами сталкиваются компании во время внедрения B2B-портала? Чтобы ответить на этот и другие вопросы и помочь производителям, мы провели исследование, в котором приняли участие почти 50 компаний из разных секторов.



Ответить?
Введите капчу

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is