Куда катится SEO: итоги 2023 и тренды 2024 года
В течение всего 2023 года SEO-тренды формировали целый ряд игроков, каждый из которых так или иначе влиял на digital-индустрию. Это, в первую очередь, поисковые системы, которые продолжают активно развиваться и регулярные обновления их алгоритмов. Это и SEO-оптимизаторы, разработчики, которые не только адаптируют сайты под поисковики, но и вводят свои собственные тренды, а также сами пользователи, которые влияют на то, как сайты будут ранжироваться.
Разберем тренды, которые сформировались по итогам прошедшего года.
Лидеры выдачи
В выдаче продолжают доминировать по еще большему количеству запросов следующие сайты:
- агрегаторы (wildberries.ru, ozon.ru, megamarket.ru, avito.ru);
- гиганты рынка(mvideo.ru,detmir.ru,sportmaster.ru);
- сильные сайты отзовиков (Otzovik.com,Irecommend.ru);
- информационные сайты (tehnobzor.ru, inmyroom.ru, baby.ru, rutube.ru );
- сайты среднего сегмента (большой спектр разных сайтов-каталогов);
- смешанные сайты разного уровня, например, коммерческие сайты, которые вводят информационные разделы, и наоборот.
На примере видно, как агрегаторы занимают прочные места в Google и Яндексе, в том числе по ряду товарных запросов, связанных с продуктами общего потребления. Еще буквально 2-3 года назад ситуация была иной, и у агрегаторов не было таких сильных позиций.
Консервация топов
Раньше консервация происходила за счет алгоритмов, когда они не допускали появления в поиске сайтов, которые еще не имеют достаточный возраст, опыт и показатели. Сегодня консервация происходит за счет ротации, среди опытных сайтов встречаются новые ресурсы. Поэтому сегодня для них есть возможности для ранжирования и выхода в топы. Однако по-прежнему высокие позиции в поисковой выдаче занимают глобальные лидеры, и новым сайтам необходимо прикладывать максимум усилий, чтобы с ними конкурировать.
Разработки и технологии
Растет популярность JavaScript фреймворков. Сайты на JS становятся популярны и в Рунете. Разработчики чаще используют фреймворки, чтобы сделать сайты более технологичными, доступными для масштабирования и редактирования кода. Однако эти тренды также несут с собой и ряд вызовов для оптимизаторов, с которыми приходится активно работать.
Смешанные интенты запросов
Большинство запросов имеют одновременно и коммерческий, и информационный интент. Особенно это заметно в сфере бытовой техники и электроники, в топы выходят и те, и другие страницы. Соответственно, имеет смысл создавать на сайтах отдельные страницы каталогов, обзоров и продвигать их.
Кроме того, все чаще в выдаче появляются сайты, созданные специально для сравнительных обзоров.
Создание новых страниц
Этот тренд сохраняется уже несколько лет. В 2024 году он также будет присутствовать. Не все сайты делают на нем акцент и регулярно обновляют семантику, однако создание новых страниц дает возможности роста трафика ресурсам. Например, в Google могут ранжироваться сразу несколько отдельных информационных страниц.
Например:
Категорийный спрос
Также сохраняется тренд на создание отдельных категорийных страниц с большим количеством комбинаций запросов. Они регулярно появляются на сайтах и хорошо собирают трафик. Такие страницы актуальны для тематик: электроника, одежда, продукты питания, товары для животных и так далее.
Облака запросов
Оптимизаторы продолжают создавать отдельные страницы под облака запросов, которые также хорошо ранжируются в выдаче и занимают позиции в топах.
Отзывы
Сохраняется большой спрос на отзывы. Они становятся все более значимыми как для пользователей, так и для SEO-стратегий. Многие создают для них отдельные страницы или листинги.
Рейтинги и обзоры
Это также не новый тренд, хотя своей актуальности он не потерял и сохранит ее в 2024 году. Рейтинги и обзоры регулярно публикуются и собирают хороший трафик.
Коммерческие и EAT-факторы
Работа с коммерческими и EAT-факторами – сегодня один из важных трендов в SEO. Это, в первую очередь, улучшает ранжирование, во-вторых, влияет на показатели и конверсию. Здесь продолжают работать по следующим направлениям.
Региональное продвижение
Бизнесы, которые присутствуют в разных локациях, активно используют региональное продвижение. У каждого сайта своя региональная специфика: кто-то создает отдельные страницы с точечной оптимизацией, кто-то целые отдельные домены.
Наличие и аналоги
При отсутствии товара на его странице сразу предоставляют возможность подобрать аналог. Это отличная возможность обработать трафик на товар, который стал недоступен для продажи.
Товары в статьях
Подборка товаров активно используется на большом количестве сайтов. Буквально 3-4 года назад статьи, в которых показаны страницы товаров, встречались редко, однако сегодня это становится мейнстримом.
Также дополнительными инструментов для улучшения коммерческих факторов продолжают быть скидки и акции, а также обзоры от конкретных пользователей.
Ссылочные факторы
Активно развиваются точечные инструменты для ссылочных стратегий. Используются публикации в СМИ (аутрич) и PBN для линкбилдинга. Также набирает популярность работа с дропами, подклейки и сателлиты дают хорошие результаты и в Google, и в Яндексе. При этом важно, чтобы была ссылочная динамика и ссылки всех типов появлялись на сайтах плавно.
Накрутка поведенческих факторов
Активно обсуждается последние три года, но не теряет своей актуальности. Однако с августа 2023 года постепенно происходит снижение накрутки, хоть и незначительное.
Искусственный интеллект для создания текстов/изображений
Работа с искусственным интеллектом активно набирает обороты. При этом ряд задач ИИ решает успешно, а с некоторыми справляется пока не очень эффективно. Например, нейросеть хорошо пишет несложные тексты, составляет планы статей, вопросы и ответы, описание товаров. Однако сложные тексты получаются сухими, могут содержать фактические ошибки и неактуальную информацию.
С генерацией изображений ИИ также справляется очень хорошо. С его помощью создают уникальный контент для статей и не только.
Вывод
2023 год был богат на нововведения. Все участники digital-рынка активно работали и развивались, тем самым задавая тренды SEO, которые будут с нами и в 2024 году. Среди них:
- рост популярности JS-сайтов и необходимость их оптимизировать;
- рост популярности SEO как канала при снижении активности других рекламных источников (в России);
- повышение роли EAT/коммерческих и контентных факторов;
- снижение роли ссылочных факторов, спамных ПФ;
- повышение степени влияния трафика из других доступных источников (Telegram и прямой трафик) на динамику органического трафика;
- успешное внедрение нейросетей в работу (текстовые блоки и изображения).